Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 07:17, отчет по практике
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и в семье
Отчет о прохождении практики в школе
1. Психолого-педагогическое
сопровождение ребёнка в
1.1 Психолого-педагогическая характеристика готовности детей к школе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и в семье. Понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели развития ребенка, поступающего в первый класс.
Психологическая
готовность к школьному обучению
включает в себя мотивационную готовность,
которая проявляется в
Еще один компонент психологической готовности ребенка к школе - социально-психологическая готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. Учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
дифференцированное восприятие;
аналитическое мышление;
рациональный подход к действительности;
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух
разговорной речью и
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.
Мотивационная готовность к школе включает в себя внутреннюю мотивацию, т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Были выведены две группы мотивов учения:
Широкие социальные
мотивы учения, или мотивы, связанные
«с потребностями ребенка в
Мотивы, связанные
непосредственно с учебной
1.2 Психологическое заключение и рекомендации по успешной адаптации ребёнка в школе
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Возраст 6-7 лет является переходным критическим возрастом, поэтому известный психолог Эльконин отмечал, что психодиагностика в переходный возраст должна оценить новообразования прошедшего возрастного периода, т.е. оценить сформированность игровой деятельности, произвольность, умение управлять своим поведением, подчиняться правилу, социальные навыки взаимодействия со сверстниками, хорошее развитие наглядно-образного мышления и воображения. К сожалению, в последнее время число детей в состоянии нервно-психического напряжения увеличивается, снижается число абсолютно здоровых детей в 4-5 раз за время их обучения в школе, причем первое место в структуре заболеваемости занимают расстройства психоневрологического характера.
Подготовка детей к обучению в школе осуществляется всей системой учебно-воспитательного процесса в современном детском дошкольном учреждении. Старший дошкольный возраст занимает особое место в системе подготовки детей к школьному обучению. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению.
Вся система
воспитательно-образовательной
Рекомендации родителям:
вызывать у детей радость при мысли том, что они пойдут в школу, будут вместе со сверстниками учиться и играть.
Объяснять детям, в чем заключается смысл обучения в школе, знакомить их с видами деятельности, которыми им предстоит заниматься.
Формировать у детей уважение и доверие к будущим учителям.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
Установите четкие и определенные требования к ребенку.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать.
Играйте с ребенком в разные игры.
1.3 Индивидуальный календарный план работы прохождения практики
13.09.10 |
14.09.10 |
15.09.10 |
16.09.10 |
17.09.10 |
Ознакомление с программой практики, разработка и утверждение индивид, плана прохождения практики |
Знакомство кабинетом психолога, подготовка психолого-педагогического инструментария Составление характеристики кабинета психолога, инструментария |
Изучение психолого- |
Проведение диагностики готовности детей к школе. Беседа с учителем и психологом. Анализ диагностики. |
Проведение социометрии. составление психолого-педагогической характеристики готовности детей к школе |
20.09.10 |
21.09.10 |
22.09.10 |
23.09.10 |
24.09.10 |
Анализ социометрии .диагностика 2х детей. Составление дневника наблюдений за детьми. Анализ социометрии, диагностик. |
Составление карт развития 2х детей. Составление характеристик 2х детей. Составление дифференцированного плана на месяц и годового плана работы. |
Составление конспектов психокорректирующих занятий для детей младшего школьного возраста. составление психокоррекционной программы |
Подготовка стендового материала для родителей. Составление плана мероприятий по психологическому просвещению родителей и педагогов. |
Психолого-педагогическая диагностика подростков. Проведение социоиетрии в 8 «а» классе. Анализ социометрии. |
27.09.10 |
28.09.10 |
29.09.10 |
30.09.10 |
1.10.10 |
Диагностика 2-х детей. Анализ диагностик. |
Составление дневника наблюдений за детьми. Составление психологического заключения. Выписка из журнала психологического запроса с подростками. |
Составление характеристик
подростков. Составление |
Составление психокоррекционной программы и плана мероприятий в условиях школы. |
Составление мероприятий по психокоррекционному просвещению родителей и педагогов. Подготовка стендового материала для родителей. Проведение родительского собрания.Оформление отчетной документации. |
Психолог Сопенина Т.В. _________________
2. Организация психологической службы в школе
2.1 Анализ работы психологической службы в школе
Требования к организации психологической службы в школе
Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в школе.
Психолог в учебно-
Для организации работы психолога
создается психологический
График работы психолога согласовывается с администрацией детского учреждения и утверждается руководителем по профессиональной линии. При составлении учитывается необходимость работы по повышению квалификации. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.
Вопрос оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, права иметь дополнительную учебную нагрузку решаются в соответствии с нормативными документами.
Педагог - психолог пользуется в своей деятельности требованиями, прописанными в положении о службе практической психологии в системе образования РФ (приложение 1).
Педагог - психолог МОУ руководствуется в своей деятельности:
- Конституцией РФ,
- Законами, постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием (в частности, Законом РФ об «Образовании»);
Декларацией прав и свобод человека;
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
Положением о службе практической психологии образования в РФ области, районе;
Должностной инструкцией педагога-психолога.
Характеристика кабинета психолога.
Для кабинета психолога должно быть отведено отдельное помещение, площадь которого должна составлять не менее 25 кв.м., чтобы одновременно в нём могли находиться 10-12 человек. Помещение должно находиться в максимально изолированном от шума месте. В соответствии со спецификой задач кабинет психолога должен включать несколько зон, каждая из которых имеет своё специальное назначение и оснащение.
Зона консультативной работы должна быть организована максимально комфортно: удобные мягкие кресла, журнальный столик, неяркое освещение должно располагать к расслаблению, открытому и доверительному общению.
Зона групповой работы – свободное пространство, в котором размещены стулья, доска, легко передвигающийся стол.
Зона игровой терапии должна быть оснащена игровым материалом, передвижной мебелью, ярким оформлением интерьера. Игровая терапия должна быть очень эффективна в плане профилактики и коррекции.
Для эффективной работы психолога кабинет должен быть оснащён техническими средствами: системами видеозаписи и видеовоспроизведения, звукозаписи и звуковоспроизведения, компьютером.
Педагог-психолог
имеет свой кабинет небольшого размера,
с окном. В нём психолог имеет
возможность проводить
Кабинет находится на близком расстоянии от классных кабинетах, в кабинете недостаточная звукоизоляция. Стены кабинета спокойного (кремового) цвета, на окне полупроницаемая однотонная занавеска. Подбор оборудования и мебели осуществлён в соответствии с направлениями работы и материальными средствами.
В этом небольшом кабинете можно
выделить 3 основных сектора кабинета:
консультативный, диагностико-коррекционно-
Консультативное пространство оснащено журнальным столиком и двумя креслами.
Во втором секторе находятся стол, стулья, мягкие игрушки, шкаф с играми. Зону подвижной деятельности организовать невозможно (мало места).
Организационно-планирующее пространство оснащено письменным столом, мягким стулом, шкафом для книг и картотек.
В наличии картотеки:
игры с гиперактивными и агрессивными детьми,
упражнения на расслабление, визуализации,
игры и упражнения для развития познавательной сферы. Технически кабинет практически частично оснащён (компьютер).
В наличии есть магнитофон и аудиокассеты с релаксационной музыкой.
В кабинете много зелёных растений, висит картина (природный пейзаж), игрушки располагаются в доступном для детей месте.
На двери кабинета вывешен график работы специалиста и сетка занятий с детьми разных возрастных групп. При организации пространства психолог исходит из имеющихся материальных возможностей. В кабинете много материала, изготовленного своими руками: дидактические пособия, подиум, оформление.