Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:12, дипломная работа

Описание работы

Работа включает теоретический анализ особенностей освоения детьми дошкольного возраста цветовыми прилагательными, а также раскрывает систему работы по обогащению словарного запаса детей через знакомство с прилагательными, обозначающими различные оттенки цветов, в разнообразной деятельности.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................
1.2. Особенности обогащения словаря детей в онтогенезе через прилагательные цвета................................................................................
1.3. Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста................................................................................
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.3. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................
Заключение...............................................................................................
Библиографический список

Файлы: 1 файл

гр.Л-09.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

специальность 050715.65 – Логопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ ЦВЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

   

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

   

Студентка 

   

Научный руководитель

                   


 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Оглавление

Введение.....................................................................................................

Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета

1.1. Проблема изучения развития  словаря детей дошкольного возраста  с нормой речевого развития  и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................

1.2. Особенности обогащения словаря  детей в онтогенезе через прилагательные  цвета................................................................................

1.3. Методы и приемы обогащения  словаря детей старшего дошкольного  возраста................................................................................

Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета

2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........

    1. Система занятий по обогащению словаря  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
    2. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................

Заключение...............................................................................................

Библиографический список ….............................................................

Приложение..............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.

Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Развитие словаря детей  старшего дошкольного возраста - процесс  необходимый не только для развития речи, но и для накопления сведений об окружающем мире, стимуляции развития мышления, внимания, закладывания функций саморегуляции.

Необходимость изучения лексической стороны речи диктуется недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.  
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О.С. Ушакова [19] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н.С. Жукова[7], Л.Н. Ефименкова [8], С.Н. Сазонова [16] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.  
Методики обследования словаря предлагают В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева [15]. Ф.Г. Даскалова разработала комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации. В.И. Яшина, Т.А. Ткаченко[18], В.В. Юртайкин, В.П. Балобанова[1] разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Методические основы словарной работой разрабатывались М.М. Алексеева[14], А.М. Бородич [2].

Таким образом, в отечественной  науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные  условия требуют всестороннего  развития и обогащения активного словаря детей, а с другой, наблюдается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в изучении данного вопроса в контексте обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Цель исследования: изучить возможности использования прилагательных цвета как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект исследования: обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР  III уровня прилагательными цвета.

Гипотеза исследования: мы предполагается, что обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет протекать быстрее в процессе узнавания оттенков цветов, если будут выполнены следующие условия:

- содержание предлагаемых  занятий и упражнений будет  учитывать поэтапность усвоения детьми качественных прилагательных;

- словарная работа  проводится в единстве с развитием  познавательных процессов, закреплением  словарных единиц в разных видах деятельности.

Задачи:

1. Изучить теоретические  основы проблемы обогащение словаря как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Охарактеризовать особенности освоения словарного запаса детей дошкольного возраста;

3. Раскрыть разнообразие методов и приемов словарной работы в ДОУ;

4. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе ознакомления с цветовыми прилагательными.

Методологической основой исследования является:

 - учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре;

- учение А.Н. Гвоздева  об этапах речевого развития  ребенка в норме;

- исследование Н.Ф.  Виноградовой, А.И. Сорокиной о  работе по умственному воспитанию  детей дошкольного возраста в  процессе ознакомления с окружающим  миром.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика уровня развития словаря (Р.И. Лалаевой) и методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета;

3. Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволит систематизировать знания об обогащении словаря детей с ОНР  III уровня прилагательными цвета, что позволит влиять на качественное развитие словарного запаса дошкольников.

Практическое  значение работы в том, что предложенный комплекс диагностики и занятий по развитию словаря и семантической стороны слова может быть использован педагогами и логопедами ДОУ.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Д/c «Аленка», г. Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета

1.1. Проблема  изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения[...]

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе  работы по развитию речи, обратимся  к характеристике слова, его роли в языке и речи.

Язык как средство общения - это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Главной особенностью слова  является единство лексического и грамматического  значений. Лексические значения - сгустки  человеческих знаний об определённых сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был  изучен Л.С. Выготским, установившим, что  ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности[...].

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно - образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно - логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий  отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный  словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. [...]

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они  сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Анализ природы слова  и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

Второй аспект заключается  в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в  трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи [...]:

1. Обогащение словаря,  т. е. усвоение новых, ранее  неизвестных ребёнком слов, а  также новых значений ряда  слов, уже имеющихся в их лексиконе.  Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета