Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:12, дипломная работа

Описание работы

Работа включает теоретический анализ особенностей освоения детьми дошкольного возраста цветовыми прилагательными, а также раскрывает систему работы по обогащению словарного запаса детей через знакомство с прилагательными, обозначающими различные оттенки цветов, в разнообразной деятельности.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
1.1. Проблема изучения развития словаря детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и общего недоразвития речи III уровня..........................................................................................................
1.2. Особенности обогащения словаря детей в онтогенезе через прилагательные цвета................................................................................
1.3. Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста................................................................................
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня прилагательными цвета
2.1. Изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.2. Система занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...........
2.3. Анализ результатов кспериментальной деятельности.................
Заключение...............................................................................................
Библиографический список

Файлы: 1 файл

гр.Л-09.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Показатели уровня сформированности восприятия цвета, умение находить цвета, оттенки, называть их.

 Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы: нами было выявлено, что большинство детей находится на низком уровне сформированности восприятия цвета: не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов, названия цветовых оттенков, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств формирующих представления о сенсорных эталонах цвета.

 

 Таким образом,  полученные данные подтверждают  на данном этапе наше предположение  и сведения из литературных  источников о том, что у детей  с общим недоразвитием речи  есть отставание от нормы по  развитию словарного запаса и что эти дети нуждаются в организации специализированной коррекционной работы по этому направлению. В результате проведения диагностической методики мы заключаем, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению,  словарного запаса детей.

 

2.2. Система занятий по обогащению словаря  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Цель работы на данном этапе: обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста цветовыми прилагательными с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать серию  дидактических игр, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи цветовыми прилагательными.

2. Провести коррекционно-педагогическую  работу, направленную на обогащение  словаря. Реализация задач осуществлялась  на основе подобранных нами  дидактических игр («Лови да бросай — цвета называй»), направленных на развитие активного словаря, включенных нами в логопедические занятия (Приложении № . )

При организации дидактических  игр мы пытались максимально соблюдать  условия, при которых использование  дидактических игр как средства обогащения  словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективно:

· учитывать возраст  и структуру речевого нарушения;

· совершенствовать объем  активного и пассивного словаря;

· учить детей правильно  употреблять прилагательные цвета  в речи;

· уточнять употребление слов в речи детей.

С учетом данных условий  были подобранны игры, соответствующие возрасту детей. У детей воспитывались организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью детям давалась возможность свободного размещения во время занятий так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятии.  
На протяжении занятий поддерживалась стимуляция общения. Этому способствовала четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных детям, красочные и разнообразные пособия.

Нед.

Тема занятия

Программное содержание

1

«Лото-узнавание цвета»

 Продолжать выбирать цвет по образцу; учить воспринимать и определять не только резко различные, но и близкие цвета и оттенки; закреплять знание названий основных цветов.

2

«Времена года»

Продолжать действовать  в соответствии с образцом; формировать  представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет: у зимы – белый, у осени – желтый, у весны – зеленый, у лета – пестрый; развивать внимание, интерес к результату действий, целенаправленность.

3

«Узнай и назови»

Продолжать соединять  представление о цвете со словом-названием, учить производить выбор цвета по слову.

4

«Какого цвета нет»

Продолжать формировать  интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет; учит запоминать цвет, активизируя  внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.

5

«Лови-да бросай, цвета  называй»

Учить воспринимать и определять не только резко различные, но и близкие цвета и оттенки

6

«Разноцветные зонтики»

  Развитие восприятия цвета

7

«Синий и красный»

Развить слуховое восприятие цвета, внимание, умение концентрироваться, воображение, логическое мышление

8

«Цветные предметы»

Развить цветовое восприятие, внимание, наблюдательность

9

«Детективы»

Развить цветовое восприятие, внимание, наблюдательность

10

«Цветная картинка»

Развить цветовое восприятие, внимание, умение сосредоточиться

11

«Какого цвета»

Развить слуховое восприятие цвета, внимание, умение

12

«Мозаика»

Развить внимание, логическое мышление, умение различать цвета


 

Для активизации словаря  старших дошкольников широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство прекрасного. Вот примеры таких загадок-присказок.

Семь красновато-рыжих  землю свою вспомнили. (отгадка –большая медведица).

С воздуха падающая золотисто-желтая нить, Сверху падающая неразрывно желтая нить (отгадка – солнце,– лучи солнца).

Золотая тарелка согревает, Белый войлочный коврик сдирает. (отгадка – солнце, снег, лед).

В золотисто-пестрых одеяниях полчище на войну отправлялось (отгадка – осы).

Словарь детей обогащают и активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях.

Поддерживается интерес  к образному слову. Вслед за воспитателем дети дают образные характеристики предметам  в процессе наблюдений, рассматривания картин: «Елочка в снежной шубке  снеговой»; «Дымок стелется над поездом  белым облачком»; «Вдали протянулась голубой лентой речка». Используя богатство родного языка, привлекаем внимание детей к словам с различными смысловыми оттенками (яблоня, яблонъка, яблоневая аллея, яблоневый сад; темно-зеленые елочки, желтовато-зеленая трава, светло-зеленые листья березы).

При работе с детьми экспериментальной  группы использовались различные дидактические игры и игровые приемы, создавались различные игровые ситуации. Такие игры помогают развивать активную устную речь, знакомят с важными понятиями, учат правильно строить предложения, образовывать грамматические формы и использовать в речи образные выражения.

Формирование обобщающей функции слова строилась на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. В этой работе по выделению признаков предметов, мы учили сравнивать предметы между собой, делать вывод о сходстве или                      несходстве предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность. Для включения прилагательных, обозначающих цвет, в характеристику предметов, были использованы различные игры и задания.

Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: формирование умения согласовывать прилагательное  с существительным

Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать.

Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т. д.».

«Писатель»

 Ребёнок описывает  выбранный им (овощ, фрукт, ягода,  гриб) по плану: Что это? Где  растёт? Какой на вкус? Какого  цвета? Какой формы? Какой на  ощупь? Что из него готовят?

Шаги. (Кто быстрее  доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

 Игроки становятся  рядом, договариваются о том,  где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему  шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

 Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "какого цвета". и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей  связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.

 Для этой игры нужны картины или книжные иллюстрации. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам. Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано. В отгадывании ребенок должен обязательно назвать цвет детали.

Два круга

Дети строятся в два  круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).

 Дети из большого  круга стоят, а из малого  идут вместе с ведущим-взрослым  и приговаривают: «Мы по кругу  идем и с собою берем... сладкое».

 Игроки большого  круга должны быстро назвать  что-то сладкое, например сахар.  Ребенок, первым назвавший предмет,  становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою  берем мягкое, жидкое, кислое, твердое, зеленое, голубое, желтое, ...» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

Таким образом, фронтальные  логопедические занятия, в ходе которых  использовались дидактические игры, создание различных игровых приемов у детей экспериментальной группы вызывали огромный интерес, оживление, радость, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяло удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивало легкое и быстрое усвоение программного материала.

 

2.3. Анализ результатов экспериментальной деятельности

Цель нашего контрольного эксперимент: проверить результативность выбранной нами системы занятий, направленных на  обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Чтобы оценить эффективность и результативность нашей работы, мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе.

Анализируя результаты по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, мы увидели, что детей с высоким уровнем – 4 человека (40%), со средним уровнем- 5 детей (50%), с низким – 1 ребенок (10%). Эти результаты отраженны на рисунке 3.

 

 

Рисунок 7 - Показатели уровня сформированности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Сравнив эти результаты с результатами констатирующего  эксперимента, мы получили следующие данные. Детей с высоким уровнем по данной методике после формирующего эксперимента стало на 40 % больше. Детей со средним уровнем было 80 %, а после формирующего эксперимента оказалось 50%. Низкий уровень был у 20%, после формирующего эксперимента детей с низким уровнем оказалось 10%.

 При диагностике  уровней развития словаря по методике №1 мы получили следующие результаты: детей с высоким уровнем оказалось семь  человек (70%), со средним уровнем – три человека (30%), с низким уровнем детей после формирующего эксперимента не было (0%). Наглядно это можно увидеть на рисунке №10.

        
Рисунок 8 - Уровень развития у детей экспериментальной группы умения подбирать слова-антонимы на контрольном этапе

 Далее эти результаты  мы сравнили с результатами, полученными  в ходе констатирующего эксперимента  и обнаружили, что детей с высоким  уровнем стало на 50% больше, детей  со средним уровнем было 20%, а  после формирующего эксперимента  оказалось 30%.

Анализируя результаты  методики 2, мы увидели, что детей с высоким уровнем – три человек (30%), а со средним уровнем – семь детей (70%), с низким уровнем детей нет. Эти результаты отражены на рисунке №11.

 
Рисунок 9 -. Уровень развития у детей экспериментальной группы умения подбирать слова-синонимы на контрольном этапе

         Сравнив эти результаты с результатами констатирующего эксперимента, мы получили следующее. Детей с высоким уровнем по данной методике после формирующего эксперимента стало на 30% больше. Детей со средним уровнем увеличилось на 20%. И детей с низким уровнем не оказалось.

Результаты методики №3 показали, что детей с высоким уровнем развития словаря стало пять человек (50%), со средним уровнем – пять человек (50%), с низким уровнем детей не оказалось (0%).

Информация о работе Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня прилагательными цвета