Организация логопедической работы в детском учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Содержание работы

Введение…….…………………………………………………………………......3
Основная документация логопеда…..…………………………………………4
Речевые карты…………………….……………………………………………...4
Взаимодействие логопеда и воспитателя…………………………………..…6
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий……………..……10
Цель и задачи логопедической служб..………………………………….……13
Список использованной литературы…………………………….………...…14

Файлы: 1 файл

Организация логопед раб..docx

— 82.75 Кб (Скачать файл)

Ожидаемый результат:

Знать: названия зимующих птиц, отличительные признаки человека и птицы

Иметь: навыки ухода за зимующими птицами

Уметь: составлять рассказ по описанию; последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

 

 

 Технологическая карта

совместной организованной деятельности

логопеда  с родителями в подготовительной группе

 

Область: Коммуникация и социум

 

Тема: «Прогулка в лесу»

 

Цель: Повысить заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы логопеда с детьми

 

Задачи

Образовательные:

  1. Тренировать детей в отгадывании загадок
  2. Обучать умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
  3. Научить детей заканчивать предложение по смыслу
  4. Закрепить правильное произношение звука [ж]

Развивающие:

5.   Развивать мелкую моторику

6.   Развивать артикуляционный праксис

7.   Развивать речевое дыхание

Воспитательные:

  1. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

 

Оборудование: Зал оформлен в виде лесной поляны

 

 

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей, родителей

Мотивационно-

побудительный 

Ребята, а вы любите разгадывать  загадки?  Ну что же, если вы меня будете внимательно слушать, то вы обязательно  догадаетесь кто это!

Отгадывают

 

Организационно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-поисковый

Ребята,  о ком  все эти загадки? 

Читает отрывок из энциклопедии про ежа.

Ребята, а как вы думаете - какой еж?

Назовите его  семью

Дидактическая игра «Один - много»

Вы хотите пойти в лес?  Давайте  и мы с вами пойдем в лес. А как  вы думаете, мы с вами можем пойти  в лес в такой одежде?

Ритмическая гимнастика

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и оденем ловко 

На руки  - перчатки.

В добрый путь, ребятки!

Шагают наши ножки по ровненькой дорожке 

А потом прыг – скок!

И  попали мы в лесок 

Смотрите, ребята, куда мы попали?  Здесь так красиво и может  быть это  сказочный лес. И правда волшебный лес, ведь даже наши родители каким – то чудесным образом оказались в этом лесу. А вот и пеньки,  на которые мы можем присесть. Дети рассаживаются.

Логопед: Что – то стало прохладно. Давайте, мамы вместе с детками,  погреем наши ручки.

Пальчиковый массаж.

Раз, два, три, четыре, пять,  

Вышли пальцы погулять

Этот пальчик самый  сильный

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый  длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

А теперь  мы научим наших  мам делать массаж лица. Повторяйте, пожалуйста,  упражнения за мной.

Самомассаж лица

Носик, носик. Греем носик.

Лобик, лобик. Греем лобик.

Щечка, щечка. Греем щечку.

Не замерзнет наша дочка,

Не замерзнет наш сынок!

 

Ой, что это за звук?   Послушайте, а кто же так пыхтит? (Заглядывает под елочку). Ежик! Спит. Давайте также попыхтим может тогда мы разбудим ежика.

Дыхательная гимнастика

Вырабатываем глубокий вдох и выдох «Пых!».

Логопед:   Не просыпается………

Может мамам удастся разбудить  соню?  Нет, спит……….

Может, споем веселую песенку  про ежика 

Песенка «Я - ежик, ежик.»

Ежик просыпается

Подожди-ка ты пока,

 застели свою кроватку,

сделай, Еженька, зарядку.

 

Физминутка

Ежик весело шагает, ноги выше поднимает,

И на пяточках шагает, кверху носик поднимает,

Ежик прыгает и скачет по дороге, словно мячик,

На носочки ежик встал  и в ладоши хлопать стал.

Все молодцы и ежик, и  детки, и мамы. А теперь можно и  подкрепиться.

 

 

 

 

 

 

Хочешь,  мы сейчас напечем  блинов и тебя угостим?

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

«Блинчик»,«Чашечка»,

«Вкусное варенье».

 

 

 

 «Закончи предложение».

А сейчас, ребята, ежик поиграет с вами в свою любимую игру.

 Подвижная игра

Ежик «спит», дети будят  его  - сопровождая текст движениями.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо тебе, Ежик, развеселил ты наших деток игрой. А теперь ребята порадуют тебя стихами.

 

Отвечают

Внимательно слушают

 

Отвечают

 

Называют

Играют

 

Отвечают

 

 

Отвечают

 

 

 

Имитируют процесс одевания

 

 

 

 

Шагают друг за другом

 

Прыгают с продвижением вперед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загибают пальцы

Поглаживают ладошки

Массируют каждый палец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют дети

 

 

 

 

Родители выполняют массаж своим деткам

 

 

 

 

 

 

Выполняют

 

 

 

 

Выполняют

 

 

 

 

Поют

«А где мой завтрак? Есть пора!»

Ежик: Тогда в круг скорей вставайте и зарядку начинайте.

Дети и взрослые повторяют  слова и выполняют движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежик: Ой, ребята, а я так блины люблю! Моя мама – ежиха  такие вкусные блинчики печет! А ваши мамы пекут вам блины?  Вы им помогаете? (ответы детей).

 

 

Мамы садятся на пеньки. Дети садятся к ним лицом и  выполняют упражнения.

 

 

 

 

Ежик: Спасибо! Молодцы! А теперь давайте поиграем.

Играют

 

 

 

 

Ежик «спит», дети будят  его  - сопровождая текст движениями

У ежа иголки и остры, и  колки (Вытягивают руки вперед и перебирают в воздухе пальцами).

Ты, колючий, серый еж (Грозят указательным пальцем левой руки),

Нас иголками не рожь  (Грозят указательным пальцем правой руки).

Ежик «просыпается», пытается догнать детей, они убегают и прячутся в объятиях своих мам

 

 

 

 

Рефлексивно- корригирующий

Закрепление правильного произношения звука [ж]

 

 

 

Ну, вот и нам пора возвращаться в детский сад

Взрослые и дети под  музыку выходят из зала

Дети произносят стихи о еже.

 

После прочтения стихов ежик благодарит всех;  угощает детей  блинами, прощается и уходит

Родители получили положительные  эмоции от совместной деятельности с  детьми


Ожидаемый результат:

Знать: сведения о еже, прочитанные логопедом из энциклопедии

Иметь: навыки отгадывания загадок, получить удовольствие от игр и                совместной деятельности с другими детьми

 

Уметь: заканчивать предложение по смыслу, правильно произносить звук [ж], отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

 

Технологическая карта

  организованной учебной деятельности 

  подготовительная группа

 

Область: Коммуникация и  социум

 

Тема  «звук [С] - буква С»

 

Цель: Автоматизация в словах и тексте [С]

 

Задачи

 

Образовательные:

  1. Уточнение артикуляции звука [С]
  2. Учить ребенка правильному произношению звука [С] в начале слова
  3. Закрепить звук [С] в словах
  4. Готовить ребенка к умению сливать слоги в слова

Развивающие:

  1. Развивать мышление

Воспитательные:

6.Воспитывать слуховое внимание и память.

Оборудование:  картинки, изображающие предметы  со звуком [С] в разных позициях (в начале, середине, в конце слова.), карточки со слогами – СА-4шт, НИ-1шт, МИ-1шт, Ма-1шт, НЯ-1шт

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный 

Спит спокойно старый слон –

Стоя спать умеет он                     

 Какой звук слышится  чаще других?

