Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности применения нестандартных уроков в начальной школе при обучении иностранному языку
Для реализации поставленной цели, нами выдвинуты задачи исследования:
определить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
выявить психолого-педагогические предпосылки использования нетрадиционных форм урока в начальной школе;
описать специфику нетрадиционных форм уроков иностранного языка и различные формы их проведения;
обосновать необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 6
1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе………...6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе ………………………………………….…………... 11
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………………..……………….. 16
2.1 Нетрадиционные формы урока иностранного языка в начальной школе. …………………………………………………………………………………………… 16
2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе…………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….. 38
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
1. Применение урока-драматизации в процессе обучения иностранному языку в начальной школе………. ………………………………………………………..…44
2. Урок-драматизация для 4 класса средней школы…………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая окончательный вариант.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)


                  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение  высшего  профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_______________________________________

 

                КУРСОВАЯ РАБОТА

                                  по теме:

Нетрадиционные  формы урока как один из способов повышения 

  эффективности обучения иностранному языку в начальной школе.

                                                                         

                                                                            Выполнила: студентка 4 курса,

                                                                           факультета иностранных языков,

                                                                           

                                                                            Научный руководитель:

                                                                            кандидат педагогических наук,

                                                                           

                       Оценка:

 

 

 

 

 

   Оренбург

        2011

           Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 6

    1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе………...6

1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе ………………………………………….…………... 11

Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………………..……………….. 16

2.1 Нетрадиционные формы урока  иностранного языка в начальной школе. …………………………………………………………………………………………… 16

2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе…………………………………………………… 26

Заключение …………………………………………………………………….. 38

Список литературы………………………………………………………………42

Приложение………………………………………………………………………44

1. Применение урока-драматизации в процессе обучения иностранному языку в начальной школе………. ………………………………………………………..…44

2. Урок-драматизация для 4 класса средней школы…………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В число приоритетных задач современного лингвистического образования  входит  развитие у детей в процессе обучения способности ценить человеческую общность, а также понимать и принимать существующие между народами, этническими группами различия, в том числе полярные представления о мире. Подобная способность должна стать объектом целенаправленного формирования и, прежде всего, в процессе обучения иностранному языку [4].Это подтверждается объективно существующим социальным интересом к изучению иностранных языков и определяет важность предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.

В нашей работе мы рассматриваем повышение эффективности обучения иностранному языку в начальной школе с помощью применение в процессе обучения  нетрадиционных уроков.

Понятие нестандартного (нетрадиционного) урока появилось в педагогике в последние десятилетия XX века. Накопленный научнопедагогический опыт не содержит его развернутого определения «нестандартный» (Г.Ц. Молонов, И.П. Подласый, Т.А. Стефановская), «нетрадиционный» Т.И. Тимошенко), «необычный» (C.B. Кульневич, Т.П. Ланкоценина), «свободный» (Н.Е. Щуркова). Нестандартный урок как средство повышения эффективности усвоения иностранного языка специально не рассматривался, не выявлялись также его функции в этом процессе. 

Нестандартный урок:

-  урок, формально сохраняющий основные признаки классического урока: наличие класса с неизменяющимся составом учащихся и расписания с соблюдением чередования учебных дисциплин, точно определенное время и др. Отличия нетрадиционного урока от традиционного;

- урок индивидуальной и гибкой структуры, характеризующийся отсутствием шаблона, наличием проблемных ситуаций, полипредметным  или метапредметным содержанием, разнообразием видов деятельности и источников информации, целенаправленным воздействием на эмоционально-ценностную сферу учащихся.

Определяющими чертами подобного урока можно считать наличие развивающей цели, возникновение у обучаемых интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), проявление инициативы, стремление участвовать в коллективной познавательной деятельности. Перечисленные особенности нестандартных уроков свидетельствует об их огромной практической значимости.

Нестандартный урок является проблемным, поскольку на нем создаются ситуации несоответствия между знаниями, имеющимися у школьников, и знаниями, требуемыми для решения новой задачи. Реализация задач каждого нестандартного урока возможна только в специально разработанной системе уроков.

В нашей работе мы взяли за основу младший школьный возраст, т.к. именно   в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

Кроме того, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой.

Проблема  исследования – обоснование применения нетрадиционных уроков  в начальной школе как средства повышения эффективности обучения иностранному языку.

Цель исследования – раскрыть особенности применения нестандартных уроков в начальной школе при обучении иностранному языку

Для реализации поставленной цели, нами выдвинуты  задачи исследования:

        • определить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
  • выявить психолого-педагогические предпосылки использования  нетрадиционных форм урока в начальной школе;
  • описать специфику нетрадиционных форм уроков иностранного языка и различные формы их проведения;
  • обосновать необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка;

      Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в начальной школе

       Предмет исследования –  нетрадиционные уроки на начальном этапе обучения иностранному языку.

       Методы исследования - теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта по применению нетрадиционных уроков на практике.

   Практическая  значимость работы: материалы данного исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка, а так же  студентами педагогических вузов при изучении процесса обучения английскому языку в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе.

 Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Согласно концепции о переходе на двенадцатилетнее обучение учебный предмет «Иностранный язык» включён в число дисциплин начального цикла образования. Предмет «Иностранный язык» будет представлен в компоненте содержания начального образования под названием «Словесность», в котором задаются общие цели языкового образования в современной школе.

Основные функции иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Все эти функции учебного предмета реализуются с первых шагов обучения.

Тот факт, что в новой  модернизированной школе иностранный  язык предлагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности.

Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет  им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

      В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся. 
           Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.      

  Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями  языка.

         Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием  речи на иностранном языке  могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с  одной стороны, необходимо овладение  различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);

- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания). 
           Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у младших школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.     

  Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор младших школьников, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

           Можно выделить три основных  компонента содержания обучения  иностранному языку в начальной школе:     

   Первым  являются коммуникативные умения, вторым – языковые знания и навыки оперирования ими, третьим – социокультурные знания и умения. Указанные компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Основным следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями.   Все три указанные основные компоненты взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Английский язык».      

 В процессе изучения  английского языка в начальной школе реализуются следующие цели:

• формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

Информация о работе Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения иностранному языку в начальной школе