Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:12, дипломная работа

Описание работы

Работа включает теоретический анализ особенностей освоения детьми дошкольного возраста цветовыми прилагательными, а также раскрывает систему работы по обогащению словарного запаса детей через знакомство с прилагательными, обозначающими различные оттенки цветов, в разнообразной деятельности.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................
1.2. Особенности обогащения словаря детей в онтогенезе через прилагательные цвета................................................................................
1.3. Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста................................................................................
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.3. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................
Заключение...............................................................................................
Библиографический список

Файлы: 1 файл

гр.Л-09.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Помимо того, что цветообозначения в языке обозначают собственно названия цветов, связанные с цветом как  с физическим явлением, они обусловлены  социально, т.е. связаны с социолингвистической традицией, утвердившейся среди  членов данного социума. Цветовые ощущения вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния, т.е. различные ассоциации. Цветовая лексика способна переосмысливаться и обозначать уже не цвет как таковой, а эмоциональные, психические, социокультурные и другие значения. Например, желтый цвет цветка обозначает во многих культурах измену, разлуку, в других – уважение к старшему по возрасту, положению. [58]

В XVIII - ХЕХ вв. в словах, обозначающих цвет, видели средство передачи определенных оттенков смысла, средство выражения авторского «я» или просто средство украшения. XX век в корне изменил отношение к проблеме цвета. Естественные науки выделили цвет как самостоятельную категорию, понимаемую вне определенного предмета. Цвет воспринимался как явление физическое, доступное описанию в точных цветовых параметрах (например, длина световой волны); как явление, имеющее определенную физиологическую природу — различия в длине световой волны, достигающей глаза, преобразование этих волн в различные реакции зрительного восприятия.

В лингвистике, изучая цветовую лексику, Б. Берлин и П. Кэй задались целью выяснить, какие цвета являются фокусными (основными). Для этого  они предлагали испытуемым выбрать  среди набора цветных фишек те, которые лучше всего соответствуют  основным категориям их языков, и указать все фишки, которые также могут быть названы этими словами. В результате фокусные цвета оказались сгруппированными вокруг 11 «основных» цветов (белый, черный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый и т.д.). Эти цветовые категории в определенной последовательности возникают в эволюции языка. Они отражают универсальные характеристики цветовосприятия и, по предположению авторов, являются производными оппонентных характеристик цветовой системы.. 58]

Проанализируем группу слов, представляющих бесспорный интерес с точки зрения создания красочности и выразительности языка - прилагательные с общим значением цвета. Выбор прилагательных с общим значением цвета объясняется не только их ролью в деле создания красочности и выразительности языка, но и многообразием представленных примеров. Это действительно весьма многочисленная группа (в ее состав входит около 70 слов), включающая в себя многие из зафиксированных словарями русского языка цветовых прилагательных.

Среди прилагательных, имеющих прямое значение цвета, наиболее активно используются непроизводные прилагательные: белый (72), черный (40), голубой (42), красный (46), зеленый (41), синий (24), алый (21), розовый (22), серый (9), желтый (8) и др. ("В тучах черных… Ехала черная карета…Черных буйволов в поле ведет…  Злой насмешник в красном плаще… Кто любит красный цвет?")

Следующая группа – это  прилагательные с суффиксом -ов- (-ев-) означают "относящийся к тому или свойственный тому, что названо  мотивирующим словом" Данная группа представлена следующими примерами: сиреневый, лазоревый, пурпуровый, малиновый Прилагательные с суффиксом –н- "обозначают признак, относящийся к предмету, явлению, названному мотивирующим словом"  Эта группа представлена следующими примерами: киноварный, лазурный, пурпурный ("Цветы пурпурные звенят… лазурный цветок…").

Вторая группа -  так  называемые «слова с семантикой ослабленного признака». Они представлены следующими прилагательными: розоватый, красноватый, зеленоватый ("На шелку зеленоватом… Розоватые ногти…"). Эта группа  прилагательных немногочисленная. [58]

Для поэтического языка  характерно использование прилагательных, где происходит перенос значения: характеристику цвета приобретает  прилагательное с другим значением, которое свойственно ему вне  данного контекста. Эта группа весьма многочисленна: снежный, жемчужный, изумрудный, молочный, пепельный, янтарный, эбеновый и другие.

Следующей особенностью языка является использование цветовых прилагательных в переносном значении. Так, например, прилагательное "белый", кроме своего основного значения цвета, употребляется в следующих значениях – ‘светлый, чистый’, "черный" – ‘преступный, злой, дурной’

Итак, можно утверждать, что система цветообозначений в  обладает рядом специфических черт, находится в стадии формирования, становления.[58]

  Исследования ученых Истоминой  З.М., Пилюгиной Э.Г., Венгер Л.А.  и др., показали, что дети третьего  года жизни, назвав какой-либо  из цветов, часто не связывают  это название с конкретным  цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или на какой- либо другой цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось. Полное слияние слов – названий цвета с конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. –  не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

  Исследования группы ученых  Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и ребенка-дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.[...]

В изобразительной деятельности знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных каракуль, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия не только развивают координацию движений, но способствуют накоплению цветового опыта. Период раннего и младшего возраста, где внимание направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. На третьем году жизни детей привлекает не только процесс закрашивания, но восприятия пятна. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен, штрихов. Ассоциативный рисунок отличается от первых каракуль тем, что ребенок дает характеристику цвета и высказывает свое отношение к нему.

В начале и в конце третьего года жизни ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет – кирпичный, томатный, кровавый, солнечный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная.

В младшей группе детского сада дети (3 – 4 лет) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу. [...]

Вначале у детей формируют представления  об ахроматических цветах, белом и  черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Венгер Л.А. считает, что на первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. [...]

   Венгер Л.А. утверждает, что  при ознакомлении детей с оттенками  цветовых тонов нецелесообразно  рассматривать отдельно их светлоту  и насыщенность. В окраске реальных  предметов светлота и насыщенность  изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея ввиду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий допустимо, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.).[3,8]

Педагоги заметили, что усвоение названий сенсорных свойств значительно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Абстрактные слова заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику, – малышам они понятны и доступны.

   Критериями оценки сформированности  восприятия цвета являются знание  сенсорных эталонов цвета, которые  характеризуются следующими показателями:

-  умение соотносить цвета  с образцом;

-  умение располагать цвета в соответствии с образцом;

-  умение находить цвета и  оттенки по названию;

-  называние основных  цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных  цветов (оранжевого, фиолетового) и  оттенков (серого, розового, голубого).[...]

 В назывании детьми  именно этих цветов и оттенков  мы опирались на программу  М.А. Васильевой и на исследования  Л.А. Венгера. Согласно программе  М.А. Васильевой, дети старшей  группы должны знать не менее десяти-пятнадцати цветов (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), старших дошкольников знакомят с оттенками серого, розового, голубого.

В.Я. Семенова отмечает, что  детям старшего дошкольного возраста свойственна фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процесса анализа и синтеза. Дети часто затрудняются в различении, дифференциации общих свойств, особых и единичных свойств, в последовательности обследования. У детей наблюдается снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства с насыщенными цветами, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру. Дети путают названия цветов; в активном словаре отсутствуют названия многих цветовых оттенков.[...]

Итак, можно утверждать, что система цветообозначений в  обладает рядом специфических черт, и в процессе развития словаря ребенка находится в стадии формирования, становления.

 

1.3. Методы и  приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Алексеева М.М., Яшина  В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление  и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

- непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

- опосредованного ознакомления  с окружающим и обогащение  словаря: рассматривание картин  с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач. [...]

   Вторая группа  методов используется для закрепления  и активизации словаря: рассматривание  игрушек, рассматривание картин  с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета