Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 134.13 Кб (Скачать файл)

«Ознакомление с окружающим миром  детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения».

Введение

Актуальность проблемы обусловлена потребностью поиска новых  путей гуманизации процесса воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения и необходимостью совершенствования коррекционной помощи детям в преодолении их недостатков в психофизическом развитии, возникающих как следствие глазной патологии.

За последнее десятилетие  значительно увеличилось число  детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его  воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагогам дошкольного учреждения необходимо изучать дефектологию, психологию, специальные коррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности.

Проблему своеобразия  развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции  при нарушениях зрения освещают в  своих работах ученые - тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис, Т.А.Власовой, Л.С.Волковой, Л.П.Григорьевой, В.З. Денискиной, В.П.Ермакова, А.Г.Литвака, Л.И.Плаксиной,  Л.И.Солнцевой, Б.К.Тупоногова, В.А. Феоктистовой. Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема ознакомления ребенка с нарушением зрения с окружающим миром до настоящего времени остается актуальной и значимой.

Актуальность рассматриваемой проблемы, определили выбор темы курсовой работы: «Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения».

Цель работы – изучить  наиболее значимые аспекты исследуемой  проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.

Объектом являются дети дошкольного  возраста с нарушением зрения.

Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.

В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  характеристику детей с нарушением  зрения.

2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.

3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений  детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста  о предметах и явлениях окружающего мира

 

 Методы исследования:

- теоретические (анализ научной  литературы, обобщение изученного  материала по исследуемой проблеме);

- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение диагностического инструментария).

Методологическую основу работы составили  труды таких авторов как М.И.Земцовой, Г.В.Григорьевой, В.П. Ермакова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксиной, Л. И.Солнцевой, Г.А. Якуниной и других.

Структура  работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы

1.1.  Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Слабовидящий  или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни. Но  все, же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.     

Периоды развития слепых и слабовидящих детей  не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена  тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые  часто не свойственны нормальновидящим дошкольникам.

Источником  знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения  органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.    

Как указывает в своих  работах Л.И.Плаксина: «Для ребенка особенно важно чувственное  познание, так как в отличие  от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни».     

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально.     

При частичном зрительном поражении  наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного  чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.      

Нарушения зрения у детей в дошкольном возрасте оказывают негативное влияние на формирование и развитие их познавательной деятельности, в том числе на зрительное восприятие и мыслительные процессы. Развитие мыслительных процессов ребенка с нарушением зрения зависит от хода развития его предметных действий. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормального видящего, является зрение.     

Одним из первых у детей со зрительной патологией отстает в развитии  восприятие, так как в процессе восприятия дети, как правило, опираются  на свое ослабленное зрение. Опыты, проведенные в лаборатории А.В.Занкова, показали, что качество опознания объектов и их свойств, воспринятых только с помощью руки или только с помощью глаза, значительно проигрывает при сравнении с результатами опознания объектов, воспринятых комплексно.      

В исследованиях указывается и  на то, что нарушение механизмов восприятия сказывается на развитии несенсорных психических функций. Наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза.  

Важная  роль в жизни и деятельности слепых отводится слуху. Пространственная ориентация и различного рода деятельность требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у детей с патологией зрения чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.

Исследование Л.И.Солнцевой  сигнальной функции слухового восприятия детьми дошкольного возраста показало, что она развивается от характеристики звука без соотнесения с предметом к характеристике одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и затем к обозначению взаимодействия объектов.

Также под влиянием нарушения зрения оказываются практически все качества внимания. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирования качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.     

Слепому и слабовидящему необходимо для  компенсации зрительной недостаточности  активно использовать информацию, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.     

Чтобы адаптироваться в современных условиях технического прогресса, от слепых и  слабовидящих требуется большая самостоятельность и активность, а это связывается с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требования деятельности.      

Таким образом, развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных  свойств личности, протекает в  условиях активной деятельности и имеет  те же закономерности, что наблюдаются  и у нормально видящих.     

При нарушениях зрения также страдает память. Происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующимся для их закрепления, и количестве подкреплений.     

Для процесса запоминания у детей  с нарушением зрения характерна недостаточная  осмысленность воспринимаемого наглядного материала. Трудности систематизирования, сравнения и анализа, связанные с недостаточно ясно воспринимаемыми качествами и трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводит к недостаточности логической памяти, хотя запоминание логически связанных стимулов, так же как и в норме, более эффективно, нежели материала, не объединенного смысловыми связями.

Отметим, что любой дефект органа зрения в раннем возрасте может повлиять на дальнейшее психофизическое развитие ребенка.

Первым фактором, определяющим психическое развитие, является степень дефекта. Насколько поражен орган зрения, насколько затронуты функции зрения, каков офтальмологический прогноз. Чем сложнее дефект, тем значительнее задержка.

Вторым фактором, влияющим на качество и полноценность развития, - время наступления дефекта. Этот фактор влияет на запас зрительных представлений ребенка. В случаях раннего поражения органа зрения запас зрительных представлений невелик, представления ребенка плохо дифференцированы. Божович Л.И., изучая познавательные интересы детей, выдвинула интересную гипотезу, подтвержденную многими установленными фактами. Оказалось, что ведущей в психическом развитии ребенка является потребность в новых впечатлениях, т. е. психическая активность. Эта потребность в отличие от других первичных потребностей, имеет перспективный характер и становится побудительной силой всего дальнейшего психического развития. Следовательно, развивая зрительные представления слабовидящих дошкольников, развивают непосредственно психическую активность.

Третьим фактором, влияющим на полноценное психическое развитие, является начало коррекционной работы и носит социальный характер. Выготский Л.С. в своих исследованиях убедительно доказал, что социальные и биологические факторы в равной мере важны для всего развития человека. Однако, являясь существом социальным, человек познаёт окружающий мир опосредованно в процессе обучения. Вся социально значимая деятельность человека есть продукт постижения знаний накопленных человечеством за весь период своего развития. Этот фактор значим и для развития речи, и для развития познавательных процессов, и для развития мыслительных процессов, и для развития двигательных умений и навыков.

Влияние глубоких нарушений  зрения на процесс развития связано  с появлением отклонений. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.

Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

Информация о работе Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения