Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
описать принципы русской пунктуации;
определить функциональную значимость знаков препинания;
выявить связь пунктуации с характером синтаксических построений в современном русском языке;
оценить характер нормы использования знаков препинания в авторских текстах;
определить основные методы и приёмы преподавания пунктуации;
привести систему упражнений по пунктуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Пунктуация как раздел науки о языке…………………………………………...5
1.1 Принципы русской пунктуации……………………………………………...5
1.2 Функции знаков препинания в русском языке……………………………..11
2 Методы и приёмы преподавания пунктуации в школе……………………….17
2.1 Понятия «метод» и «приём» преподавания………………………………...17
2.2 Основные методы и приёмы преподавания пунктуации…………….…….24
2.3 Система упражнений по пунктуации……………………………….………25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………

Файлы: 4 файла

done_Р Е Ф Е Р А Т_чистовик.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая.docx

— 163.00 Кб (Скачать файл)

В работах Грота важным является указание на связь пунктуационной системы с общим характером синтаксического  строя предложения и письменной речи. Он обращает внимание на заметную в современной ему литературе тенденцию к отказу от «слишком сложных  или распространённых предложений» и к использованию «более отрывистой речью» [4, с.99]. «Отрывистая же речь состоит в том, чтобы для большей простоты и ясности изложения выражаться по возможности краткими предложениями и тем давать читателю чаще приостанавливаться. В отношении к употреблению знаков препинания это значит: между двумя точками не находилось слишком много предложений, находящихся во взаимной зависимости или тесной между собой связи и при том располагать их так, чтобы они могли одно от другого определять по крайней мере точкою с запятой или двоеточием. Неумеренный набор придаточных предложений между главными запутывает и затемняет речь» [4, с.83].

Грот изложил пунктуационные правила со знаками препинания: для  каждого знака указываются все  случаи его употребления; каждое правило  иллюстрируется одним или несколькими  примерами из произведений конца 18 века и первой половины 19 века, но вследствие не расположенности Грота к авторам  более позднего периода некоторые  его правила к концу 19 века устарели. И всё же Гротовские правила пунктуации вместе с его орфографическими правилами, как уже сказано выше, вошли в обиход школы, а через неё и в практику печати. Для повседневного пользования они оказались достаточно ясными и удобными, так как основывались на синтаксической структуре предложения, которые пишущие усваивали в школьном курсе грамматики. Но фактически все пишущие в дополнение к известным им правилам пунктуации руководствуются при постановке знаков препинания также некоторыми показаниями ритмомелодии, идущими от устного произношения. Пишущий мысленно (а иногда и вслух) произносит предложение или часть его, чтобы уяснить себе, какой в том или ином случае следует поставить знак препинания. Так как паузы и интонация устной речи во многих случаях действительно выражают те отношения, которые заключены в предложении, то обращение к этим показателям вполне естественно.

Передача интонационной  стороны речи представляется основной задачей пунктуации А.Х. Восткову, И.И. Давыдову, А.М. Пешковскому, Л.В. Щербе. Пунктуация тесным образом связана с интонацией. Однако нельзя утверждать, что пунктуация подчинена интонации и что интонация представляет собой главную основу пунктуации, хотя подобного мнения поддерживались некоторые русские лингвисты. Рассматривая вопрос о соотношении пунктуации и интонации, мы суживаем понятие «интонация» до паузиторики и ритма речи, учитывая в первую очередь наличие или отсутствие интонационных пауз, их длительность, повышение или понижение тона, место логического или фразового ударения. В таком понимании интонации предложения мы разделяем точку зрения учёных, считающих, что интонация - это грамматическое средство выражения смыслов в устной речи (наряду со структурными особенностями предложения), и на этой основе различаем интонации перечисления, сопоставления, контрастного противопоставления, предупреждения, пояснения, обусловленности и пр. Пунктуация в письменной речи, а интонация в устной служат одним и тем же целям - смысловому чтению текста.

Произнесение одних и  тех же выражений с различной  интонацией, как и различное пунктуационное оформление, может в корне изменить их смысловое значение. В случаях, когда выбор знака препинания определяется дифференциацией смысловых  связей слов или смысловых отношений  между частями сложного предложения, имеют место пунктуационные варианты, которым в устной речи соответствуют  различные интонационные особенности  высказывания. В подобных ситуациях  знаки препинания в письменной речи и интонация в устной взаимосвязаны, однофункциональны - выполняют смыслоразличительную функцию. Однако смысл высказывания неразрывно связан с грамматическим построением и интонацией предложения. Этим объясняется то, что «действующие в современном русском письме правила расстановки знаков препинания не могут быть сведены к какому-либо одному из перечисленных принципов, а отдельные знаки препинания в каждом конкретном случае употребления подчеркивают то логическую, то синтаксическую, то интонационную структуру речи или являются синтаксическими - одновременно членят текст на смысловые и синтаксические отрезки, характеризуют его смысловую и интонационную структуру и т.д» [8, с. 71].

Вернувшись к историческим аспектам данного вопроса, мы рассмотрим работы А.М. Пешковского и Л.В. Щербы, которые представляют несомненную ценность в области пунктуации. Хотя работы эти и не являются научными исследованиями, основанными на изучении значительного количества литературных текстов различных жанров и стилей, они всё же представляют собой интересные попытки осмысления действующих в нашем письме пунктуационных норм и содержат оригинальные мысли относительно построения новой системы пунктуации для русского литературного языка. Первые выступления А.М. Пешковского по вопросам пунктуации, в которых определились его взгляды в данной области, как и в ряде других областей, относящихся к преподаванию русского языка, имели место в годы наивысшего подъёма дореволюционной русской общественно- педагогической мысли, непосредственно предшествовавшие революции 1917 года. Речь идёт о докладе «Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания», прочитанном на Всероссийском съезде преподавателей русского языка средней школы, состоявшемся в Москве в декабре 1916 - январе 1917 года, и статье «Знаки препинания и научная грамматика».

Следует иметь в виду, что Пешковский как учёный-теоретик и как методист был убеждённым и горячим сторонником того направления в русском языкознании, которое выдвинуло положение о необходимости строго различать в научных исследованиях и соответственно при обучении языку в школе речь устную и речь письменную, ставя на первое место живую, звучащую речь. Об этом постоянно и неутомимо говорили в своих университетских лекциях и публичных докладах такие крупнейшие русские учёные-языковеды, как Фортунатов и Бодуэн де Куртенэ и их последователи и ученики, поднявшие на небывалую до того времени высоту изучение фонетики, как общей, так и русской исторической, и впервые поставившие на строго научную почву прикладные дисциплины - орфографию и орфоэпию. Знаки препинания отражают в огромном большинстве случаев «не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи» [11, с.90]. Ритм и интонация только потому являются вспомогательными синтаксическими средствами, что в определённых случаях могут приобретать значения, аналогичные тем, какие создаются формами слов и их сочетаний. «Но в то же время признаки эти могут на каждом шагу и противоречить собственно грамматическим признакам, ибо всегда и везде отражают в основе своей всё-таки не грамматическую, а только общепсихологическую стихию речи».

Для овладения умением  ставить знаки препинания следует  всегда сознательно читать знаки, т.е. «приводить в связь ту или иную произносительную фигуру… с тем  или иным знаком», в результате чего «образуется прочная ассоциация каждого знака с соответствующей  произносительной фигурой (или фигурами, если знак их имеет несколько) - ассоциация, протекающая, конечно, в обоих направлениях» [10, с.52]. Только для усвоения существующих правил об употреблении запятой потребуется координация показателей выразительного чтения и грамматики. Для Пешковского такая постановка вопроса о пунктуации и методике обучения ей была частью общей большой проблемы - взаимоотношения письменного и живого устного языка. Поэтому он закончил свой доклад «Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания» следующими словами: «Замечу ещё, что такое сближение выразительного чтения с пунктуацией послужит на пользу не только одной пунктуации. Мысленно слышать то, что пишешь! Ведь это значит писать красиво, живо, своеобразно, это значит заинтересоваться тем, что пишешь! Как часто учителю достаточно прочесть с кафедры нескладное выражение ученика, чтобы автор ужаснулся собственному выражению. Почему ж он его написал? Потому что не слышал, когда писал, потому что не читал самого себя вслух. Чем больше ученик будет читать себя вслух, тем лучше он будет вникать в стилистическую природу языка, тем лучше он будет писать.

Воссоединение письменной верхушки языкового дерева с его живыми устными корнями всегда животворит, а отсечение всегда мертвит» [17, с.52-53]. Л.В. Щерба отчасти был близок к позиции А.М. Пешковского. Он так же видел роль пунктуации в обозначении ритмомелодической стороны речи. «Пунктуация - правила употребления дополнительных письменных знаков (знаков препинания), - писал он, - служащих для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации» [18, с.143].

Но в то время как  Пешковский считает, что все знаки препинания, за исключением отчасти запятой, обозначают, прежде всего, и непосредственно только ритмомелодическую сторону живой речи, Щерба, заглядывая в существо самой ритмомелодии, не ограничивается сказанным, а добавляет: «Поскольку одна ритмика и мелодика речи выражают членение потока нашей мысли, а иногда ту и другую связь отдельных её моментов и, наконец некоторые смысловые оттенки, поскольку можно сказать, что знаки препинания служат собственно для обозначения всего этого на письме. Этим определяется двойственный характер всякой пунктуации: фонетический, поскольку она выражает некоторые звуковые явления, и идеографический, поскольку она непосредственно связана со смыслом» [18, с.53]. Далее Щерба указывает на то, что «членение речи-мысли, а в ещё большей мере связь между отдельными её частями и разные смысловые их оттенки выражаются в речи не только интонационно, но и отдельными словами, формами слов и порядком слов, и если справедливо, что членение и аффективные оттенки всегда находят себе выражение в интонации (хотя не всегда это обозначается на письме), то связь между отдельными частями речи только очень суммарно выражается интонационно, а логические их оттенки и очень редко» [16, с.90]. В некоторых случаях, как указывает Щерба, интонация выступает в качестве единственного показателя, как членения, так и характера связи между отдельными частями предложения.

 

1.2 Функции знаков препинания в русском языке

 

Знаки препинания являются необходимым элементом письменной формы русской речи. Современный  тест не может фиксироваться без  знаков препинания, не может нормально  воспроизводиться. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Назначение знаков препинания - передавать синтаксическое и смысловое  членение текста, а также основные структурные черты интонации  предложения. Передача интонационной  структуры не является самоцелью; ее элементы постольку, поскольку они  участвуют в синтаксическом и  смысловом членении текста. Современная  пунктуация отражает структуру, смысл  и интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и  вместе с тем выразительно. Как  правило, интонационный принцип  сводиться к смысловому, смысловой к структурному.

Иногда знаки препинания выступают как дублирующие показатели членения при наличии специальных  языковых средств - союзов, союзных  слов, а также частиц-связок. Употребление знаков препинания регулируется правилами, обязательными и одинаковыми  для всех говорящих и пишущих.

В русской пунктуации употребляются  следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный  знак, многоточие, запятая, точка с  запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзацный отступ, или красная строка.

Знаки препинания в современной  пунктуационной системе русского языка  имеют закрепленные за ними функции. Они либо отделяют части текста друг от друга, либо выделяют какие-либо отрезки  внутри частей.

В соответствии с этим выделяют две основные функции знаков препинания:

- отделения;

- выделения.

Указанные функции часто  осложняются более частными, смыслоразличительными  функциями.

Основные функции всех знаков препинания, как и их смыслоразличительные функции, описываются в своде  правил русской пунктуации [3, с.67].

 

Знаки препинания с отделительной функцией

Отделительными знаками  являются точка, восклицательный и  вопросительный знаки, точка с запятой, двоеточие, многоточие, абзац (в данном случае термин используется в значении абзацного отступа).

Отделительные знаки препинания членят письменный текст на значимые в смысловом и грамматическом отношении части. Близкими в функциональном отношении являются знаки запятая (отделительная), точка с запятой, точка. Их различие часто бывает лишь «количественным»: они фиксируют  паузы различной степени длительности, «смысловом же отношении части, членимые посредством запятой и точки с запятой, менее самостоятельны, они представляют собой отрезки внутри одного предложения; точка же обозначает законченность мысли» [8, с.93]. Знаки эти ставятся при перечислении синтаксически равнозначных частей текста: членов предложения, частей предложения (запятая и точка с запятой), отдельных предложений (точка). Например, запятая: «между однородными членами: А здесь дует свежий ветер, пахнущий рекой, смолой, таинственным духом сырого дерева…» [12, с.93].

Особенности употребления точки  с запятой связаны с ее графическим своеобразием. Будучи соединением точки и запятой, она используется в качестве знака как бы «промежуточного» между ними. Точка с запятой употребляется, с одной стороны, чтобы просто отчетливее, заметнее обозначить границу между сильно распространенными компонентами предложения, внутри которых есть другие знаки препинания; с другой - чтобы подчеркнуть относительную смысловую самостоятельность частей («Прохожих не было; окна дворца были темны; часовой у подъезда стоял недвижно, закутанный в тулуп, с прилипшим к боку ружьем» [11, с.73])

Качественное сходство перечисленных  знаков легко постигается при  сопоставлении примеров, оформленных  по-разному:

1) Толпа внезапно рванулась  вперед и разъединила нас. В  воздух полетели папахи и фуражки.  Неистовое «ура» взорвалось около  трибуны. (К.Г. Паустовский).

2) Толпа внезапно рванулась  вперед и разъединила нас, в  воздух полетели папахи и фуражки,  неистовое «ура» взорвалось около  трибуны.

Общая функциональная значимость этих знаков и вместе с тем их различие в обозначаемой ими степени  членимости текста дают возможность использовать их в сложных предложениях как определенную градационную систему. Например: «По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные, юртенки; наконец, точно победное знамя, на холмике из середины поселка выстрелила к небу колокольня» [12, с.63]. В этом бессоюзном сложном предложении четыре синтаксически равнозначные части, однако первые три разделяются запятыми, а четвертая отделяется точкой с запятой; такое расположение знаков дает возможность, во-первых, подчеркнуть большую смысловую спаянность первых трех частей предложения и, во-вторых, оторванность и смысловую самостоятельность четвертой части предложения. Кроме того, такие знаки оправданы и с точки зрения структурной организации предложения: первые три имеют общий член, объединяющий их в единое целое, - по расчищенному месту, а в четвертой части имеется вводное слово наконец, и отнесение его именно к этой части предложения возможно лишь при наличии точки с запятой, отделяющей впереди стоящую часть текста.

Одиночная запятая, как и  точка с запятой, всегда стоит  между синтаксически равнозначными  частями текста или равнозначными  по синтаксической функции словоформами.

 

Знаки препинания с выделительной функцией

К выделительным знакам относятся  скобки и кавычки, знаки запятая  и тире при парном употреблении. При этом неизменно парным употреблением  характеризуются скобки и кавычки. Остальные знаки препинания употребляются  с обеих сторон выделяемого компонента, если он располагается в середине предложения.

приложение 2.docx

— 26.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 3.docx

— 18.07 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе