Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:12, дипломная работа

Описание работы

Работа включает теоретический анализ особенностей освоения детьми дошкольного возраста цветовыми прилагательными, а также раскрывает систему работы по обогащению словарного запаса детей через знакомство с прилагательными, обозначающими различные оттенки цветов, в разнообразной деятельности.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................
1.2. Особенности обогащения словаря детей в онтогенезе через прилагательные цвета................................................................................
1.3. Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста................................................................................
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.3. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................
Заключение...............................................................................................
Библиографический список

Файлы: 1 файл

гр.Л-09.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Данный этап нашего исследования был направлен на возможность использования цветовых прилагательных как средства обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Аленка» г. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР  III уровня и 10 детей с нормой речевого развития

Этапы:

1. изучение медицинской  документации, сбор анамнестических  данных.

2. определение качественного  уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

3. выявление количественных  особенностей освоения детьми старшего дошкольного возраста  прилагательных цвета.

Методика № 1 «Придумай слово-неприятель».

Автор: Лалаева Р.И.

Цель: исследовать точность употребления слов, способности выделить ведущий дифференцируемый признак.

Организация: Ребенку  предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово противоположное по значению. Всего предъявляется 10 слов:

Веселый - грустный, молодой - старый, тонкий - толстый, трусливый - смелый, день - ночь, высоко - низко, далеко - близко, смеяться - плакать, бежать - стоять, говорить - молчать.

Критерии оценки: высшая оценка 10 баллов. 1 балл - если подобранное  слово является антонимом заданному, 0 баллов - не соответствует. 10-8 баллов соответствует высокому уровню речевого развития, 7-5 - среднему, менее 5 - низкому уровню.

Методика № 2 «Придумай слово-приятель».

Автор: Лалаева Р.И.

Цель: исследовать уровень  сформированности семантических полей. Организация: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов: маленький, большой, веселый, грустный, теплый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Критерии оценки: высшая оценка 10 баллов. 1 балл - если подобранное  слово является синонимом заданному, 0 баллов - не соответствует семантическому полю. 10-8 баллов соответствует высокому уровню речевого развития, 7-5 - среднему, менее 5 - низкому уровню.

Методика № 3 «Скажи, какой»

Автор: Лалаева Р.И.

Цель: исследовать уровень  способности выделения признаков предмета.

Организация: Ребенку  предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек.

Критерии оценки: высшая оценка 10 баллов. 2 балла - придумано  более 3 слов, семантически соответствующих названному, 1 Балл - менее 3 слов, 0 баллов - ответ не соответствует семантическому полю слова. 10-8 баллов соответствует высокому уровню речевого развития, 7-5 - среднему, менее 5 - низкому уровню.

Методика № 4 «Что делают предметы»

Автор: Лалаева Р.И.

Цель: исследовать точность употребления признаков предметов.

Организация: Ребенку  предлагается назвать действие по предъявляемому предмету. Всего предъявляется 10 слов: самолет, дятел, часы, мяч, солнце, рыба, утка, человек, книга, жук.

Критерии оценки: высшая оценка 10 баллов. 1 балл - если подобранное  слово семантически соответствует  заданному, 0 баллов - не соответствует  семантическому полю. 10-8 баллов соответствует  высокому уровню речевого развития, 7-5 - среднему, менее 5 - низкому уровню.

При обследовании  словаря  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР выявляются умения:

1)активизировать имена  прилагательные и глаголы, подбирать  точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2)подбирать синимы  и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3)понимать и употреблять  разные значения многозначных  слов;

4)дифференцировать обобщающие  понятия.

Обследование по методике Р.И. Лалаевой проводилось индивидуально с каждым ребенком (беседа не превышала 15 минут). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы вызывали одобрение, поддержку; если ребенок затруднялся, мы не показывали, что он не справился, а просто дали ответ сами, но в протоколе отметили невыполнение.

Анализ полученных результатов показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и нормативным речевым развитием достаточный уровень обогащения словаря. Мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР III уровня показатели высокого уровня ниже, чем у их сверстников с нормативным речевым развитием.

Проведя обследование детей мы получили следующие результаты:

Методика №1 «Придумай слово-неприятель»

Рисунок 1 - Уровень развития у детей умения подбирать слова-антонимы

Как видно из рисунка 1, дети контрольной группы, то есть дети с нормой речевого развития, имеют следующие уровни овладения и применения понятия антонимы: высокий – 80% (8 детей), средний – 20% (2 ребенка), низкий – 0%; а у детей экспериментальной группы: высокий – 20% (2 ребенка), средний – 20% (2 ребенка), низкий – 60% (6 детей).

Во время  обследования многие дети экспериментальной  группы испытывали трудности в выполнении задания из-за незнания понятия антонимы. Затруднения возникали в подборе  антонимов к таким словам как,  веселый (невеселый), тонкий (большой), трусливый (нетрусливый), смеяться (не смеяться), бежать (ходить), далеко (недалеко).   У некоторых детей трудностей не возникло, повторное объяснение задания не понадобилось.

Таким образом, проведенное нами обследование  показало, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, уровень овладения и применения понятия антонимы, значительно ниже, чем у детей, имеющих норму речевого развития.

Методика №2 «Придумай слово-приятель»

Рисунок 2 - Уровень развития у детей умения подбирать слова-синонимы

Как видно на рисунке 2, дети контрольной группы имеют следующие уровни сформированности понимания понятия синонимы: высокий  – 70% (7 детей), средний – 30% (3 ребенка), низкий – 0%; а дети экспериментальной группы: высокий – 0%, средний – 50% (5 детей),    низкий – 50% (5 детей).

В процессе выполнения задания у большинства детей  экспериментальной группы трудности  возникали из-за незнания понятия  синонимов и не понимания  инструкций. И лишь у 2 детей трудности были в неумении применить свои знания в процессе выполнения задания, так как понятие синонимы знают. Возникали трудности в подборе синонимов  к следующим словам: маленький (большой), веселый (смеётся), теплый (нетеплый), плакать (грустить).

Таким образом, результаты обследования показали, что у детей с нормой речевого развития уровень понимания и применения понятия синонимов значительно выше, чем у детей, имеющий общее недоразвитие речи III уровня.

Методика №3 «Скажи-какой»

Рисунок 3 - Уровень развития у детей умения выделять признаки предмета

Как видно на рисунке 3, дети контрольной группы имеют следующие уровни умения выделять признаки предмета: высокий – 100% (вся  группа), средний и низкий – 0%; а  дети экспериментальной группы: высокий – 30% (3 ребенка), средний – 20% (2 ребенка), низкий – 50% (5 детей).

В процессе работы большинство детей экспериментальной  группы либо не называли  признаки предмета, либо называли только один признак. Большинство  детей говорили, что мяч может быть только круглым, яблоко только сладким, дерево – большим, собака – злая, лимон – только желтый.     Только 3 ребенка назвали несколько признаков.

Таким образом, мы видим, что у детей с общим  недоразвитием речи III уровня способность выделения признаков предмета значительно ниже, чем у детей с нормой речевого развития.

Методика №4 «Что делают предметы?»

Рисунок 4 - Уровень развития у детей умения правильно употреблять признаки предмета

На рисунке 4 мы видим, что дети контрольной группы имеют следующие уровни точности употребления признаков предмета: высокий – 70% (7 детей), средний – 30% (3ребенка), низкий – 0%; а дети экспериментальной группы: высокий – 30% (3 ребенка), средний – 60% (6 детей), низкий – 10% (1 ребенок). Вызывало затруднение выделения признаков у следующих слов: самолет – в небе, часы – стукают, солнце – жаркое, человек – живет или живой, рыба – в воде.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием  речи III уровня уровень точности употребления признаков предмета ниже, чем у детей, имеющих норму речевого развития. 

Итак, высокий уровень сформированности обогащения словаря наблюдался у 80 % детей (Саша У, Влад С., Лида Ш, Лера С, Ксюша Т, Сава Х.)  с сохранным развитием речи. Дети легко объяснили значения слов, подбирали синонимы. Без затруднений объяснили значение слова, перечислив предметы.  У детей с нарушением речи высокий уровень был выявлен лишь у 20 % (Сева Б.).

Средний уровень обогащения словаря наблюдался у 40 % детей (Даша, Лера Х., Настя Л., Кирилл С., Никита Ш, Ваня Г., Максим У.), имеющих ОНР III уровня  и 20 % детей (Никита Б., Лиза Ш., Ваня С., Олеся С.) с нормативным речевым развитием. Никита Б., Олеся С., допускали незначительные неточности в ответах на вопросы, также отвечали по нашим наводящим вопросам и уточнениям. Лера Х., Настя Л., Кирилл С., Лиза Ш., Ваня С. при придумывании простых предложений пользовались активной помощью, допускали ошибки в употреблении слов.

Низкий уровень сформированности обогащения речи наблюдался у 40 % детей (Полина Д., Егор Л.) экспериментальной группы. Дети испытывали  трудности при подборе слов к прилагательным глубокий, мелкий, высокий, низкий, тяжелый, затруднялись в придумывании предложений.

У детей контрольной  группы низкий уровень выявлен не был.  Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок 5 -  Показатели уровня обогащения словаря детьми старшего дошкольного возраста

Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета.

Цель: выявить уровень сформированности восприятия цвета, умение находить цвета и оттенки, называть их.

Процедура: кружки диаметром 3см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки.

Знание данных цветов и оттенков детьми 5-6 лет выбрано  согласно программе М.А. Васильевой, в которой указано, что дети должны знать не менее десяти цветов и оттенков (серого, розового, голубого). Выбор дополнительных цветов (фиолетового и оранжевого) опирается на исследования Л.А. Венгера, который считает, что после подготовительного этапа начинается знакомство детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов, применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

Критерии оценки: Эксперимент проводился индивидуально с детьми 5-6 лет и состоял из 2серий, интервал между которыми – 1 день. Каждая серия включала 3 уровня, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

Первая серия: выбор цвета при назывании его взрослым. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.

Вторая серия: самостоятельное называние цвета. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

1 уровень: группируют  предметы по цвету, размещают  цвета по наглядному образцу,  находит цвет по называнию  его взрослым. Самостоятельно называет  цвет. Задания выполняются самостоятельно  и правильно.

2 уровень: начинает  группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога. Испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым. Затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняются с незначительной помощью педагога.

3 уровень: начинает  группировать предметы по цвету,  размещает цвета по наглядному  образцу с помощью педагога. Испытывает  затруднения при нахождении цвета  по называнию его взрослым. Не называет цвета. Задания выполняются с помощью педагога.

Анализ полученных результатов  показал, что дети старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня и нормативным речевым развитием в основном  находили и показывали круг нужного цвета. Все участники эксперимента правильно показали монохромные цвета: черный и белый, из основных цветов «любимым» оказался красный. Вместе с тем, оценивая уровень сформированности восприятия цвета, умение находить цвета и оттенки, называть их, мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР III уровня показатели высокого уровня ниже, чем у их сверстников с нормативным речевым развитием.

Так, высокий уровень восприятия цвета, умение находить цвета и оттенки наблюдался у 60 % детей (Ксюша Т., Саша У., Лера С., Влад С., Лида Ш., Сава Х.)  с сохранным развитием. Почти всеми детьми основные цвета были определены верно, но некоторые дети еще путаются в дополнительных цветах и оттенках. У детей с ОНР III ур. высокий уровень выявлен у 20%, что говорит о недостаточной сформированности умения навывать цвет.

Средний уровень проявился у 60 % детей (Сева Б., Настя Л., Даша Л., Никита Ш., Кирилл С., Лера Х.,Ваня Г., Максим У.), имеющих ОНР III уровня  и 30 % детей (Лиза Ш., Никита Ш., Ваня С. ) с нормативным речевым развитием. Дети справлялись, но были  небольшие затруднения с самостоятельностью определения и называния цвета.

Низкий уровень умения называть оттенок цвета наблюдался у 20 % детей (Полина Д., Егор Л.) экспериментальной группы и 10 % детей (Олеся С.)  с нормативным речевым развитием. Детям удавалось выполнить задание только при назывании его взрослым. Так, например, Егор Л.отвечая на вопрос: «Какой это цвет?», отвечал: «Не знаю». В результате беседы, назвал только 1 черный цвет. Полина Д.  Не звала цвет, даже при помощи взрослого.

Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета