Основные элементы культуры: ценности, нормы, учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 09:19, реферат

Описание работы

В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин «культура» возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание, и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от всех остальных животных, именно поэтому мы можем говорить о целостности культуры, в том смысле, что культура есть явление человеческое, которое развивается вместе с человеком. Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса.

Файлы: 1 файл

Реферат по культуре.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Основные элементы культуры: ценности, нормы, учреждения».

 

 

Направление «050400.62 – Психолого-педагогическое образование»

Профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования»

 

 

 

 

 

Оценка: «________________»

Научный руководитель:

_______________________

 

«______»  ________________2015   г.

Исполнитель:

Т.Л.Спичак - студентка

группы БО-12zKp

заочного отделения

 

Научный руководитель:

Полина Сергеевна Корючкина

 


 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

 

ВВЕДЕНИЕ.

В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин «культура» возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание, и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от всех остальных животных, именно поэтому мы можем говорить о целостности культуры, в том смысле, что культура есть явление человеческое, которое развивается вместе с человеком. Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса.

В связи с особенностями и уникальностью понятия культуры выделилась особая область научного знания, объектом и предметом изучения которой стала культура – культурология.

Цель данного реферата – рассмотреть основные элементы культуры: ценности, нормы, учреждения.

 

Ценности.

В мире культуры бесконечное множество ценностей. Они многозначны, формируются в различных сферах культуры, порождаются разными видами деятельности. Классифицировать ценности можно по разным основаниям.

  1. Во-первых, по их содержанию. В этом случае мы имеем дело с ценностями науки (истина, знание, закон), с ценностями морали (добро, благо, любовь, счастье, долг, совесть), эстетическими ценностями (красота, гармония, возвышенное), ценностями религиозными (Бог, вера, воскресение, воздаяние, покаяние).
  2. Во-вторых, по степени распространенности (массовые, элитарные, субкультурные).
  3. В-третьих, по характеру носителей (индивидуальные, групповые, сословные, классовые, национальные, общечеловеческие). Соподчинение ценностей, их субординация, выделение приоритетных, доминантных и подчиненных, производных образуют сложные иерархии ценностей, которые являются специфическими для каждой отдельной культуры. Усложнение социальных систем отражается на усложнении систем ценностных иерархий. Чем более развито общество, тем разнообразнее и дифференцированнее его ценности, тем труднее они поддаются унификации. Стабилизировать развитие культуры можно и при помощи жесткой регламентации ценностей, существующих на различных социальных уровнях, в различных социокультурных сферах. Такая регламентация сопряжена с выработкой системы запретов на те, или иные ценности для тех или иных социальных групп. При этом каждая социальная группа (слой, класс), как правило, убеждена в особой значимости, уникальности своих собственных ценностей. Смешение ценностей различных социальных групп может способствовать развитию внутри- и межкультурных напряжений, конфликтов. Ценности относительны, изменчивы, амбивалентны, очень подвижны. Они находятся в постоянном движении и часто переоцениваются в рамках культуры, меняясь вместе с ней и определяя ее собственные изменения. Ценности могут «перетекать» с одного социального уровня на другой, от одной социальной группы к другой. В этом процессе особую роль играют процессы социализации (воспитания, образования, аккультурации). Если изменение ценностей не поспевает за изменением социокультурной ситуации, и ценности не могут компенсировать изменяющиеся условия существования, то развиваются процессы дестабилизации культуры. Дестабилизация культуры, как уже отмечалось, может быть преодолена выработкой новых ценностных иерархий, что связано с активизацией элитных слоев культуры. Выработка новых иерархий ценностей требует достаточно много времени и не может привести к быстрой стабилизации, поэтому часто в кризисных ситуациях заимствуются уже готовые ценности чужой культуры, что ускоряет стабилизационный процесс, но часто ведет к углублению социально-ценностных конфликтов внутри общества. Характер заимствования «чужих» культурных ценностей может быть различен: — ассимиляция предполагает механическое усвоение новых ценностей, их «поглощение», растворение, приспособление к уже имеющимся ценностным иерархиям; — аккультурация связана с отношением к «чужим» ценностям как к более развитым, более значимым, весомым, чем свои собственные; творческая переработка и адаптация предполагают критическое отношение к ценностям другой культуры, их осознанный отбор, творческое развитие, обогащение национальными смыслами и приспособление для решения проблем собственной культуры. Главное, чтобы заимствованные ценности не вступали в противоречия с устоявшимися ценностными ориентациями, национальными смыслами данной культуры. В противном случае может произойти еще большая дестабилизация, разрушение ценностного ядра культуры, что ведет к потере ею самобытности, к саморазрушению. Ценности должны служить взаимообогащению культур. При этом главное — способность той или иной культуры дать миру «свои», неповторимые идеи, ценности, которые расширяли бы общемировой опыт, служили бы развитию мировой культуры.

Обладая более гибким воздействием на общество и человека, ценности оказывают определяющее влияние на нормы, обычаи и ритуалы, которые способствуют развитию духовной регуляции в обществе; облегчают воздействие на человеческое поведение, подчиняя его контролю со стороны общества.

Нормы.

И хотя нормы, обычаи, ценности редко подвергаются письменной фиксации, они обладают огромной силой принудительного воздействия на человека, способствуют упорядочиванию отношений между человеком и обществом, устойчивой организации их деятельности. Совокупность норм и ценностей образует внутреннюю структуру социокультурных институтов, при помощи которых общество задает человеку правила деятельности и общения. Нормы предопределяют как ожидания, так и поступки человека, формируя приемлемое для общества поведение. Норму в самом общем смысле можно определить как параметр деятельности. Она устанавливает границы применения тех или иных правил, требований и связана с возрастанием вариативности поведения. Нормы упорядочивают отношения между личностью, группой и обществом. Они принудительны и связаны с сохранением устойчивых социокультурных связей. Нормы исторически изменчивы, они зависят от характерных особенностей тех сфер культуры, в которых развиваются. В традиционных культурах система норм регламентирует фактически все виды деятельности. Нормы определяют правила поведения во всех важнейших жизненных ситуациях и регламентируют основные сферы человеческой жизни: сексуальную, бытовую, профессиональную. Нормы определяют целесообразные способы организации деятельности, указывают ее цели, закрепляют определенные принципы, правила как обязательные Они нацелены на облегчение коммуникативных взаимодействий между людьми, принадлежащими данной культуре. Нормы устанавливают определенные дистанции между различными группами, слоями, сословиями (по статусным, ролевым, деятельностным показателям). Степень обязательности, принудительности норм различна. Чем важнее норма для культуры, тем она устойчивее, традиционнее, обоснованнее. Изменение форм деятельности ведет к изменению норм и их роли в культуре: содержание норм исторически изменчиво, социально обусловлено, относительно. Функционирование норм связано с добровольным следованием им, с признанием их значимости, общественной роли. Поэтому такое значение в соблюдении норм имеет общественное мнение: нормативное регулирование связано прежде всего с морально-правовыми доминантами. Кризис нормативной регуляции свидетельствует о нестабильности общества. Вместе с тем кризис норм отражает появление новых возможностей для человека, возрастание вариативности человеческого поведения. Поэтому соблюдение норм всегда эмоционально окрашено (положительно или отрицательно), связано с психологическим переживанием нарушения той или другой нормы. Строгое следование нормам ограничивает формы отношений и деятельности, ведет к контролю над человеческой жизнью, к сужению сферы свободы человека. Искусственный слом норм ведет к разрушению целостности культуры, нарушению ее стабильности.

Пользуясь нормами и ценностями, культура выполняет одну из своих главных функций — регулятивную.

Учреждения.

  1. Концертные Организации

Учреждения, занимающиеся организацией концертной деятельности (филармонии, концертные объединения, концертные залы), и самостоятельные коллективы  (музыкальные, хоровые, танцевальные и т.д.), находящиеся на самостоятельном балансе  и являющиеся юридическими лицами. Статистическая отчетность включает показатели:  число концертов, число слушателей, доходы  от концертной деятельности. Сводные данные  разрабатываются по территориям  и жанрам коллективов или исполнителей (филармонические, эстрадные).

  1. Кинотеатры

Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр. Кинотеатр – учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение – зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат.

Кинотеатры проводят широкую культурно-досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д. В последнее время на базе кинотеатров стали организовываться киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости.

  1. Центры досуга

Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. Официальные документы не дают достаточно полного представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о залах игровых автоматов и аттракционных комплексах на электронной основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом культурной среды обслуживания населения, вписаться в её структуру.

Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.

  1. Клубные учреждения

Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей. Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие – в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

  1. Библиотека

 Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM).

  1. Музей

Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

  1. Парки

Предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим.

  1. Театр

Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

  1. Культурно-спортивные комплексы

Формирование гармонической личности во многом зависит от взаимодействия всех социальных институтов, участвующих в этом процессе: семьи, школы, трудового коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, учреждений культуры, спорта, отдыха, творческих союзов. Создание культурно-спортивного комплекса – это новый подход к культурному обслуживанию населения, который позволяет обеспечивать, с одной стороны, единство структур входящих в него учреждений культуры и спорта, а с другой – интеграцию всех видов управления сферой досуга.

  1. Молодежные центры досуга и кафе

Появление новых типов учреждений культуры находится в неразрывной связи с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность. Так появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую культурно-досуговую деятельность в специфических условиях.

В молодежном кафе может осуществляться культурно-досуговая деятельность. Администрация молодежного кафе обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации отдыха молодежи. Прежде всего речь идет об оснащении кафе удобной мебелью, необходимым оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечении культ инвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительной работы.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия «культура». Но каждое из них отражает только одну сторону культуры, не охватывая всей многогранности данного явления.

В широком смысле слова культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.

Структура культуры очень многогранна и включает в себя духовную, материальную культуру, а также искусство как особый вид культуры, объединяющий в себе материальную и духовную составляющую.

Роль культуры в развитии человеческого общества очень велика. Она выполняет множество функции, среди которых познавательная, нормативная, исторического обмена, коммуникативная и т.д. Культура помогает человеку быть членом общества, следуя культурным нормам, которые выработало человечество, и передавая из поколения в поколение культурные ценности. С другой стороны, культура позволяет человеку удовлетворять свои духовные потребности.

Информация о работе Основные элементы культуры: ценности, нормы, учреждения