Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 134.13 Кб (Скачать файл)

Настоящая программа носит  коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с нарушением зрения.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).

Основной базой рабочей  программы являются:

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И.Плаксиной. «Образовательная программа детского сада»;

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  под ред. М.А. Васильевой;

Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Основные принципы и  подходы построения и реализации Программы:

  • научной обоснованности и практической применимости;

  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Цели программы.

Обеспечение системы средств  и условий для устранения недостатков  зрения у детей старшего дошкольного  возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием зрения будущих школьников.

Основные цели и задачи коррекционного обучения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизиологического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка, в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, организованных видах деятельности и т.д.)

 

 Условием  результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Важнейшая задача, которую  тифлопедагог решает на коррекционных  занятиях всех видов,  формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.  Данная программа способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.

Представленный в (приложении 1) примерный план коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения базируется на авторской коррекционной программе подготовительной группы детского сада Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для (воспитанников)  с ограниченными возможностями здоровья Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат.

Внедрение педагогическим коллективом группы детского сада в  практику работы представленной программы  помогло решить задачу дополнения региональным компонентом образовательной программы. В связи с изменениями приоритетов современного дошкольного образования (акцент на процесс управления качеством образования) появилась возможность более глубокого изучения вопросов экологического обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения с целью проведения эффективной коррекционно-педагогической работы. В коррекционно-образовательной работе усилена значимость регионального компонента. Климатические условия Забайкалья проявляются в сезонных явлениях природы, в приспособлении к ним растений и животных, в смене трудовой деятельности населения региона.

Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром  является взаимосвязь коррекционно-педагогической работы с лечебно-восстановительным  процессом. При построении перспективного планирования были учтены рекомендации врача-офтальмолога по организации  нагрузки и охранительного режима для зрения детей.

Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего  мира - системообразующая часть коррекционно–образовательного процесса в ДОУ IV вида. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников с нарушением зрения в социум. Последовательность изучения и распределение материала по возрастам раздела «Ознакомление с окружающим миром» подчинена дидактическим принципам научности, доступности, линейности, систематичности.

Тематическое планирование совместной работы воспитателя и  тифлопедагога по разделам образовательной программы «Ознакомление с окружающим миром» и коррекционной программы «Социально-бытовая ориентировка» на практике раскрывает взаимосвязь работы педагогов – воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ДОУ. В перспективном плане представлены изучаемые лексические темы на каждую неделю и решаемые образовательные  и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой образовательно-коррекционной работы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников со зрительной глазной патологией коллегиально, учитывая специфический режим работы.

В программе заложены большие  возможности для осуществления  межпредметных связей занятий по ознакомлению с окружающим миром и природоведения с занятиями по развитию речи, трудового обучения, физического воспитания и других. Реализация этих возможностей поможет добиться более осознанного и прочного усвоения учащимися изучаемого материала.

В программе определены минимальные требования к знаниям  и умениям воспитанников с нарушенным зрением которые представлены в (приложении 2), необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисциплин. Кроме общих умений, учащиеся должны овладеть и специальными приемами констатации и определения природоведческого материала, активно участвовать в коррекционной работе.

                                            Выводы по главе 1 
        Проанализировав взгляды российских и зарубежных авторов,  можно сделать вывод о том, что  нарушение зрения тормозит полноценное развитие всех психических процессов, и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Решение данной проблемы возможно через разработку программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, создаваемой на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов. Такая программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. При этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы, что способствует  целостности, и комплексности общего оздоровления организма ребенка и создаёт единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Глава II. Подбор методического материала  для диагностики                                       представлений  детей с нарушениями зрения о предметах и явлениях                  окружающего мира.

2.1. Роль диагностики в ознакомлении  детей с окружающим миром

Планируемые результаты усвоения программы включают в себя многогранные качества и умения для дальнейшей адаптации в социуме и успешного обучения в школе. Одним из наиболее важных направлений педагогической деятельности воспитателя является осуществление контроля за усвоением ребенком программного материала на основе фиксации динамики детского развития (диагностика).

Целью осуществления контроля за успеваемостью детей является: определение уровня знаний умений и навыков, что позволит построить педагогический процесс с учетом развития ребенка на определенном возрастном этапе.

Диагностика представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка.

Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Главная цель диагностирования - получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

- наличие целей педагогического  оценивания состояния диагностируемого  объекта; 

- систематичность и повторяемость  диагностирования как вида профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);

- использование методик, специально  разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;

- доступность процедур для их  проведения педагогами.

При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.

Принцип последовательности и преемственности  диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития; обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических  методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).

Доступность диагностики требует  создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов  педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выгодским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».

Диагностика направлена на обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода при построении воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процессов.

Особенности построения системы  фиксации динамики детского развития.

Проводится индивидуально  три раза в год в сентябре, январе и мае.

Определяется уровень  развития детей по всем разделам программ:

- исследование зрительного  восприятия;

- исследование восприятия  пространства и пространственной  ориентировки;

- исследование знаний  по социально-бытовой ориентировки;

- состояние общей моторики;

- исследование мелкой  моторики, координации руки и глаза;

Информация о работе Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения