Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
1. Изучить психолого-
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
Методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы, обобщение изученного материала по исследуемой проблеме);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение диагностического инструментария).
Методологическую основу работы составили
труды таких авторов как М.И.
Слабовидящий или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни. Но все, же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим дошкольникам.
Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Как указывает в своих работах Л.И.Плаксина: «Для ребенка особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни».
Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально.
При частичном зрительном поражении наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.
Нарушения зрения у детей в дошкольном возрасте оказывают негативное влияние на формирование и развитие их познавательной деятельности, в том числе на зрительное восприятие и мыслительные процессы. Развитие мыслительных процессов ребенка с нарушением зрения зависит от хода развития его предметных действий. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормального видящего, является зрение.
Одним из первых у детей со зрительной патологией отстает в развитии восприятие, так как в процессе восприятия дети, как правило, опираются на свое ослабленное зрение. Опыты, проведенные в лаборатории А.В.Занкова, показали, что качество опознания объектов и их свойств, воспринятых только с помощью руки или только с помощью глаза, значительно проигрывает при сравнении с результатами опознания объектов, воспринятых комплексно.
В исследованиях указывается и на то, что нарушение механизмов восприятия сказывается на развитии несенсорных психических функций. Наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза.
Важная роль в жизни и деятельности слепых отводится слуху. Пространственная ориентация и различного рода деятельность требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у детей с патологией зрения чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.
Исследование Л.И.Солнцевой сигнальной функции слухового восприятия детьми дошкольного возраста показало, что она развивается от характеристики звука без соотнесения с предметом к характеристике одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и затем к обозначению взаимодействия объектов.
Также под влиянием нарушения зрения оказываются практически все качества внимания. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирования качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.
Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.
Чтобы адаптироваться в современных условиях технического прогресса, от слепых и слабовидящих требуется большая самостоятельность и активность, а это связывается с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требования деятельности.
Таким образом, развитие внимания
связано с формированием
При нарушениях зрения также страдает память. Происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующимся для их закрепления, и количестве подкреплений.
Для процесса запоминания у детей с нарушением зрения характерна недостаточная осмысленность воспринимаемого наглядного материала. Трудности систематизирования, сравнения и анализа, связанные с недостаточно ясно воспринимаемыми качествами и трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводит к недостаточности логической памяти, хотя запоминание логически связанных стимулов, так же как и в норме, более эффективно, нежели материала, не объединенного смысловыми связями.
Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.