Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:12, дипломная работа
Работа включает теоретический анализ особенностей освоения детьми дошкольного возраста цветовыми прилагательными, а также раскрывает систему работы по обогащению словарного запаса детей через знакомство с прилагательными, обозначающими различные оттенки цветов, в разнообразной деятельности.
Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................
1.2. Особенности обогащения словаря детей в онтогенезе через прилагательные цвета................................................................................
1.3. Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста................................................................................
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.3. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................
Заключение...............................................................................................
Библиографический список
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
специальность 050715.65 – Логопедия
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ ЦВЕТА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА | ||
Студентка | ||
Научный руководитель
|
2013
Оглавление
Введение...................... Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета 1.1. Проблема изучения развития
словаря детей дошкольного 1.2. Особенности обогащения 1.3. Методы и приемы обогащения
словаря детей старшего Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета 2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
Заключение.................... Библиографический
список …............................. Приложение.................... |
Введение
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста - процесс необходимый не только для развития речи, но и для накопления сведений об окружающем мире, стимуляции развития мышления, внимания, закладывания функций саморегуляции.
Необходимость изучения лексической стороны речи диктуется
недостаточно глубокими разработками
в данной проблеме.
Анализ литературных источников свидетельствует
о том, что вопрос активизации словарного
запаса дошкольников вызывает большой
интерес у исследователей в различных
областях научного познания. Так О.С. Ушакова
[19] рассматривает развитие речи у детей
в норме поэтапно, разработав программу
развития речи детей дошкольного возраста
в детском саду. Н.С. Жукова[7], Л.Н. Ефименкова
[8], С.Н. Сазонова [16] рассматривали вопрос
формирования словаря у детей с общим
недоразвитием речи.
Методики обследования словаря предлагают
В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева [15]. Ф.Г. Даскалова
разработала комплексный вербальный тестовый
метод, основным приемом которого являются
свободные словесные ассоциации. В.И. Яшина,
Т.А. Ткаченко[18], В.В. Юртайкин, В.П. Балобанова[1]
разработали методики по выявлению состояния
словаря у дошкольников с общим недоразвитием
речи. Методические основы словарной работой
разрабатывались М.М. Алексеева[14], А.М.
Бородич [2].
Таким образом, в отечественной науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют всестороннего развития и обогащения активного словаря детей, а с другой, наблюдается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в изучении данного вопроса в контексте обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Цель исследования: изучить возможности использования прилагательных цвета как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования: обогащение словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня прилагательными цвета.
Гипотеза исследования: мы предполагается, что обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет протекать быстрее в процессе узнавания оттенков цветов, если будут выполнены следующие условия:
- содержание предлагаемых занятий и упражнений будет учитывать поэтапность усвоения детьми качественных прилагательных;
- словарная работа
проводится в единстве с
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы обогащение словаря как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Охарактеризовать особенности освоения словарного запаса детей дошкольного возраста;
3. Раскрыть разнообразие методов и приемов словарной работы в ДОУ;
4. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе ознакомления с цветовыми прилагательными.
Методологической основой исследования является:
- учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре;
- учение А.Н. Гвоздева об этапах речевого развития ребенка в норме;
- исследование Н.Ф.
Виноградовой, А.И. Сорокиной о
работе по умственному
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика уровня развития словаря (Р.И. Лалаевой) и методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета;
3. Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволит систематизировать знания об обогащении словаря детей с ОНР III уровня прилагательными цвета, что позволит влиять на качественное развитие словарного запаса дошкольников.
Практическое значение работы в том, что предложенный комплекс диагностики и занятий по развитию словаря и семантической стороны слова может быть использован педагогами и логопедами ДОУ.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Д/c «Аленка», г. Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения[...]
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
Язык как средство общения - это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.
Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического значений. Лексические значения - сгустки человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности[...].
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно - образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно - логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. [...]
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи [...]:
1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).