Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
описать принципы русской пунктуации;
определить функциональную значимость знаков препинания;
выявить связь пунктуации с характером синтаксических построений в современном русском языке;
оценить характер нормы использования знаков препинания в авторских текстах;
определить основные методы и приёмы преподавания пунктуации;
привести систему упражнений по пунктуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Пунктуация как раздел науки о языке…………………………………………...5
1.1 Принципы русской пунктуации……………………………………………...5
1.2 Функции знаков препинания в русском языке……………………………..11
2 Методы и приёмы преподавания пунктуации в школе……………………….17
2.1 Понятия «метод» и «приём» преподавания………………………………...17
2.2 Основные методы и приёмы преподавания пунктуации…………….…….24
2.3 Система упражнений по пунктуации……………………………….………25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………

Файлы: 4 файла

done_Р Е Ф Е Р А Т_чистовик.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая.docx

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Если же он стоит в начале или в конце предложения, то запятая, тире или (иногда) сочетание запятой  и тире используются один раз - после  выделяемого оборота или перед  ним. Например, употребление запятых, выделяющих в начале и в конце предложения  обособленные обороты: «Заглядевшись на облака, я вспомнил все последние дни, проведенные на шхуне» [11, с.72].

Их назначение - выделить в предложении особо значимые части его; такие запятые употребляются  при обособлении, при выделении  обращений, вводных конструкций, междометий.

Самым употребительным выделительным  знаком препинания является запятая - наиболее «нейтральный» среди других знаков, используемых в середине предложения. Выделительные запятые резко  расходятся по функции с точкой и  точкой с запятой, они в таком  случае включаются в иную систему  пунктуационных значений, тех, которые  свойственны выделительным знакам, в частности парному тире и  скобкам. Например:

- запятые при обособлении:  Я переночевал где-то на окраине, в грошовой гостинице, и рано утром вышел из Севастополя (И.А. Бунин);

- запятые при вводных  словах и вводных предложениях: Вчера, говорят, мимо нас прошла по большой дороге в отъезжее поле чья-то охота вместе с охотой молодых Толстых (И.А. Бунин);

- запятые при обращениях: В самом деле, Петя, скажи-ка ты певчему-то, пусть бы он самовар-то подавал (Горький);

- запятые, выделяющие  придаточные предложения: Некоторые, кто стоял поближе, нехотя стащили шапки (А.Н. Толстой);

Здесь наблюдается новая  градация: запятые, тире, скобки (запятые  выделяют части предложения менее  значительные и сложные; тире - части  более значительные и распространенные; скобки - особенно резко выключают  части из состава предложения). Например, употребление выделительных запятых  и скобок, запятых и тире, тире и скобок:

1) Нижняя часть лица несколько выдавалась вперед, обнаруживая пылкость страстной натуры, но бродяга (по некоторым характерным, хотя трудно уловимым признакам я сразу предположил в моем госте бродягу) давно уже привык сдерживать эту пылкость (В.Г. Короленко);

2) Нигде во всей России, - а я порядочно ее изъездил по всем направлениям, - нигде я не слушал такой глубокой, полной, совершенной тишины, как в Балаклаве (К.Г. Паустовский);

3) Он стал печален, неразговорчив, а внешние следы бакинской жизни - преждевременная старость - остались у Грина навсегда (К.Г. Паустовский).

Особенно ярко обнаруживается выделительная роль таких знаков при возможности их взаимозаменяемости. Например: Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве-Займище) так же, как он слушал Денисова (Л.Н. Толстой). - Кутузов слушал доклад дежурного генерала, главным предметом которого была критика позиции при Цареве-Займище, так же…

То, что скобки являются наиболее сильным выключающим знаком в  сравнении с запятыми и даже тире, подтверждается возможностью употребления их не только внутри предложения, но и  абзацев. Как выделительный знак они используются в синтаксических единицах, больших, чем предложение. Например: Восемь без пяти. Готовы все юнкера, наряженные на бал. («Что за глупое слово, - думает Александров, - «наряженные». Точно нас нарядили в испанские костюмы».) Перчатки вымыты, высушены у камина (А.И. Куприн).

Кавычки также служат выделению. Кавычкам выделяют:

- цитаты;

- прямая речь.

- слова, употребляемые  не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или,  наоборот, устарелые и необычные  и т.п. Например: У нас, как я уже говорил, ещё и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах» (В.Г. Белинский);

- названия литературных  произведений, газет, журналов, предприятий,  пароходов и т.п., являющиеся условными  наименованиями. Например: Как сейчас помню, первое, что было прочитано: «Помпадуры и помпадурши» (А. Караваева).

 

Многофункциональные знаки препинания

Что касается таких одиночных  знаков, как многоточие, двоеточие  и тире, то они, наряду с общей  отделительной функцией, выполняют  еще разнообразные смысловые  функции: они «фиксируют те или иные смысловые отношения, которые возникают между частями предложения под воздействием конкретного коммуникативного задания» [6, с.99].

Многоточие - знак, передающий недосказанность мысли, недоговоренность, а также прерывистость и даже затрудненность речи, например: - Да, жизнь… - сказал он, помолчав и подбрасывая в огонь новое полено (В.Г. Короленко); Он… вы не думайте… Он не вор и не что-нибудь… только… (В.Г. Короленко).

Многоточие может передавать и многозначительность сказанного, указывать на подтекстное содержание, на скрытый смысл, заключенный в тексте.

Двоеточие - знак, предупреждающий  о последующем разъяснении и  пояснении. Двоеточие употребляется:

а) после обобщающего слова  перед перечнем однородных членов;

б) в бессоюзном сложном  предложении, когда конкретизируется его первая часть;

в) в бессоюзном сложном  предложении перед второй частью, раскрывающей причину определенных действий или состояний;

г) в бессоюзных сложных  предложениях с изъяснительными  отношениями - когда во второй части  раскрывается содержание речи, мысли, восприятия;

д) после слов автора перед  прямой речью (по существу, в той  же функции, что и в бессоюзных сложных предложениях с изъяснительными  отношениями).

Пояснительная функция двоеточия  конкретизируется следующими значениями: причинной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации  общего понятия. Например:

- Я взвыл от боли и кинулся на Грека, но не смог его ударить ни разу: какие-то два типа из одной компании подскочили и схватили меня сзади за руки (В. Войнович);

Тире - знак очень емкий  по значению. Широта употребления его  в современных публикациях свидетельствует  об определенной универсализации этого  знака. Однако существуют закономерности в его употреблении. «Тире, прежде всего, означает всевозможные пропуски - пропуск связки в сказуемом, пропуски членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуски противительных союзов; тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, - «сохраняет» им принадлежащее место» [17, с.21]. Например: Дупель - птица вольная (М.Е. Салтыков-Щедрин); Илюша - к воротам, но из окна послышался голос матери (А.И. Гончаров); Не небесам чужой отчизны - я песни родине слагал (Н.А. Некрасов).

Тире передает значение условия, времени, сравнения, следствия в  тех случаях, когда эти значения не выражены лексически, то есть союзами. Например: Захоти он - парню и Тане было бы плохо (В.Ф. Панова); Проснулся - прабабушки не было (В.Ф. Панова); Молвит слов - соловей поет.

Тире можно назвать  и знаком «неожиданности» - смысловой, интонационной, композиционной. Например: К Тане не пускали никого - только письма потоком шли в ее адрес (В.Г. Зернова) (неожиданное присоединение); Что сейчас жалеете - верю (К.М. Симонов) (необычное расположение изъяснительной придаточной); Много раз сидел я на дереве под забором, ожидая, что вот они позовут меня играть с ними, - а они не звали (М. Горький) (неожиданный результат).

Наконец, тире способно передавать и чисто эмоциональное значение: динамичность речи, резкость, быстроту смены событий. Например: Мгновение - и все опять тонуло во мраке (В.Г. Короленко); К вечеру волна улеглась - и на западе разгорелся закат (К.Г. Паустовский); По дубу перейдем ручей - и на болото (М.М. Пришвин).

Знаки вопросительный и восклицательный  фиксируют конец предложения, а  также передают вопросительность и  восклицательность интонации. С их помощью пишущий выражает свое отношение к передаваемому содержанию.

Сочетание вопросительного  и восклицательного знаков в любом  положении выражает различные оттенки  протеста, недоумения, иронии. Например, Горький хитрый?! Он не хитрый, а простодушный до невменяемости. Он ничего в действительной жизни не понимает - младенчески (К. Чуковский).

Специфические периферийные функции выполняют вопросительный и восклицательный знаки, выделяемые скобками или тире в середине предложения. Восклицательный знак чаще всего  служит средством экспрессивного подчеркивания  определенной части предложения, вопросительный - один или в соединении с восклицательным  знаком - выражает недоумение, недоверие, иронию, удивление. В указанной роли вопросительный знак может употребляться  даже отдельно, передавая в диалоге  только сам факт удивления или  недоумения одного из собеседников. В  устной речи ему должны соответствовать  жесты и мимика, выражающие эти  эмоции. Например: Угощали нас бутербродами с ветчиной (!), сырными сладкими кругляшками, чаем и шоколадом (К. Чуковский). 

2 Методы и приёмы  преподавания пунктуации в школе

2.1 Понятия «метод»  и «приём» преподавания

 

Метод обучения - понятие  весьма сложное и неоднозначное. «До сих пор дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. По мере накопления знаний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые стороны и направления работы, новые ориентиры» [22, с.34]. Это приводит к разработке и созданию новых способов обучения и вследствие этого появлению других определений понятия «метод».

Несмотря на различные  определения, которые даются этому  понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Речь идет о том, что в последнее время большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слово «метод» происходит от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Давая определение метода, дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия.

И.Ф.Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя. Он дает следующее; определение: «Под методами обучения следует понимать способы" обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических, задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [21, с.84-88]. Автор ставит деятельность учителя на первое место. По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Другие авторы справедливо  отмечают, что способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой. По их мнению, метод в процессе обучения выступает как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных педагогических целей. Выделяя эту взаимосвязь, Ю.К.Бабанский дал следующее определение: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» [21, с.129-131].

Широкое распространение  получило определение, в котором  не просто выделяется взаимосвязь деятельности учителя и учащегося, а подчеркиваются равноправие и равнозначность обеих сторон в организованной деятельности. Так, по мнению Н.В.Савина, «методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения» [13, с.72]. Необходимо отметить, что данное определение не отражает полностью сути понятия «метод обучения». Во-первых, оно не охватывает значительной группы методов, в которых идет процесс обучения, но отсутствует совместная деятельность учителя и учащегося. К примеру, при некоторых видах самостоятельной работы совместная деятельность отсутствует, а при контрольной работе она полностью запрещена. Во-вторых, совместная деятельность - это деятельность, в которой обе стороны идут к единой цели, а у ученика и у учителя цели различны. Если ученик стремится выполнить задание учителя и получить хорошую или отличную отметку, то учитель идет к другой цели - передать ему знания и научить учащегося выполнять задания определенного типа.

Четвертая группа авторов  считает, что и обучающая деятельность учителя по организации и обеспечению учебной деятельности учащихся, и сама совместная деятельность учителя и учеников являются только средствами в обучении. Главная задача учителя состоит в том, чтобы включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность. Именно поэтому Т. А. Ильина рассматривает метод обучения как «способ организации познавательной деятельности учащихся» [21, с.199-200].

Создание новых компьютерных технологий позволяет строить учебный  процесс (но не воспитание ребенка!) вообще без участия учителя и без  организации совместной деятельности ученика с учителем. Это еще  раз подводит нас к пониманию  того факта, что ведущим звеном процесса обучения является организация учебной деятельности ученика.

Методы обучения - это  способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее  определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

приложение 2.docx

— 26.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 3.docx

— 18.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе