Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:12, дипломная работа
Работа включает теоретический анализ особенностей освоения детьми дошкольного возраста цветовыми прилагательными, а также раскрывает систему работы по обогащению словарного запаса детей через знакомство с прилагательными, обозначающими различные оттенки цветов, в разнообразной деятельности.
Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................
1.2. Особенности обогащения словаря детей в онтогенезе через прилагательные цвета................................................................................
1.3. Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста................................................................................
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.3. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................
Заключение...............................................................................................
Библиографический список
Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Показатели уровня сформированности восприятия цвета, умение находить цвета, оттенки, называть их.
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы: нами было выявлено, что большинство детей находится на низком уровне сформированности восприятия цвета: не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов, названия цветовых оттенков, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств формирующих представления о сенсорных эталонах цвета.
Таким образом,
полученные данные
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Цель работы на данном этапе: обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста цветовыми прилагательными с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать серию
дидактических игр, направленны
2. Провести коррекционно-
При организации дидактических игр мы пытались максимально соблюдать условия, при которых использование дидактических игр как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективно:
· учитывать возраст и структуру речевого нарушения;
· совершенствовать объем активного и пассивного словаря;
· учить детей правильно употреблять прилагательные цвета в речи;
· уточнять употребление слов в речи детей.
С учетом данных условий
были подобранны игры, соответствующие возрасту детей. У детей
воспитывались организационные навыки,
позволяющие осуществить коллективную
речевую деятельность. С этой целью детям
давалась возможность свободного размещения
во время занятий так, чтобы им было удобно
рассматривать изучаемые предметы, смотреть
друг на друга, обеспечивая тем самым полноту
восприятия чужой речи. Это, в свою очередь,
поможет добиться большей продуктивности
занятии.
На протяжении занятий поддерживалась
стимуляция общения. Этому способствовала
четкая и логичная система подбора вопросов,
адресованных детям, красочные и разнообразные
пособия.
Нед. |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
«Лото-узнавание цвета» |
Продолжать выбирать цвет по образцу; учить воспринимать и определять не только резко различные, но и близкие цвета и оттенки; закреплять знание названий основных цветов. |
2 |
«Времена года» |
Продолжать действовать в соответствии с образцом; формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет: у зимы – белый, у осени – желтый, у весны – зеленый, у лета – пестрый; развивать внимание, интерес к результату действий, целенаправленность. |
3 |
«Узнай и назови» |
Продолжать соединять представление о цвете со словом-названием, учить производить выбор цвета по слову. |
4 |
«Какого цвета нет» |
Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет; учит запоминать цвет, активизируя внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов. |
5 |
«Лови-да бросай, цвета называй» |
Учить воспринимать и определять не только резко различные, но и близкие цвета и оттенки |
6 |
«Разноцветные зонтики» |
Развитие восприятия цвета |
7 |
«Синий и красный» |
Развить слуховое восприятие цвета, внимание, умение концентрироваться, воображение, логическое мышление |
8 |
«Цветные предметы» |
Развить цветовое восприятие, внимание, наблюдательность |
9 |
«Детективы» |
Развить цветовое восприятие, внимание, наблюдательность |
10 |
«Цветная картинка» |
Развить цветовое восприятие, внимание, умение сосредоточиться |
11 |
«Какого цвета» |
Развить слуховое восприятие цвета, внимание, умение |
12 |
«Мозаика» |
Развить внимание, логическое мышление, умение различать цвета |
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство прекрасного. Вот примеры таких загадок-присказок.
Семь красновато-рыжих землю свою вспомнили. (отгадка –большая медведица).
С воздуха падающая золотисто-желтая нить, Сверху падающая неразрывно желтая нить (отгадка – солнце,– лучи солнца).
Золотая тарелка согревает, Белый войлочный коврик сдирает. (отгадка – солнце, снег, лед).
В золотисто-пестрых одеяниях полчище на войну отправлялось (отгадка – осы).
Словарь детей обогащают и активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях.
Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за воспитателем дети дают образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: «Елочка в снежной шубке снеговой»; «Дымок стелется над поездом белым облачком»; «Вдали протянулась голубой лентой речка». Используя богатство родного языка, привлекаем внимание детей к словам с различными смысловыми оттенками (яблоня, яблонъка, яблоневая аллея, яблоневый сад; темно-зеленые елочки, желтовато-зеленая трава, светло-зеленые листья березы).
При работе с детьми экспериментальной группы использовались различные дидактические игры и игровые приемы, создавались различные игровые ситуации. Такие игры помогают развивать активную устную речь, знакомят с важными понятиями, учат правильно строить предложения, образовывать грамматические формы и использовать в речи образные выражения.
Формирование обобщающей функции слова строилась на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. В этой работе по выделению признаков предметов, мы учили сравнивать предметы между собой, делать вывод о сходстве или несходстве предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность. Для включения прилагательных, обозначающих цвет, в характеристику предметов, были использованы различные игры и задания.
Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»
Цель: формирование умения согласовывать прилагательное с существительным
Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать.
Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т. д.».
«Писатель»
Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану: Что это? Где растёт? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? Какой на ощупь? Что из него готовят?
Шаги. (Кто быстрее доберется до...)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"
Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "какого цвета". и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Игра с картинами.
Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры нужны картины или книжные иллюстрации. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам. Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано. В отгадывании ребенок должен обязательно назвать цвет детали.
Два круга
Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).
Дети из большого
круга стоят, а из малого
идут вместе с ведущим-
Игроки большого
круга должны быстро назвать
что-то сладкое, например
Таким образом, фронтальные логопедические занятия, в ходе которых использовались дидактические игры, создание различных игровых приемов у детей экспериментальной группы вызывали огромный интерес, оживление, радость, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивало легкое и быстрое усвоение программного материала.
2.3. Анализ результатов экспериментальной деятельности
Цель нашего контрольного эксперимент: проверить результативность выбранной нами системы занятий, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Чтобы оценить эффективность и результативность нашей работы, мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе.
Анализируя результаты по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, мы увидели, что детей с высоким уровнем – 4 человека (40%), со средним уровнем- 5 детей (50%), с низким – 1 ребенок (10%). Эти результаты отраженны на рисунке 3.
Рисунок 7 - Показатели уровня сформированности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
Сравнив эти результаты с результатами констатирующего эксперимента, мы получили следующие данные. Детей с высоким уровнем по данной методике после формирующего эксперимента стало на 40 % больше. Детей со средним уровнем было 80 %, а после формирующего эксперимента оказалось 50%. Низкий уровень был у 20%, после формирующего эксперимента детей с низким уровнем оказалось 10%.
При диагностике уровней развития словаря по методике №1 мы получили следующие результаты: детей с высоким уровнем оказалось семь человек (70%), со средним уровнем – три человека (30%), с низким уровнем детей после формирующего эксперимента не было (0%). Наглядно это можно увидеть на рисунке №10.
Рисунок 8 - Уровень развития
у детей экспериментальной группы умения
подбирать слова-антонимы на контрольном
этапе
Далее эти результаты
мы сравнили с результатами, полученными
в ходе констатирующего
Анализируя результаты методики 2, мы увидели, что детей с высоким уровнем – три человек (30%), а со средним уровнем – семь детей (70%), с низким уровнем детей нет. Эти результаты отражены на рисунке №11.
Рисунок 9 -. Уровень развития
у детей экспериментальной группы умения
подбирать слова-синонимы на контрольном
этапе
Сравнив эти результаты с результатами констатирующего эксперимента, мы получили следующее. Детей с высоким уровнем по данной методике после формирующего эксперимента стало на 30% больше. Детей со средним уровнем увеличилось на 20%. И детей с низким уровнем не оказалось.
Результаты методики №3 показали, что детей с высоким уровнем развития словаря стало пять человек (50%), со средним уровнем – пять человек (50%), с низким уровнем детей не оказалось (0%).