Отчет о прохождении практики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 07:17, отчет по практике

Описание работы

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и в семье

Файлы: 1 файл

!!!!.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

В целом организация  пространства кабинета соответствует  предъявляемым требованиям.

 

2.2 Характеристика психологического инструментария

 

Методическое  обеспечение кабинета включает в  себя методический инструментарий для  осуществления психодиагностических процедур, материалы для проведения психокоррекционных программ и необходимый  реквизит для различных форм психотерапевтического воздействия (игротерапия, музыкотерапия, арттерапия).

Требования  к выбору методик:

методики должны быть валидны, надёжны.

Методики должны быть разноплановыми и охватывать все  стороны психической жизни человека, в том числе и профессиональную деятельность.

Методики должны учитывать возрастные особенности  испытуемых.

Методики должны учитывать целесообразность использования  методики.

Накопленный педагогом-психологом материал систематизирован в следующем  порядке:

1) Диагностические методики (в гибкой папке):

диагностика познавательного  развития детей.

диагностика познавательного  развития подростков и взрослых,

диагностика эмоционально-волевой  сферы детей,

диагностика личности,

диагностика детско-родительских отношений,

диагностика педагогов.

Программы, планы.

Материал для  работы с педагогами.

Информационно-наглядный  материал для работы с родителями.

«Ранний возраст».

Папка «Документация».

 

2.3 Анализ документации на соответствие предъявляемым требованиям

 

В обязанности  психолога входит ведение документации и своевременное заполнение отчётных материалов. Требования к количеству и содержанию основной документации определяет администрация учебного заведения.

Основные документы  психолога:

Программа опытно-экспериментальной  работы по конкретной, актуальной для  данного учебного заведения теме;

График работы кабинета;

План работы психолога;

Карта медико-психолого-социального  сопровождения;

Карта психолого-педагогического сопровождения;

Журналы учёта  консультативной и групповой  формы работы.

Документация  соответствует предъявляемым требованиям. Перечень используемых педагогом-психологом документов представлен в приложении

В целом оформление кабинета, психологический инструментарий соответствует предъявляемым требованиям, но недостаточно места, чтобы организовать более продуктивную работу.

 

3. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников

 

3.1 Психолого-педагогическое обследование детей младшего школьного возраста

 

Программа психодиагностического  обследования:

Цель: выявление  уровня готовности ребенка к началу регулярного обучения, адаптация  учащихся к новому виду деятельности (учебной).

Задачи:

Подобрать соответствующие  методики и провести диагностику детей младшего школьного возраста;

Определить  исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению;

Выяснение общей  ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний;

Психодиагностики  словесно-логического мышления детей;

Обработка полученных данных;

Проведение  анализа полученных данных;

Формулирование  выводов;

Составление психологической  характеристики испытуемого (на основе сопоставления и обобщения результатов психодиагностического обследования);

Соотнесение возрастных и индивидуально - психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе психодиагностического обследования, т. е. готовности испытуемого к школьному обучению;

Объект: психологическая  готовность испытуемых к обучению в школе.

Предмет психодиагностического  обследования: уровень психологической  готовности к обучению в школе.

 

3.2 Характеристика диагностического инструментария

 

Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».

Этот вариант  методики предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей 1-го класса.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

Как твои фамилия, имя и отчество?

Сколько лет  твоей маме и твоему папе?

Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

Как называется столица того государства, в котором  ты живешь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники?

(В ответе  на этот вопрос необходимо  правильно назвать хотя бы  одну улицу и сказать, кто  из родственников живет на  этой улице.)

Каковы номер  дома и номер квартиры, где живут  твои родственники или знакомые?

Как называются птицы, которых можно встретить  в окрестностях твоего дома?

(Здесь необходимо  назвать хотя бы две разные  птицы.)

В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

В котором часу ты обычно уходишь в школу и  приходишь из школы? (Правильный ответ  включает указание, как на часы, так и на минуты.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос - тот, в котором перечислены не менее трех разных инструментов).

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10. Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

 Обоснование  выбора методики: Получение сведений, которые имеет ребенок о себе, о близких и дальних родственниках,  о местности, в которой он  живет, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах.

Методика №2 «Отношение ребенка к обучению в  школе»

Задача этой методики - определить исходную мотивацию  учения у детей, поступающих в  школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка  к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов  или не готов ребенок учиться  в школе. Даже если все в порядке  с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности -познавательного и коммуникативного - позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Правильным  и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. Например, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того, чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок, отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом введенной  промежуточной оценки в 0,5 балла  следует считать, что полностью  готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Для ответов  в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

Хочешь ли ты пойти в школу?

Зачем нужно  ходить в школу?

Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

Что такое уроки? Чем на них занимаются?

Как нужно вести  себя на уроках в школе?

Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно  выполнять домашние задания?

9.Чем ты будешь  заниматься дома, когда придешь  из школы?

10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Правильным  считается такой ответ, который  достаточно полно и точно соответствует  смыслу вопроса. Для того чтобы считаться  готовым к обучению в школе, ребенок  должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное  количество баллов, которое ребенок  может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

Обоснование выбора методики: Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Методика № 3. «Определение понятий, выяснение  причин, выявление сходства и различий в объектах».

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах - это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

Какое из животных больше: лошадь или собака?

Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером? (Правильный ответ - обедают и ужинают).

Днем на улице  светло, а ночью? (Правильный ответ  темно).

Небо голубое, а трава? (Правильный ответ -- зеленая).

Черешня, груша, слива и яблоко - это

(Правильное  продолжение - ягоды и фрукты).

Почему, когда  идет поезд, опускают шлагбаум?

Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ - города).

Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время). (Правильный ответ - такой, в котором указаны часы и минуты).

Молодую корову называют телка. А как называют молодую  собаку и молодую овцу?

(Правильный  ответ - щенок и ягненок).

На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

Для чего нужны  автомобилю тормоза?

(Правильным считается  любой разумный ответ, указывающий  на необходимость гасить скорость  автомобиля).

Чем похожи друг на друга  молоток и топор?

(Правильный ответ указывает  на то, что это - инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).

Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе  должны быть указаны как минимум  два объясняющих их признака, например то, что это - животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)

Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

(Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности,  а винт и шуруп - нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп -- конический, а винт и гвоздь - круглые).

Информация о работе Отчет о прохождении практики в школе