 

Отвечает

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-поисковый

Давай  вспомним песенку насоса

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

Автоматизация звука  С в слогах

 Закончи  слово, добавив слог СА . Выделяем звук С голосом. Найди соответствующую картинку.

Ли – СА, ко – СА , колба  – СА .

Почему ты взял именно эту  картинку?

Догадайся, какое  слово получилось.?

Ты называй слог СА, а  я буду заканчивать слово, добавляя слог

СА –ни, СА – ми , СА –  мА, СА – ня .

Теперь произнеси эти  слова.

Автоматизация звука  С в словах

Запомни ряд  слов. Назови их в том же порядке.

Сад – гусак, сад –  садовник – посадил, сад – садовод  – посадка – садовый.

Отраженно произнеси  слоги и слова

Ас-ас- ас –квас.

Ос-ос-ос-нос.

Ус-ус-ус-кактус.

Ис-ис-ис-Борис.

Заучивание стихотворения

 

Вот со звуком С слова:

Ястреб, ласточка, сова,

Самокат, совок, лиса,

Косы, волосы, оса.

Развитие фонематического  слуха

Игра «Поймай  звук»

Когда услышишь звук С –  хлопни в ладоши: сад, дерево, сани, рак, лимон, кран, конфета, сапог, лопата, белка, бусы, коньки, ухо, нос.

Соотнесение звука  С и его символа.

 Что такое звуки? (мы  их говорим и слышим)

Что такое буквы? (мы их читаем и пишем)

Посмотри, этот символ обозначает звук С – называется буква С.

Это очень просто: покачай насос ты

Сссссссс.

(изображает накачивание насоса, наклоняясь вниз – делает выдох, распрямляясь – делает вдох)

Накачай насос ты. Это  очень просто.

Ссссссс

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет

 

Объясняет

 

 

Называет

 

 

 

 

 

Произносит

 

 

Называет

 

 

 

 

Произносит

 

 

 

 

 

 

 

Заучивает

 

 

 

 

 

 

Хлопает, ловит звук

 

 

 

 

 

 

Называет

 

 

 

 

Запоминает

Рефлексивно- корригирующий

Мы сегодня потрудились с тобой, много узнали нового ? как можно по другому высказаться?

Потрудились на славу, поработали в радость 


 

Ожидаемый результат:

Знать: артикуляцию звука [С]

Иметь: навыки сливания слогов в слова

 

Уметь: правильно произносить звук [С]

 

 

Технологическая карта

  организованной учебной деятельности 

  подготовительная группа

Область: Коммуникация и  социум

Тема  «звук [З]»

  Цель: Автоматизация в словах, предложениях и связной речи -                  звука [З]

Задачи

Образовательные:

  1. Уточнение артикуляции звука [З]
  2. Учить ребенка правильному произношению звука [З] в словах, предложениях, связной речи

Развивающие:

  1. Развивать мышление, психологические процессы
  2. Развивать мелкую моторику
  3. Развивать связную речь

Воспитательные:

6.Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

Оборудование:  картинки, изображающие предметы  со звуком З в разных позициях (в начале, середине, в конце слова).

 

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный 

Отгадай загадку :

Прыгает ловко,

Грызет морковку 

Правильно, а какой звук слышится в начале  этого слова?

 

Отгадывает

 

 

Отвечает

Организационно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-поисковый

Поиграем с тобой в игру «Самолет.»

Посмотри-ка в небеса – 

Самолёт там, как оса 

Жужжит самолет и машет  крыльями.

 

 

Артикуляционная гимнастика

Автоматизация звука  З в словах

На доске картинки с  изображением козы, розы, вазы и таза. Предлагаем ребенку рассмотреть  картинки и назвать их.

 Игра «Один- много».

Таз – тазы, роза- розы, ваза- -вазы.

Автоматизация звука  З в предложениях

Закончи предложение, одним  словом и попробуй произнести предложение.

Пахнет (роза).   Пахнут (розы).

Идет (коза). Идут (…).

Красивая (ваза).  Красивые (…).

Физминутка

Подуем на плечо 

                              

Подуем на другое

                

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою                       

 

Подуем и на грудь мы 

И грудь свою остудим.

                      

Подуем мы на облака

И остановимся пока

Работа над  связной речью.

Составление предложений по картинке.

Лиза сорвала ……….. Что  сорвала Лиза?

Лиза поставила розу в  ……. Куда поставила Лиза розу?

На лугу паслись……. Кто  пасся на лугу?

Составление рассказа по картинкам  

 Предлагаем ребенку вспомнить картинки, которые помогали в составлении предложений (роза, коза, ваза), а затем учим составлять рассказ.

Задаем наводящие вопросы  Кто пасся на лугу? (На лугу паслись  козы).

Кто забрался в сад? (в  сад забралась коза).

                      

 

 

Смотрит вверх, произносит      Зззз

Ребенок разводит руки и  поворачивает туловище вправо-влево.      Ззззз

 

Выполняет

 

 

 

 

Рассматривает и называет

 

 

 

Играет, называет

 

 

 

 

 

Произносит

 

 

 

 

 

голова прямо  – вдох, поворот головы -выдох

дуют на плечо

 

поднимают голову вверх, а дуют через губы

 

дуют на грудь

 

 

поднимают голову вверх, и  дуют

 

 

Составляет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляет

Рефлексивно- корригирующий

Прочитать ребенку, получившийся рассказ  и предложить придумать ему название.

Называет


 

 

Ожидаемый результат:

Знать: артикуляцию звука [З]

Иметь: навыки правильного произношения звука [З] в словах, предложениях, связной речи

 

Уметь: правильно произносить звук [З]

 

 

 

 

 

Коррекционная программа  работы с детьми старшей  группы ФФН

(отрывок)  на базе программы «Балбобек»

Апта

Неделя

Дыбыс

Звук

Дыбыстарға мінездеме

Характеристика звука

Дыбысты буынды талдау

Звуко – слоговой  анализ

Сөздік

Словарная работа

Лексикалық

тақырып

Лексическая тема

Грамматикалық талдау

Грамматический строй

Тілдің қалыптасуы

Формирование связной  речи

Қазан – Октябрь

I

У

гласный

Ознакомление с понятием гласный  звук(поется, воздух изо рта выходит  свободно, во рту нет преграды).

Нахождение место звука  в  слове (позиция).

Гласный звук обозначается фишкой красного цвета.

Утюг, улитка, утенок, ухо, будильник, погремушка, гуашь, стул, лягушка, кубики,  шуба, рубашка. 

Огурец, укроп, овощи,  репа, тыква, картофель, морковь, свекла, красный  перец,  редька, редис

 

Времена года. Сад – огород.

 

Ед. и мн. число им. существительного.

 

 

Договаривание предлож-ий по картинкам.

II

А

гласный

Анализ звукового ряда из двух гласных. Определение места звука в  слове.

Выделение звука в слогах, словах.

Автомат, альбом, аптечка, апельсин, клубника, лягушка, шуба, рубашка, кошка, шапка, яхта, бабочка.

 Кукла, мишка, машина, дудка,  барабан, зайчик, самолет, самокат, 

 

Детский сад. Игрушки.

 

Практич. употребления сущ. в Р.п. ед. и мн. числа.

 

 

Договаривание предлож-ий по картинкам.

III

О

гласный

Воспризведение звуковых рядов из 3 гл. звуков,  анализ звукового ряда УАО – АУО.

Закрепление понятия гласный звук.

Выделение гласного звука.

Окно, сковорода, кровать, ворона, ведро, волк, слон, нож, осьминог, ядро, Родина, Отечество, Отчизна, столица, Астана, Алматы, флаг, герб, гимн, Байтерек.

 

Республика  Казахстан

 

Образование относительных прилагательных.

 

Рассказ по картине «Моя Родина Казахстан»

IV

И

гласный

И начало слов.

Определение места звука  И  в  слове (позиция)

 

Ива, Иван,  Инна, индюк, Илья, липа, малина, Полина, бинт, нитки, шина, пистолет,  ящерица, ежик,.

Квартира, будильник,  лифт, кувшин, миксер, лестница, кипятильник, картина, книга,

 

Семья, дом

 

 

Им.п. мн. числа существ.

 

Рассказ о семье

(по образцу).

 

 

Коррекционная программа  работы с детьми

ОНР подготовительная группа на базе программы «Балбобек»

Қазан - Октябрь

 

 Апта

Неделя

Психологиялық негіздегі

сөйлеудің дамуы

Развитие психологической  базы речи

Сөйлеу мәдениетінің

дыбысталу тәрбиесі

Воспитание звуковой культуры речи

Лексикалық

тақырып

Лексическая тема

Грамматикалық талдау

Формирование  грамм. строя

Тілдің қалыптасуы

Формирование  связной речи

Сөздік

Словарная работа

I

Загадки об овощах, фруктах. Придумывание загадки по образцу.

Д/и - «Найди на картине одинаковые овощи»,

Д/и «Опиши фрукт по картине не называя его».

Понятие гласный звук – повторение гласных  О, У. Буквы. Анализ звукового ряда из двух гласных.

Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас  чесночок», речь с движением «На  базар ходили мы»

Времена года.

Сад – огород.

Образование прилагательных  от существительных.

Морковный сок, тыквенная каша, вишневое варенье,  сливовый компот.

 

Беседа по картине «Натюрморт», пересказ

Морковь, редис, лук, капуста,  свекла, репа, помидор, горох, огурец, перец, картофель, овощи, фрукты, ананас, банан, груша, айва, гранат, яблоко и т.д.

II

Загадки об игрушках. Составление загадок  – описаний. Д/и «Сосчитай игрушки» - стих К.Кубилинскас 

Гласный  И, буква И.

Д/и «Придумай слово на заданный звук»

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки»

 

Детский сад. Игрушки.

Образование мн. числа существительных  в Р.п.

Д/и «Скажи чего много», «Один –  много»:  мишка – мишек, кукла  – кукол.

 

Беседа на тему «Игрушки», чтение стихов А.Барто из цикла «Игрушки».

Кукла, мишка, юла, машина, дудка, барабан, зайчик, самолет, самокат, матрешка, пазлы, трактор, паровоз с вагонами, пирамидка, шары, скакалка.

III

Д/и «Запомни и повтори».

Д/и «Составь предложение» Казахстан, столица, Астана,

Гласный звук  А, буква А.  Ударение, выделение ударного слога.

Работа над интонацией, речевым  дыханием:

Пой, расти, и процветай, Солнечный, прекрасный край!

Песней славлю я тебя, Казахстан  земля моя!

 

Республика  Казахстан

Упражнение в словообразовании с  помощью суффиксов: город – городишко, городище; дом- домишко - домище.

Составление предложений об Астане (с  помощью наводящих вопросов, с  опорой на картинки).

Родина, Отечество, Отчизна, столица, Астана, Алматы, символы, флаг, герб, гимн, Байтерек, юрта, шанырак, солнечные лучи,

IV

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Договори предложение»

Звук  и буква М.  Работа с буквой. Дифференциация звуков м - м'

Д/и « Мамина сумка»

 

Семья.

 

Упражнение в согласовании количествен-х  числительных: один, два(брат), одна, две (сестра).

Д/и «С кем ты живешь»  -употребление предлога С.

Беседа о семье  Составление  предложений по предметным картинкам.

Семья, дружная, крепкая, добрая, ласковая, брат, младший (-ая), мама, заботливая, воспитанная, папа, братишка, сестра, сестренка, бабушка.

Информация о работе Организация логопедической работы в детском учреждении