Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
описать принципы русской пунктуации;
определить функциональную значимость знаков препинания;
выявить связь пунктуации с характером синтаксических построений в современном русском языке;
оценить характер нормы использования знаков препинания в авторских текстах;
определить основные методы и приёмы преподавания пунктуации;
привести систему упражнений по пунктуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Пунктуация как раздел науки о языке…………………………………………...5
1.1 Принципы русской пунктуации……………………………………………...5
1.2 Функции знаков препинания в русском языке……………………………..11
2 Методы и приёмы преподавания пунктуации в школе……………………….17
2.1 Понятия «метод» и «приём» преподавания………………………………...17
2.2 Основные методы и приёмы преподавания пунктуации…………….…….24
2.3 Система упражнений по пунктуации……………………………….………25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………

Файлы: 4 файла

done_Р Е Ф Е Р А Т_чистовик.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая.docx

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Проведенный анализ дидактического понятия «метод обучения» показывает важность данной категории для педагогической науки, и, «несмотря на многочисленные подходы, дискуссии, она остается еще недостаточно исследованной» [13, с.83]. Также не существует единой универсальной классификации методов обучения, которая в принципе невозможна, так как ее наличие означало бы богатую, многостороннюю учебно-педагогическую деятельность поставить в рамки жестких логических схем.

Выбор методов обучения в  современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в  реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.

Ю.К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.

 

2.2 Основные методы  и приёмы преподавания пунктуации

 

Методика обучения пунктуации определяется пунктуационными нормами, которые зависят от а) грамматико-синтаксических и интонационных (ритмо-мелодических) особенностей предложения и б) логических смыслов, выражаемых в предложении. Поскольку пунктуация опирается и на синтаксис, и на общелогические категории (причина, следствие и т. д.), важно, чтобы ученики 1) усвоили строение простого и сложного предложения и 2) различали логико-предметные значения. Поэтому основным принципом методики пунктуации является наблюдение над значением, строением и звучанием предложения.

В основе обучения пунктуации в школе лежат три частных  принципа русской пунктуации: синтаксический, интонационный и логический.

 

Синтаксический  принцип

Понимание структуры предложения  – залог правильной постановки знаков препинания. Поскольку смысловые  отрезки, выделяемые знаками препинания, оформляются грамматически (например, члены предложения в виде слов, словосочетаний и даже предложений  – однородные и обособленные члены, языковые единицы, не являющиеся членами  предложения), то необходимы регулярные наблюдения над структурой предложения. Для этого используются элементы синтаксического анализа:

1) нахождение грамматической  основы (или основ) предложения; 

2) обнаружение смысловых  отрезков, осложняющих предложение  (однородного ряда слов или  предложений, обособленных слов, словосочетаний и пр.);

3) определение разновидности  смысла (однородность, обособленность  и т. п.).

От уровня овладения этими  сведениями будет зависеть и уровень  пунктуационных умений ученика. Например, в синтаксисе простого предложения  с пунктуацией связаны понятия, которые 

1) относятся к структуре  и интонации всего предложения:  грамматическая основа, связка, цель  высказывания и др.;

2) описывают виды осложнений  простого предложения и их  интонацию: однородные члены,  обособление (причастный и деепричастный  обороты, приложение, уточнение), убыстрение, пауза и т. д. В синтаксисе  сложного предложения (к нему  условно следует отнести и  предложения с прямой речью)  непосредственно с пунктуацией  связаны понятия, которые 1) характеризуют  строение сложного предложения:  союзное, бессоюзное, придаточные  предложения и их типы; 2) описывают предложение с прямой речью.

 

Интонационный принцип

Для правильной постановки знаков препинания также важны ритмо-мелодические характеристики синтаксических единиц. Эти характеристики выясняются в ходе интонационного анализа, который складывается из определения 1) вида интонации (интонации предложений и их объединений, включения в предложение); 2) характера интонации (восклицательной, перечислительной, противопоставительной и др.). С позиций пунктуации важным является выразительное чтение, которое способствует правильному смысловому членению предложения. Для развития пунктуационной грамотности значим принцип опоры на речевой слух как во внешней, так и во внутренней речи, что приучает учеников наблюдать за интонацией предложения. Это создает условия для выбора нужного знака препинания, так как разным информативным отрезкам свойственна разная интонация. Интонационный анализ складывается из определения 1) вида интонации (интонации предложений и их объединений, интонации включения в предложение); 2) характера интонации (восклицательной, перечислительной, противопоставительной и др.).

 

Логический принцип

Для создания предпосылок  формирования пунктуационных умений перед  изучением правила целесообразно  уточнять и то логическое значение, которое входит в формулировку правила. Хотя обще мыслительные категории причины, следствия, противопоставления и др. в школе специально не изучаются, в реальном учебном процессе постоянно происходит оперирование ими, ибо они выражаются как лексически, так и грамматически. Опознать их можно по вопросам, однако даже старшеклассники не соотносят вопрос и категорию, например вопрос почему? и категорию причину и т. п.

Принципы пунктуации дополняют  друг друга, поэтому для выбора знака  препинания и определения места  знака в предложении рекомендуется  комплексное применение принципов, т. е. одновременное наблюдение над  значением, строением и звучанием  предложения.

 

2.3 Система упражнений  по пунктуации

 

Все перечисленные выше принципы преподавания пунктуации в школе в полном мере относятся к методам и приемам преподавания пунктуации в среднеобразовательной школе Беларуси.

Эти базовые принципы преподавания пунктуации явственно наличествует в учебнике по русскому языку (учебное пособие «Русский язык» для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, 2011 (авторский коллектив Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Е.Е.Долбик))  и предполагаются при выполнении многих типов упражнений по пунктуации. В этом учебнике (Русский язык: 8 кл.: к учебному пособию «Русский язык» для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорус, и рус. яз. обучения, 2011 (авт. Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик и др.) / И. А. Москвина. - Минск: Сэр-Вит, 2011. - 168 с.) мы особое внимание уделяем параграфу 45 (задания 302, 303, 305) и параграфам 47-48.

Итак, представим некоторую  систематизацию изучаемого:

1. Пунктуационный разбор  формирует умение не только  находить пунктограмму, но и объяснять выбор и место знака препинания.

Порядок пунктуационного  разбора:

  • сформулировать тезис рассуждения (что требуется доказать);
  • привести общее правило, в соответствии с которым ставится тот или иной знак препинания;
  • применить правило к конкретному случаю написания.

2. Наблюдение над синтаксическими  конструкциями может проводиться  с помощью выразительного чтения, а также переписывания а) неосложненного (объяснить постановку или отсутствие  тире между подлежащим и сказуемым,  вспомнить правило) и б) осложненного (переписать, расставляя знаки препинания).

3. Обучающие диктанты (предупредительный,  комментированный, объяснительный, контрольный, диктант по памяти и др.).

4. Реконструирование (грамматическое видоизменение синтаксических конструкций), например: «Перепишите предложения, располагая причастные обороты после определяемого слова. Расставьте знаки препинания».

5. Конструирование (составление  предложений по схемам, опорным  словам; по определенной теме, с  учетом конкретной ситуации), например: 
• Составьте сложноподчиненные предложения с данными союзами, определите вид придаточных предложений. Объясните варианты постановки знаков препинания: Вследствие того (,) что; ввиду того (,) что; благодаря тому (,) что.

В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются следующие виды пунктуационных умений:

- видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;

- пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

- уметь обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;

- находить пунктуационные ошибки и исправлять их [5, с.73].

В процессе формирования у  школьников пунктуационных умений на чужом материале, имеющемся в  учебнике или привлекаемом учителем, применяются различные виды списывания и диктанта.

 

Списывание  как вид пунктуационного упражнения

Неосложненное списывание состоит в переписывании дидактического материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений.

Осложненное списывание - это переписывание учащимися дидактического материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. 

При осложненном списывании выполняются следующие пунктуационные задания:

- вставить знаки препинания, пропущенные при ... (называется смысловой отрезок, например однородные члены);

- вставить пропущенные знаки препинания;

- переставить такой-то смысловой отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания;

- включить в предложение такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.

    • Диктант полный 
    • Диктант выборочный 
    • Диктант творческий [5, с.82-85]

 

Упражнения  по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений. 

Составление предложений  учащимися играет важную роль в формировании у них пунктуационных умений. Оно  обучает школьников упреждению содержания высказывания и средств его языкового  выражения, предвидению возможного пунктуационного оформления. 

Составление предложений из данных учителем синтаксических элементов (в качестве таких элементов могут быть отдельные предложения, словосочетания);

- дополнение данной записи до предложения (эта запись может представлять собой как предложение, так и его часть);

- составление предложений по схемам;

- составление предложений по опорным словам (словосочетаниям);

- составление предложений по данной теме;

- составление предложений по ситуации, или "немой" диктант [6, с.44-46].

 

Упражнения  по пунктуации в связи с составлением текстов.

В качестве дидактического материала для этой работы используются готовые тексты, которые школьники  пересказывают, и их экстралингвистические  знания, на основе которых учащиеся создают свои тексты.

- диктант с элементами изложения (сначала учащиеся часть текста записывают под диктовку, оставшуюся часть пишут как изложение);

-  свободный диктант (пересказ текста по абзацам);

- диктант с продолжением;

- изложение (пересказ текста, воспринятого в полном объеме; практикуется как подробный пересказ, так и сжатый) [5, с.102-104].

В процессе обоснования выбора места и самого знака препинания ход рассуждения может быть двояким: от знака (знаков) препинания к выделенному  им (ими) пунктуационно-смысловому отрезку  и от пунктуационно-смыслового отрезка  к знаку (знакам) препинания. Упражнение, формирующее данное умение, называется пунктуационным разбором.

Пунктуационный разбор, начинающийся от знака препинания, выполняется  учащимися в следующей последовательности:

- называется знак препинания и определяется его функция;

- указывается, двойной он или одинарный;

- читается (называется) пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаком (знаками) препинания;

- обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания [6, с.71]. 

Заключение

 

Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно-грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга, поэтому можно говорить о единой семантико-грамматической основе русской пунктуации. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста. Но те или иные смысловые связи слов и частей текста находят своё выражение в определённой грамматической структуре. И не случайно формулировка большинства правил современной русской пунктуации опирается одновременно и на смысловые особенности предложения (на смысловую основу), и на особенности его структуры - особенности построения предложения, его частей, наличие или отсутствие союзов, способы выражения членов предложения, порядок их расположения и т.п., что и составляет структурно- грамматическую основу пунктуации.

приложение 2.docx

— 26.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 3.docx

— 18.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе