Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:12, дипломная работа
Работа включает теоретический анализ особенностей освоения детьми дошкольного возраста цветовыми прилагательными, а также раскрывает систему работы по обогащению словарного запаса детей через знакомство с прилагательными, обозначающими различные оттенки цветов, в разнообразной деятельности.
Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................
1.2. Особенности обогащения словаря детей в онтогенезе через прилагательные цвета................................................................................
1.3. Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста................................................................................
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.3. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................
Заключение...............................................................................................
Библиографический список
Мы сравнили эти результаты с результатами констатирующего эксперимента и увидели, что детей с высоким уровнем по данной методике оказалось на 20% больше, детей со средним уровнем увеличилось на 40%. Наглядно это можно представить на рисунке №12.
Рисунок 10 - Уровень развития у детей экспериментальной группы умения выделять признаки предмета
Анализ методики 4 показал, что детей с высоким уровнем стало шесть человек (60%), со средним четверо (40%), с низким уровнем детей нет.
Далее мы сравнили эти результаты с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента и обнаружили, что детей с высоким уровнем увеличилось на 30%, со средним уровнем уменьшилось на 20%, с низким уровнем детей не стало. Это можно проследить по рисунку 13.
Рисунок 11 - Уровень развития у детей умения правильно употреблять признаки предмета
Качественный анализ результатов позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе дети могут объяснить 2-3 переносных значения имен прилагательных в словосочетаниях. При объяснении смысла синонимических пар (засмеялись – захихикали, бежать - мчаться) некоторые дети объясняют смысл даже таких синонимических пар, как засмеялись – захихикали. Но большинство детей определяют только синонимические пары, отражающие характер движения.
Многие дети стали лучше ориентироваться в словах синонимического ряда: большой – огромный, громадный. То есть, при составлении предложений точнее ориентируются на смысловое различие слов. При подборе синонимов к словосочетаниям могут без труда объяснить смысл в целом (свежий хлеб – его только что испекли), но затрудняются подобрать правильный синоним. В условиях речевой ситуации могут подобрать по несколько слов разных частей речи (радостный, бежал, грустный). При составлении рассказа с синонимами и антонимами могут использовать синонимы, которые поняты лишь в данном контексте (маленький, грибной дождь). С помощью родового понятия без труда объясняют значение слова: мяч – это игрушка для детей и т.д. Ребята более уверенно подбирают антонимы к словам, допуская лишь грамматические ошибки (плакать - смех).
Анализ результатов, полученных на контрольном этапе, и сравнение их с данными констатирующего этапа эксперимента, показали, что состояние словарного строя у детей экспериментальной группы в результате коррекционного воздействия с привлечением игровых средств повысилось.
Обобщив результаты всех методик, мы сравнили эти результаты с результатами констатирующего эксперимента и увидели, что детей с высоким уровнем оказалось на 60% больше, детей со средним уровнем было 70 %, а после формирующего эксперимента оказалось 30%. Низкий уровень был выявлен у 20%, а после формирующего эксперимента низкий уровень выявлен не был.
Наглядно это можно представит на рисунке 4.
Рисунок 12 - Показатели уровня сформированности словарного запаса детьми старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
Результаты контрольного эксперимента подтвердили, что, используя систему занятий по обогащению словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, можно добиться положительных результатов в процессе узнавания оттенков цветов.
Таким образом, наша гипотеза о том, что обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет протекать быстрее в процессе узнавания оттенков цветов, если будут выполнены следующие условия:
- содержание предлагаемых
занятий и упражнений будет
учитывать поэтапность
- словарная работа проводится в единстве с развитием познавательных процессов, закреплением словарных единиц в разных видах деятельности;
подтвердилась.
Заключение
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих различные нарушения речи, показали, что в настоящее время проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Лексико-грамматические
нарушения при общем
Нами были изучены и обоснованы игровые методы, которые мы использовали в коррекционной работе по обогащению лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В ходе обследования мы обнаружили и зафиксировали улучшения показателей лексической стороны речи детей. Детей с высоким уровнем развития лексического строя речи стало больше, чем на начальном этапе нашей работы. После проведения формирующего эксперимента, на котором были проведены занятия по обогащению словаря детей экспериментальной группы, мы провели повторную диагностику для выявления уровня словаря детей, для того чтобы сравнить результаты исследования.
Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики и грамматики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Но все же большинство исследуемых детей ещё не достигли возрастной нормы. Поэтому мы видим необходимость продолжения коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.
Мы полагаем, что предложенная нами работа поможет как родителям, так и логопедам и воспитателям детских садов.
Библиографический список
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей. - М., 1999.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алексеева М.М., Яшина
В.И. Методика развития речи
и обучения родному языку дошко
4. Арсентьева С.Ф. Особенности
словаря детей среднего и
5. Арушанова А.Г., Юртайкина
Т.М. Формы организованного
6. Арушанова А. Г.
Речь и речевое общение детей:
Книга для воспитателей
7. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М., 1994.
8. Бородич А.М. Методика
развития речи детей
9. Вольцис К. О воспитании
целенаправленности у детей в
процессе совместного труда//
10. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. – 378с.
11. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
15. Гвоздев А.Н. Формирование
у ребенка грамматического
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1988. – 363с.
17. Гербова В. В, Использование
детьми третьего года жизни
словарного запаса в
18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада - М., 1993
19. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М., 1994.
20. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М., 1991
21. Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М., 1996.
22. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 56с.
23. Жукова Н.С., Мастюкова
Е.М. Преодоление задержки
24. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Владос, 2001. – 378с.
25. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.
26. Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей. //Избранные психологические труды. - М., 1986. - 384с.
27. Зимняя И.А. Речевая
деятельность и психология
28. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975
29. Иванова Н.П. Система
словарной работы как средство
оптимизации умственного
30. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1998. – 192 с.
31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1989. – 267с.
32. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – с. 83-101
33. Лурия А. Р. Речь и мышление. – Изд-во МГУ, 1969.
35. Максакова А.И. Правильно ли говорит Ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – 364с.
36. Негневицкая Е.И. Язык и дети. – М.: Просвещение, 1985. – 345с.
37. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П. Усовой. – М.: Владос, 2005. – 345с.
38. Проблема изучения речи дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Владос, 2004. – 245с.
39. Развитие речи дошкольников / Под ре. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 267с.
40. Развитие речи и речевого общения / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Академия, 1995. – 357с.
41. Справочник работника народного образования. - М., 1993.
42. Соловьева О.И. Методика
развития речи и обучения
43. Струхина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - № 2. – 1981. – С. 7 – 11.
44. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. – М.: Просвещение, 1988. – 363с.
45. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1981.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1991.
47. Ушакова О.С. Методика
развития речи детей
48. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Владос, 2001. – 456с.
49. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. – М., 1948. -Т.6.
50. Фомичева М.Ф. Воспитание
у детей правильного
51. Чуковский К.И. От двух до семи. - М., 1990.
52. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987
53. Швачкин Н.X. Развитие
речевых форм у младшего
54. Шмелев Д.И. Очерки
по семасиологии русского
55. Швайко Г.С. Игры
и игровые упражнения для
56. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1986. – 257с.
57. Ядэшко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М.: Владос, 2006. – 278с.
58. Ярдеева Л.Ю. Функциональные особенности цветовых прилагательных в лирике Н.Гумилева // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003.– Т. 1.– С.82-84.
И еще: