Пунктуация представляет
собой замкнутую искусственную
систему знаков-форматоров, которая
существует и развивается в естественной
системе — языке, и функционирует в тексте,
то есть описание пунктуации предполагает
необходимость рассмотрения ее на уровне
текста, который являющегося целостной
семиотической системой.
Пунктуация функционирует
на всех уровнях семиотического представления
текста: синтактическом, семантическом,
прагматическом. Продуцент текста использует
знаки препинания для сегментирования
информационного потока, представленного
в тексте. Пунктуация служит для
оформления синтактической структуры
текста, его семантического моделирования
и реализации прагматического наполнения,
что способствует восприятию текста,
его пониманию и созданию интерпретации.
При планировании процесса
обучения учитель должен осуществить
следующие операции:
- Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).
- Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.
- Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.
- Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.
- Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
- Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
- Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.
- Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.
- Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные и психологический аспекты).
- Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.
Список использованных
источников
- Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Знаки препинания // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общемуязыкознанию. Т. II. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. (Печ. по 1-му изд.: Русская энциклопедия / Под ред. С. Андрианова. -М., 1914).-391 с.
- Горский Д.П. Проблема значения (смысла) знаковых выражений как проблема их понимания. // Логическая семантика и модальная логика. -М.: Наука, 1967. С.54-83
- Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1982.
- Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. М., 1975.
- Щерба Л.В. Безграмотность и её причины // Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.
- Валгина Н. С. Уточнение понятия авторской пунктуации // ФН. 1995.- № 1,- С.76-86.
- Валгина Н. С. Пунктуация // Свод правил русского правописания. Орфография. Пунктуация. Проект. М.: Азбуковник, 2000. - С. 243-376.
- Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение: пособие для учителей. – М., 1979. - 124с.
- Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 176с.
- Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 2002.
- Лекант А.Г. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высшая школа, 2004. - 247 с.
- Наумович А. Н. Современная русская пунктуация: Учеб. пособие для студентов филол. фак-ов вузов. Минск: Вышэйшая школа, 1988. -256 с.
- Николаева Т.М. Письменная речь и специфика ее изучения // Вопросы языкознания.- М.,1961.-№3,- С.78-86.
- Орехова Н. Д О стилистических возможностях пунктуации // Семантические категории сопоставительногоизучения русского языка. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981,- С. 181-186.
- Осипов Б. И. История русской орфографии и пунктуации. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. 252 с.
- Розенталь Д. Э. Вопросы русского правописания. М.: МГУ, 1962. (Пунктуация. - С. 102-167)
- Руденко А. К. Взаимодействие знаков в одном пробеле // Ломоносовские чтения: Тез. докл. М.: МГУ, 1996. - С. 21-22.
- Русский язык: 8 кл.: к учебному пособию «Русский язык» для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорус, и рус. яз. обучения, 2011 (авт. Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик и др.) / И. А. Москвина. - Минск: Сэр-Вит, 2011. - 168 с.
- Студнева А. И. Пунктуация как риторический феномен художественного (прозаического) текста // Краевая научно-теоретическая конференция "Риторика и синтаксические структуры". Красноярск, 1998. -С.240-245.
- Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Скляревской Г.Н. СПб.: ФОЛИО - ПРЕСС, 1998.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М.,1990. - С. 194-195
- Шубина Н. Л. Графическая и пунктуационная нормы в коммуникативно-прагматической программе носителей русского языка // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX в. Спб., 1998. - С. 77-86.
- Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М.: Просвещение, 1955. -210с.