Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 07:17, отчет по практике
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и в семье
Что такое футбол, прыжки в длину ин высоту, теннис, плавание?
(Правильный ответ - это виды спорта, виды физических упражнений).
Какие ты знаешь виды транспорта?
(В правильном по существу
ответе должно быть
Чем отличается старый человек от молодого?
(Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).
Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
(Правильные возможные ответы - для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).
Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы - потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены, будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)
Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?
(Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
Обработка результатов: За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 балла.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.
3.3 Дневник наблюдений Стрельникова Александра 1 класс сентябрь 2009 г.
Дата, время |
Деятельность ребёнка |
Эмоциональное состояние ребёнка |
Взаимодействие | |
с детьми |
с педагогом | |||
8:00 |
Приход мальчика в школу |
Пришёл с весёлым настроением,ходит улыбается. |
Здоровается, но не со всеми одноклассниками, с некоторыми общается. |
Поздоровался с учительницей. |
8:05 |
Подготовка к занятию |
хорошее |
В класс зашёл почти самый первый, приготовил всё, потом ходил сам собой по коридору. |
К учительнице не подходил ничего не спрашивал. |
8:10-12:00 |
занятия |
хорошее |
На всех занятиях сидит, часто отвлекается, вертится. |
Отвечает не на все вопросы, сам руку вообще не поднимает. |
8:40 |
перемены |
весёлое |
Ходит, смеётся, общается с одноклассниками, но не со всеми. Подсмеивается над некоторыми детьми |
К учительнице не подходит. |
9:40 |
В столовой |
радостное |
Смеются о чём-то, всё скушал. |
Говорит спасибо и уходит. |
12:10 |
Уход домой |
радостное |
Походили немного по коридорам, а потом пошёл одеваться с друзьями. |
Говорит до свиданья. |
3.4 Диагностические методики
1. Методика «Диагностические задания для определения психологической готовности детей 7-8 лет к обучению в школе»
1. Мотивационная готовность.
Цель: выявление отношения детей к школе и учению.
Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подобрать «настроение» школьнику.
Обработка результатов: выделяются 3 уровня - высокий, средний и низкий (мотивационной готовности).
Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей детей; включает задания на осведомлённость и словарный запас, логическое мышление и математические способности.
Оборудование: состоит из 4 субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.
Описание: у
каждого испытуемого своя тетрадь,
задания выполняются без
Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей.
3. «Страхи в домиках» А.И. Захаров. Цель: диагностика страхов у детей.
Оборудование: бланк с 2 нарисованными домами: красным и чёрным. Инструкция: «в красный и чёрный дом надо расселить 29 страхов, В чёрном доме будут жить страшные страхи, а в красном - нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома. Обработка результатов: производится по таблице нормативных показателей».
4. Рисунок человека.
Цель: изучение индивидуальных особенностей личности.
Оборудование: бумага, карандаш, цветные карандаши, ластик.
Ход: ребёнку предлагается нарисовать человека такого, какого умеет, после того как ребёнок сделает рисунок, проводится беседа.
Обработка результатов: проводится качественный анализ рисунка по показателям.
5. «Незаконченное предложение».
Цель: изучение индивидуальных особенностей и уровня тревожности. Оборудование: бланк с вопросами.
Ход: ребёнку предлагается продолжить предложения, после этого проводится анализ.
Обработка результатов: проводится по шкалам.
6. «Шкала тревожности» А.М. Прихожан.
Цель: изучение уровня тревожности.
Оборудование: бланк с вопросами, 3 карточки жёлтого, зелёного, красного цвета.
Ход: ребёнку предлагается послушать вопрос выбрать карточку соответствующего цвета (в зависимости от того как значима ситуация): красная - очень страшно, зелёная - не очень страшно, жёлтая - не страшно. Обработка результатов: каждому ответу присваивается определённое количество баллов, определяются уровни тревожности (самооценочной, межличностной, учебной)
7. «Пиктограмма» А.Р. Лурия
Цель: исследование
опосредованного запоминания
Ход: ребёнку предлагается запомнить 10 слов, но для того чтобы было легче запомнить предлагается их нарисовать, после того как ребёнку зачитаются все слова и он сделает к ним рисунки, рисунки убираются и через 20 минут ребёнку их снова показывают и спрашивают, что запомнил. Обработка результатов: проводится анализ рисунков (умение планировать свою деятельность, обобщённость мышления), подсчитывается количество воспроизведённых слов.
8. ПЛ. Кеэса «Тест школьной зрелости»
Цель: изучение внимательности (переключение внимания, работоспособность)
Оборудование: бланк, карандаш, секундомер
Ход: ребёнку предлагается в течение 3 минут вычёркивать фигуры как на образце.
Обработка результатов: подсчитывается общее число зачёркнутых фигур, ошибки; уровень развития определяется по средним показателям группы.
