Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
описать принципы русской пунктуации;
определить функциональную значимость знаков препинания;
выявить связь пунктуации с характером синтаксических построений в современном русском языке;
оценить характер нормы использования знаков препинания в авторских текстах;
определить основные методы и приёмы преподавания пунктуации;
привести систему упражнений по пунктуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Пунктуация как раздел науки о языке…………………………………………...5
1.1 Принципы русской пунктуации……………………………………………...5
1.2 Функции знаков препинания в русском языке……………………………..11
2 Методы и приёмы преподавания пунктуации в школе……………………….17
2.1 Понятия «метод» и «приём» преподавания………………………………...17
2.2 Основные методы и приёмы преподавания пунктуации…………….…….24
2.3 Система упражнений по пунктуации……………………………….………25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………

Файлы: 4 файла

done_Р Е Ф Е Р А Т_чистовик.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая.docx

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Пунктуация представляет собой замкнутую искусственную  систему знаков-форматоров, которая  существует и развивается в естественной системе — языке, и функционирует в тексте, то есть описание пунктуации предполагает необходимость рассмотрения ее на уровне текста, который являющегося целостной семиотической системой.

Пунктуация функционирует  на всех уровнях семиотического представления  текста: синтактическом, семантическом, прагматическом. Продуцент текста использует знаки препинания для сегментирования  информационного потока, представленного  в тексте. Пунктуация служит для  оформления синтактической структуры  текста, его семантического моделирования  и реализации прагматического наполнения, что способствует восприятию текста, его пониманию и созданию интерпретации.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции:

  • Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).
  • Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.
  • Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.
  • Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.
  • Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
  • Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
  • Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.
  • Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.
  • Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные и психологический аспекты).
  • Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978.
  2. Бодуэн де Куртенэ И. А. Знаки препинания // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общемуязыкознанию. Т. II. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. (Печ. по 1-му изд.: Русская энциклопедия / Под ред. С. Андрианова. -М., 1914).-391 с.
  3. Горский Д.П. Проблема значения (смысла) знаковых выражений как проблема их понимания. // Логическая семантика и модальная логика. -М.: Наука, 1967. С.54-83
  4. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1982.
  5. Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. М., 1975.
  6. Щерба Л.В. Безграмотность и её причины // Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.
  7. Валгина Н. С. Уточнение понятия авторской пунктуации // ФН. 1995.- № 1,- С.76-86.
  8. Валгина Н. С. Пунктуация // Свод правил русского правописания. Орфография. Пунктуация. Проект. М.: Азбуковник, 2000. - С. 243-376.
  9. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение: пособие для учителей. – М., 1979. - 124с.
  10. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 176с.
  11. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 2002.
  12. Лекант А.Г. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высшая школа, 2004. - 247 с.
  13. Наумович А. Н. Современная русская пунктуация: Учеб. пособие для студентов филол. фак-ов вузов. Минск: Вышэйшая школа, 1988. -256 с.
  14. Николаева Т.М. Письменная речь и специфика ее изучения // Вопросы языкознания.- М.,1961.-№3,- С.78-86.
  15. Орехова Н. Д О стилистических возможностях пунктуации // Семантические категории сопоставительногоизучения русского языка. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981,- С. 181-186.
  16. Осипов Б. И. История русской орфографии и пунктуации. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. 252 с.
  17. Розенталь Д. Э. Вопросы русского правописания. М.: МГУ, 1962. (Пунктуация. - С. 102-167)
  18. Руденко А. К. Взаимодействие знаков в одном пробеле // Ломоносовские чтения: Тез. докл. М.: МГУ, 1996. - С. 21-22.
  19. Русский язык: 8 кл.: к учебному пособию «Русский язык» для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорус, и рус. яз. обучения, 2011 (авт. Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик и др.) / И. А. Москвина. - Минск: Сэр-Вит, 2011. - 168 с.
  20. Студнева А. И. Пунктуация как риторический феномен художественного (прозаического) текста // Краевая научно-теоретическая конференция "Риторика и синтаксические структуры". Красноярск, 1998. -С.240-245.
  21. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Скляревской Г.Н. СПб.: ФОЛИО - ПРЕСС, 1998.
  22. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М.,1990. - С. 194-195
  23. Шубина Н. Л. Графическая и пунктуационная нормы в коммуникативно-прагматической программе носителей русского языка // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX в. Спб., 1998. - С. 77-86.
  24. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Просвещение, 1955. -210с.

 

 

 

 


приложение 2.docx

— 26.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 3.docx

— 18.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе