Организация и методика обучения групп слесарей ремонтников по предмету «слесарное дело» по заданию резка металла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы «Организация и методика обучения групп слесарей ремонтников по предмету «слесарное дело» по заданию резка металла.»
Цель:
Раскрыть организацию и методику обучения резки металла.
Задачи:
Раскрыть характеристику темы
Подробно изложить учебно-воспитательные цели и задачи темы
Подобрать учебно производственные работы
Подобрать материально техническую подготовку

Содержание работы

Введение
Характеристика темы резка металла
Учебно-воспитательные цели и задачи
Подбор учебно-производственных работ
Материально-техническая подготовка
Разработка учебно-технической и планирующей документации
Подготовка мастера к занятию
Методика проведения занятий
Воспитательная работа мастера на уроке
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ОМПО.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Подготовка  мастера к занятию

Мастер производственного  обучения к изучения темы должен подготовится в следующей последовательности:

  1. Изучить методическую и техническую литературу и информацию о теме.
  2. Подготовить и разработать документацию: письменное инструктирование.
  3. Подобрать учебно-производственных работ, которые выполняются учащимися при изучении темы.
  4. Подготовить и проверить материально-техническую базу.
  5. Проверить знания учащихся по теме.
  6. Составить перспективно-тематический план изучения темы.

Готовясь к изучению темы, мастер прежде всего анализирует содержание материала учебной программы, изучает соответствующие разделы учебника, методические пособия и т.д.

В ходе этой работы мастер чётка определяет какие приёмы, способы работ должны изучить учащиеся и распределить материал темы на уроки.

Нужно учитывать трудоёмкость приёмов  и способов рассказа их для учащихся, вынести выполнение работ в будущем, порядок изучения, объекты работ, на которых они будут осваиваться  и т.д.

Мастер должен наметить способы  установки связей между уроками  по теме, между теорией и практикой.

В этих условиях необходимо учитывать  объём технических знаний учащихся, полученных ими на уроке теоретического обучения и специальных предметов.

Для совершенствования профессиональных навыков у учащихся мастер производственного обучения должен хорошо подготовить материальную базу. Подготавливая её мастер на основе перечня учебно-производственных работ определяет конкретные содержание и вид работ которые учащиеся будут выполнять при изучении темы, проверяет в работе приспособления, механизмы, которые будут использоваться при изучении тем. Особое внимание при этом надо обратить на отбор передаваемых методов работы, рациональность принципов и способов труда, новаторов базового предприятия, с которыми мастер должен ознакомить учащихся.

Очень большое значение при проведении уроков производственного  обучения, особенно при изучении операций, имеет показ мастером трудовых приёмов. Для успешного показа приёмов  недостаточно иметь только высокую производственную квалификацию, нужно перед показом предварительно по упражняться. Чтобы охарактеризовать основные методы обучения, нужно пояснить , что основным источником информации является: устная речь, наглядность и практическая деятельность.

Из предыдущих тем  по производственному обучению должен знать каждый учащийся:

  1. Как организовать рабочее место
  2. Учится разбираться в чертежах
  3. Знать о возможных дефектах и уметь их устранить
  4. Правила техники безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.Нормы оценки за изучение темы «Резка металла».

Балл

Правильность приемов  и способов работы

Качество работы

Организация труда и  рабочего места, безопасность труда

5

Безошибочное, уверенное  и вполне самостоятельное выполнение всех приемов и способов резки металла

Полное соответствие техническим требованиям: плавная, без перекосов, полное соответствие линейных размеров.

Правильная и качественная организация труда и рабочего места перед работой, во время  работы и после ее соблюдение правил безопасности труда

4

Правильное и самостоятельное  выполнение основных приемов резки  металла при наличии несущественных недочетов: не плавное движение ножовки, незначительный перекос.

Соответствие техническим  требованиям: Незначительное несоответствие линейным размерам (+/- 0.5мм)

Соблюдение правил организации  труда, рабочего места, безопасности труда при наличии единичных нарушений: не подготовлены контрольно-измерительные инструменты

3

Выполнение приемов  с нарушениями, не приводящими к  браку: закрепление заготовки с  перекосом, неумение без помощи мастера завести режущий инструмент, затруднение в пользовании контрольно-измерительными приборами

Недочеты и отступление  от технических требований в пределах нормы, следы задиров не соответствие линейным размерам

( +/- 1мм)

Соблюдение правил организации труда, рабочего места, безопасности труда при наличии единичных нарушений: не подготовлены контрольно-измерительные инструменты

2

Грубые ошибки в приемах  и способах при резки металла

Брак в работе

Существенные недостатки в организации труда и рабочего места


 

 

 

Методика проведения занятий

 

Тема урока №1 “  Резка металла ”.

Цель урока: Научить  учащихся:

  • Правильно выполнять приёмы работы ручной слесарной ножовкой при резке полосовой, квадратной, круглой, угловой, листовой стали и труб.
  • Воспитать у учащихся стремление бережного отношения к инструменту, материалам, аккуратности и внимательности в работе, бдительность в соблюдении требований технике безопасности труда.

Методы проведения урока:

Объяснение, беседы, личный показ приёмов, выполнение приёмов и операций по резке металла.

Учебно-производственные работы

1.Резка стали S=50мм2 -25штук

2.Резка труб-30штук

3. Резка чугуна S=50мм2-30 штук

Материально техническая  база:

  1. Ножовки слесарные с полотнами-25шт.
  2. Запасные ножовочные полотна-15шт.
  3. Тренировочные приспособления-25шт.
  4. Труборезы-5штю
  5. Деревянные зажимы для труб-25шт.
  6. Масло машинное.

 

 

 

  

 

 

 

 

Ход урока

1 Организационная часть (2-5 мин.)

1.1 Отметка отсутствующих  в журнале

1.2 Осмотр внешнего  вида учащихся на соответствие  его эстетике труда и технике безопасности.

2 Вводный инструктаж(30-35 мин.)

2.1 Сообщение темы и  цели урока

2.2 Актуализация опорных  знаний.

  • Какие виды резки металла мы изучили по специальности. (Ответ - резка ручной ножовкой, ручными ножницами, рычажными ножницами, резка труборезом, резка электровибрационными ножницами )
  • Для чего производят разводку зубьев на ножовочном полотне.(Ответ – Для того, чтобы режущее полотно не закусывало)
  • Почему листовой металл не рекомендуется разрезать полотном с крупным зубом. (Ответ: по тому что листовой металл будет «играть»)

3 Активизация мышления  обучаемых

3.1 Резка бумагой, а точнее бумажным диском. Мы будем разрезать деревянную палочку трением обычной бумагой при помощи вращающего инструмента. Устойчивость вращающегося диска можно объяснить, перейдя в неинерциальную вращающуюся систему отсчета. В этой системе отсчета бумажный диск натягивает центробежные силы инерции, обеспечивая его устойчивость. В качестве вращающегося инструмента можно использовать болгарку. Вырезаем из бумаги диск (в качестве шаблона можно применить режущий диск), закрепляем бумажный диск на место режущего диска. Запускаем инструмент, можно приступать к резке деревянных палочек (в качестве палочек можно использовать простой карандаш или спички).

4 Изложение нового материала и личный показ приёмов.

 

4.1 Показать и объяснить резку материала ручными ножницами.

Вопросы для закрепления:

- Как вырезать круг ручными ножницами? Ответ: Разметить круг и вырезать заготовку прямым резом поворачивая заготовку.

- Как разрезать лист металла без заусенцев? Ответ: Во время работы следить за тем чтобы лезвия не сходились полностью

4.2 Показать и объяснить  резку прокладочного материала электрическими ножницами.

Вопросы для закрепления:

- Какое основное правило  необходимо соблюдать при резке металла по электробезопасности? Ответ: Следить чтобы при резке металла провод электропередачи не попал в режущий инструмент.

- Как резать металл электрическими ножницами? Ответ:  Взять ножницы правой рукой за рукоятку и подвести ножи к линии реза, включить двигатель и выполнить резание по разметке.

4.3 Показать и объяснить  резку металла ножовкой.

Вопросы для закрепления:

- Для чего необходимо  пользоваться деревянными прокладками при закреплении детали в тесах? Ответ: При закреплении в тисках тонкостенной трубы или трубы с чисто обработанной поверхностью.

- Нажимать на ножовку легко только при движении …? Ответ: вперед

4.4 Показать и объяснить  резку труб труборезом.

- При креплении заготовки  в тесках следить чтобы линия  отрезания находилась от прижима  губок тисков на расстоянии  не более чем …. ? Ответ: 80-100 мм

- Что необходимо смазывать  перед разрезанием трубы труборезом? Ответ: Шарниры дисков трубореза.

 

4 Закрепление материала вводного инструктажа:

4.1Покажите приёмы сборки ножовочного станка, как проверить правильность натяжки полотна?

4.2 Покажите приёмы закрепления в тески тренировочного приспособления?

4.3 Как определить правильность движений нулевкой в тренировочном приспособлении?

4.4 Почему при резке стали квадратного и углового профиля ножовку в начале нужно наклонять вперёд?

4.5 Каковы основные причины поломки на ножовочного полотна? Как их избежать?

5 Упражнения учащихся и текущий инструктаж (5 ч. 20 мин.)

5.1 Сборка ножовочного станка

5.2 Тренировочные упражнения в приспособлении

5.3 Упражнения учащихся (на каждое примерно по 30 мин)- резка угловой стали, резка квадратной стали, резка круглого прута, резка полосовой стали, резка листового металла без поворота полотна, резка труб, резка листового металла с с поворотом плотна.

Целевые обходы рабочих  мест учащихся:

    1. Проверить организацию рабочих мест и своевременное начало работы
    2. Проверить правильность работы. Проверить использование учащимися в процессе работы инструкционной карты и чертежа.
    3. Проверить соблюдение технической безопасности учащимися при резке металла. Оказать индивидуальную помощь учащимся.
    4. Проверить и оценить качество работы учащегося.
    5. Убрать рабочее место.
    6. Заключительный инструктаж (10-15 мин.)

а) Сообщить о достижении цели урока

б) Проанализировать ход выполнения упражнений

в) Показать, сравнить и сделать анализ работ

г) Отметить и оценить учащихся

    1. Задание на дом(2-5мин)
      1. Повторить главу 8 « построение технологических процессов слесарной обработки  по книге общий курс слесарного дела». Там же повторить параграф резка металла.

 

Воспитательная  работа мастера на уроке

Целостный педагогический процесс, прежде всего, представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучением.

Воспитательная задача моего урока – 

При реализации работы в  воспитательном направлении рекомендуется  использовать следующие методы, приемы и направления воспитания.

Методы воспитания –  общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведения.

Классификация методов  воспитания:

  • Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение).
  • Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников

(поощрение, метод естественных последствий).

  • Методы формирования сознания (пример)
  • Методы самовоспитания (самоотчет, самоодобрение, самоосуждение )

 

Культура личности –  уровень развития и реализации сущность сил человека, его способностей и дарований.

Пути формирования каждого  компонента культуры личности обучаемых  мы делаем упор на формирование культуры жизненного самоопределения, интеллектуальную культуру личности, нравственную культуру личности, культуру труда и экономическую культуру личности.

Информация о работе Организация и методика обучения групп слесарей ремонтников по предмету «слесарное дело» по заданию резка металла