Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть особенности применения нестандартных уроков в начальной школе при обучении иностранному языку
Для реализации поставленной цели, нами выдвинуты задачи исследования:
определить особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
выявить психолого-педагогические предпосылки использования нетрадиционных форм урока в начальной школе;
описать специфику нетрадиционных форм уроков иностранного языка и различные формы их проведения;
обосновать необходимость применения нетрадиционных форм уроков на уроках иностранного языка;
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 6
1.1 Особенности обучения иностранному языку в начальной школе………...6
1.2 Психолого-педагогические предпосылки использования нестандартных форм урока в начальной школе ………………………………………….…………... 11
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………………..……………….. 16
2.1 Нетрадиционные формы урока иностранного языка в начальной школе. …………………………………………………………………………………………… 16
2.2 Методика применения нетрадиционных форм урока при изучении английского языка в начальной школе…………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….. 38
Список литературы………………………………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
1. Применение урока-драматизации в процессе обучения иностранному языку в начальной школе………. ………………………………………………………..…44
2. Урок-драматизация для 4 класса средней школы…………………………..47
Таким образом, пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, природная любознательность, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, имитационные способности и т.д. способствуют эффективному решению задач при обучении иностранному языку.
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1 Нетрадиционные формы урока иностранного языка в начальной школе.
Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и педагогической единицей процесса обучения и воспитания. Основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация [13].
Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная, задача «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке. Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.
У урока иностранного языка своя специфика, так как, в нем в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся, которую учитель не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся и учителя для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий, а именно нетрадиционный урок. Он представляет собой импровизированное учебное занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
Можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к они творческие и необычные.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся при обучении иностранным языкам являются уроки, направленные на установление межпредметных связей: урок-проект, интегрированный урок; уроки-творчества: урок-праздник, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-драматизация; уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий: видео-урок, интернет-урок.
Урок с использование Интернета.
Уникальные возможности для изучения иностранного языка создают интернет-технологии..
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили его потенциал. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Прежде всего следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.
Основная цель предмета «иностранный язык» — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.
Интегрируя в учебный процесс информационные ресурсы сети Интернет, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке - совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности. Интернет помогает создавать естественную языковую среду.
Интернет-технологии в методике обучения иностранным языкам - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет. Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках.
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов:
Notlist – «список по теме» - список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Достаточно лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета, и вы получите нужный хотлист.
Multimedia scrapbook ––– «мультимедий черновик» - своеобразная коллекция мультимедийных ресурсов, в которой содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и анимацию.
Treasure hunt – «охота за сокровищами»» – содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. В конце учащимся может быть задан один общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Subject sampler - направлен на обсуждение социально-заостренных и дискуссионных тем. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы, а также выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.
Webquest – «Интернет-проект» – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме. Затем учащиеся делятся на группы и изучают один определенный аспект темы. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения интернет-проекта через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Notlist и multimedia scrapbook направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Treasure hunt, subject sampler и webquest уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся [11].
Урок- проект.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.
Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов: выбор темы (проблемы) проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты как личностные, так и групповые с открытой явной координацией внутриклассные и внутришкольные; мини-проекты, краткосрочные и проекты, которые выполнялись в течение месяца. При работе над проектами используются следующие виды деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в малых группах.
Применение уроков-проектов способствует сформированности таких умений и навыков, как:
Коммуникативные - аудирование, письмо, говорение, чтение.
Общеучебные - умение и навыки работы в сотрудничестве, умение взаимодействовать с любым партнером, навыки делового партнерского общения.
Презентационные - умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения.
Поисковые (исследовательские) - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, умение запросить недостающую информацию.
Менеджерские - умение планировать деятельность, время, навыки анализа собственной деятельности.
Использование метода проектов при обучении английскому языку позволяет учителю:
Метод проектов позволяет учителю формировать успешную интеллектуальную и творческую личность, обладающую высокой информационной и лингвистической культурой [12].