Отчет о прохождении практики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 07:17, отчет по практике

Описание работы

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и в семье

Файлы: 1 файл

!!!!.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

Упражнение  можно повторить три раза.

2.«Я есть, Я  буду»

Ребенку поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.

Затем ребенку  предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- и видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.

Предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества,

3. «Это мое имя»

Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он мог бы дать свое имя. После  того как ребенок сделает свой выбор, ему предлагается описать  этот предмет, отмечая все его  положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.

Данная игра позволяет ребенку с помощью  переноса раскрыть свои слабые и сильные  стороны.

4. «Мышь и мышеловка»

Необходимое количество играющих 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс - это мышеловка. Водящий - в кругу. Его задача - всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждения:

Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил  и не может выбраться, он регулирует ситуацию, н-р: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».

5. «Это я такой...»

Ребенку предлагается несколько картинок (можно вырезки  из журналов). Он должен посмотреть на каждую, какое хорошее качество здесь  изображено, и сказать: «Это Я - такой...» Например, если на картинке изображен сильный мужчина, то ребенок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это Я - такой сильный» и т.д. Желательно иметь два набора - один для девочек, другой для мальчиков.

Если ребенок  затрудняется выделить качества, то психолог может спросить, что здесь нарисовано, и подвести его к названию нужного  качества. Если ребенок просто начинает быстро перебирать картинки и,показывая  пальцем, говорить: «Это я, это я, это  я», - то психолог должен остановить его и спросить: «Ты какой (какая)?»

2 СЕССИЯ

1. «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте  медленно вдыхать, и на выдохе попытайтесь  вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

2. «Красивое имя»

Игра помогает повысить у ребенка уровень самопринятия.

Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе  бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.

Затем ребенку  предлагается разрисовать, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень  ярко и красиво.

Как вариант  этой игры для разрисования может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Тогда под контуром психолог пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать уже не имя, а контур.

3. «Жил-был один мальчик (девочка)...»

Игра помогает ребенку научиться рассказывать о себе без стеснения, отмечая свои положительные качества и не скрывая отрицательных. Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике (девочке), которого зовут также, как и ребенка, и который одет также, как и ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации. Например, если ребенок рассказывает: «...и мальчик пошел гулять. Он гулял, гулял...», - психолог может тут же добавить: «Как вдруг наступила ночь...» Дальше должен продолжить ребенок.

Эту игру можно  использовать в течение нескольких минут на каждом последующем занятии. Тогда ребенку предлагается вспомнить  и кратко пересказать, что происходило  с мальчиком дальше, а затем продолжить придумывание сказки.

4. «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего  мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку  на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного  этапа можно посадить детей попарно  и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний  можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

5. «Игра с  глиной»

Пластичность  теста, глины или пластилина позволяет  ребенку выразить значимые для него темы, сохраняя достаточно высокую степень контроля над материалом. Процесс работы с материалом и все те изменения, которые он претерпевает, являются весьма емкими метафорами психологической трансформации. Сочетание теста, глины или пластилина с другим изобразительным материалом представляет дополнительные экспрессивные возможностями.

Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные  эмоционально значимые темы), скалку, различные  изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

Вначале ребенку  дается возможность изучить свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом психолог может  также играть с материалом. Как правило, вначале ребенок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы -созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, вмешаться в процесс детского творчества.

Существуют  два основных способа работы детей  с материалом:

Создание единичных  символических образов.

Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

Данная игра позволяет ребенку снизить уровень  тревожности, ослабить и снять эмоциональное  и физическое напряжение.

3 СЕССИЯ

1. «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С.Маршак)

Сначала будем  поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как  у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» -резко наклоняем корпус вниз».

2. Игра «Похвалилки»

Дети сидят  в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано  какобе-либо одобряемое окружающими  действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например «Однажды я помог товарищу в школе» или « Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.д.

На обдумывание  задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того, как  все дети выскажутся, взрослый может  обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

В заключение можно  провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

3. «Клеевой дождик»

Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что прошел клеевой дождик., дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться. При условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т.д.

Психолог может  использовать игровую ситуацию, предлагая  детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.

4. «Жил-был один мальчик (девочка)...»

См. сессию 2.

«Стройка»

Данная игра поможет ребенку научиться вербально  и невербально выражать свои эмоции.

Для проведения игры необходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Психолог объясняет ребенку, что  они вместе будут строить дом (заборчик, башню и т.п.) Но прежде чем положить кубик, ребенку нужно рассказать, что его раздражает больше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем психолог делает тожбе самое. В следующий раз ребенок может рассказать, что ему больше всего нравится, затем - что его веселит, от чего ему грустно, чего он боится и т.д. Тематика может повторяться. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют ребенку больше рассказать о своей проблеме.

К игре можно  подключит родителей или воспитателей, особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка.

Шпаргалка для  взрослых, или Правила работы с  тревожными детьми.

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте  ребенка с окружающими.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

Чаще обращайтесь к  ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы  уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Не предъявляйте к ребенку  завышенных требований.

Будьте последовательны  в воспитании ребенка.

Старайтесь делать ребенку  как можно меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Не унижайте ребенка, наказывая  его.

 

4.2 Конспекты психокоррекционных занятий для детей

 

Обследование проводилось только при участии экспериментатора и ребёнка, не прерывалось посторонними. С детьми был установлен контакт ещё в классном кабинете. Место, диагностический инструментарий были заранее подготовлены, исключены отвлекающие факторы (шум, посторонние, лишние предметы на столе). Дети чувствовали себя свободно и комфортно. Длительность обследования 30 - 40 минут (в зависимости от работоспособности)

Занятие 1. «Путешествие в страну Добряндию» (7-8 лет).

Задачи:

- снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё;

- обучать приёмам ауторелаксации;

- формировать моральные представления, адекватные формы поведения.

Материал и  оборудование: стульчики, мяч, ковёр, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц», шарф.

Ход занятия:

1) Приветствие.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), называются имена детей по кругу;

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем  опускают),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Пс: ребята, сегодня  мы с вами отправимся в необычное  путешествие в страну Добряндию. Как вы думаете, почему она так  называется? (дети отвечают) Прежде, чем  отправиться в путешествие, мы должны с вами договориться о том, как  мы будем общаться друг с другом:

- нужно говорить по очереди, слушать друг друга, запрещается выкрикивать «можно я»; т.к. каждый сможет высказать то, что он хочет. (Звучит спокойная музыка)

Пс: закройте глаза, вам хорошо и приятно. Представьте себе, что  мы отправляемся в сказочную страну Добряндию на великолепном ковре -самолете. Мы летим низко над землёй, перед вами широкая - широкая дорога, вам навстречу кивают цветы, подмигивают деревья, птицы поют весёлые песни. Все весело разговаривают и вокруг вас звучит приятная и спокойная музыка, всё вокруг доброе и приветливое (пауза). До кого - то из вас дотронулся лёгкий ветерок, передай прикосновение ветерка следующему... Ветерок прикоснулся ко всем вам. Он проводил вас до великолепного чудесного дворца, полюбуйтесь им, его чистотой и добротой (пауза). Чтобы очутиться в этом дворце, нужно назвать друг друга ласково.

Информация о работе Отчет о прохождении практики в школе