9. Методика Пьерона - Рузера
Цель: изучение объёма и устойчивости произвольного внимания. Оборудование: бланк, карандаш, секундомер
Ход: ребёнку предлагается в фигурах проставить значки, каждую минуту пауза
N1=N2=N3=N=
п 1=п2=пЗ=п=
«Понравилась тебе эта работа?»
«Тебе было интересно?»
«Что было интереснее всего?»
«Что было трудно? Что было легко?»
«Какую отметку ты бы сам себе поставил?»
Обработка результатов: подсчитывается общее количество просмотренных фигур, уровень развития определяется по средним показателям.
10. «Лесенка» В.Щур
Цель: исследование самооценки.
Оборудование: «лесенка», фигурки детей (мальчика и девочки)
Ход: ребёнку объясняется значение ступенек и предлагается выбрать соответствующую ступеньку на лестнице (себя, мама, папа, воспитатель). Обработка результатов: по высоте выбранных ступенек определяется уровень самооценки ребёнка.
11. Методика Р. Амтхауэра
Цель: исследование умственного развития. Оборудование: бланк с вопросами.
Ход: ребёнку зачитываются вопросы и предполагаемые ответы, он выбирает правильный.
Обработка результатов: по предлагаемой автором балловой системе.
12. «Объём образной кратковременной памяти».
Цель: изучение объёма образной кратковременной памяти. Ход: ребёнку предлагается запомнить 30 картинок.
Обработка результатов: подсчитывается общий средний показатель по группе количества воспроизведённых слов.
Протоколы бесед, наблюдений, экспериментальных исследований.
Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон)
Цель: изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания, его продуктивности.
Оборудование: бланки, ручки, секундомер.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай»», ты по строчкам этого рисунка начнёшь искать и зачёркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачёркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоём рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». Ребёнок работает 2,5 мин, через каждые 30 минут остановка.
Обработка и анализ результатов: подсчитывается общее количество просмотренных знаков, ошибки и по формуле высчитывается показатель устойчивости и продуктивности.
Методика «Запомни точки» (по К.К. Платонову)
Цель: изучение индивидуальных особенностей объёма внимания и точности восприятия простейших объектов.
Оборудование: набор из 16 карточек (8 с точками, 8 пустых).
Инструкция: «сейчас
я буду показывать на очень короткое
время карточки. На каждой карточке
несколько точек по-разному
Обработка и анализ результатов: показателем объёма внимания является число точек на карточке.
Методика «Цветные матрицы Дж. Равена»
Цель: исследование восприятия и наглядно-образного мышления. Оборудование: 36 матриц.
Инструкция: сейчас я покажу тебе «коврики», в которые нужно подобрать «заплатку»
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)
Цель: выявление индивидуальных различий в скорости заучивания материала. Оборудование: набор из 10 односложных слов, не связанных по смыслу.
Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я прочту тебе несколько слов, ты постараешься их запомнить. Как только я закончу читать, ты сразу повторишь те, которые запомнишь. Называть слова можно в любом порядке, так, как они вспоминаются. Всё понятно?... Внимание, начали».
Затем испытуемому зачитывается ряд слов. По ходу воспроизведения слов заполняется протокол. Эксперимент прекращается после 4 прочтений, даже если ребёнок не запомнил все слова.
Обработка и анализ результатов: подсчитывается общее количество правильных воспроизведений при каждом повторении; основным критерием для оценки скорости заучивания является количество повторений, которые потребовались испытуемому для полного запоминания всего ряда.
Методика «Объём образной кратковременной памяти».
Цель: определение объёма образной кратковременной памяти. Оборудование: ряд из 9 геометрических фигур, изображённых по одной на карточках размером 8x8 см.
Инструкция: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геометрические фигуры. Ваша задача - запомнить их, а затем по моей команде вспомнить и нарисовать».
Ход: после инструкции испытуемому последовательно, одна за другой предъявляются 9 геометрических фигур, каждая на 2 сек. с интервалом в 1 сек. После предъявления всех фигур испытуемый рисует фигуры, которые запомнил, в протоколе. Фиксируется время рисования и ошибки.
Обработка результатов: вычисляется показатель объёма кратковременной памяти (А) по формуле А=В+Т, где В - показатель продуктивности памяти, Т - время.
В=С-тх 100, где С+п
С - количество правильно воспроизведённых фигур,
m - количество
ошибочно воспроизведённых
п - количество пропущенных фигур.
Показатель А по таблице переводится в шкальную оценку.
«Лесенка» В. Шур
Цель: исследование самооценки.
Оборудование: «лесенка», фигурки детей (мальчика и девочки)
Ход: ребёнку объясняется значение ступенек и предлагается выбрать соответствующую ступеньку на лестнице (себя, мама, папа, воспитатель).
Обработка результатов: по высоте выбранных ступенек определяется уровень самооценки ребёнка.
Изучение общей самооценки
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: "да" (+), нет" (-), "не знаю"(?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь». Текст опросника.
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.
Со мной большинство ребят советуются (считаются).