Коррекционно-педагогическое
воздействие направлено на формирование
у слепых детей чувственного опыта.
Развитие процессов компенсации
слепоты за счет усиления функций
сохранных анализаторов необходимо
начинать с раннего возраста. Важную
компенсаторную роль играет речь. В речевом
общении с окружающими в сознании слепого
ребенка создаются и укрепляются связи
между словом и действием. Словесное описание
предмета, сделанное взрослым, ребенок
подтверждает собственным обследованием.
С помощью слуховых и осязательных ощущений
дети учатся передвигаться самостоятельно.
Высокого развития у слепых достигает
память, т.к. им для ориентировки в пространстве,
общения с людьми, усвоения знаний необходимо
привлекать больше сведений, чем зрячим.
В развитии основных процессов познания
и мышления компенсаторную роль играют
практические занятия, во время которых
дети сравнивают реально воспринимаемые
предметы с существующими у них представлениями.
Обучение действиям, способам
их выполнения достигается только в
условиях общения, при котором движения
слепого ребенка корригируются словом.
У слепых осязательное восприятие материала,
закрепление образов в памяти и оперирование
ими требует не только увеличения времени
для практических решений, но и более ранней
специальной подготовки - обучения детей
навыкам учебной работы.
Для развития зрительного
восприятия у детей, имеющих остаточное
зрение, используются красочные картины
и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы,
в том числе воспроизводимые
специальными замкнутыми телевизионными
системами. Введение аудиовизуальных
средств совершенствует процесс обучения
и сокращает время для получения необходимой
информации. Ослепшие дети - дети, потерявшие
зрение в результате перенесенного заболевания
или травмы; зрение у них может быть потеряно
полностью либо сохраниться в виде светоощущения
или остаточного зрения (острота до 0,04).
В памяти таких детей уже с возраста 3-4
лет сохраняются (иногда на протяжении
всей жизни) зрительные образы окружающего
мира, и в связи с этим объем представлений
у них значительно шире и богаче, чем у
слепых от рождения. Зрительная память
помогает воссоздавать образ предмета
или явления по словесному описанию, для
чего педагог использует яркие, образные
выражения. Связь зрительных представлений
с речью способствует более эффективному
усвоению детьми знаний и умений. Остаточное
зрение помогает детям воспринимать световые
и цветовые признаки, ориентироваться
в пространстве.
Однако основными новыми
средствами познания становятся слух
и осязание. Дети должны заново обучаться
процессам самообслуживания, ориентировки
в пространстве, новым способам овладения
знаниями. Для предупреждения появления
возможных отклонений в развитии большое
значение имеет правильно и своевременно
(сразу же после утраты ребенком зрения)
организованная система коррекционно-педагогических
воздействий. Для дошкольников имеются
специальные детские сады; детей, ослепших
в школьном возрасте, направляют для обучения
в школы слепых детей. Слабовидящие дети
- дети, страдающие значительным снижением
остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем
глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами
периферического зрения. Зрительное восприятие
при слабовидении характеризуется неточностью,
фрагментарностью, замедленностью, что
значительно обедняет чувственный опыт
таких детей, препятствует познанию ими
окружающего мира. Обучение и воспитание
слабовидящих детей осуществляется в
специальных дошкольных учреждениях и
школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится
с учетом возможностей этих детей и их
своеобразия. При этом необходимо соблюдение
специальных педагогических и гигиенических
требований: рациональное распределение
учебных занятий, обеспечение соответствующего
уровня освещенности, применение корригирующих
и тифлотехнических средств, организация
специальных занятий по коррекции отклонений
в психологическом развитии.
Формирование пространственных представлений
у детей 3-4 лет с нарушением зрения
является важной задачей родителей и педагога
детского сада. Адаптация ребенка к окружающему
миру должна происходить на раннем этапе
развития, чем раньше ребенок сможет овладеть
методами пространственной ориентации,
тем легче ему будет обучаться дальнейшим
навыкам.
1.2. Ознакомление с окружающим
миром детей с нарушением зрения
Окружающий нас мир
велик и разнообразен. Он включает
в себя социальный мир людей, мир природы,
мир предметов, созданных человеком.
Дети с нарушением зрения,
поступающие в детский сад, имеют
недостаточно представлений о предметах
и явлениях окружающей действительности.
Из-за нарушения зрения они плохо видят
и выделяют конкретные признаки и свойства
предметов: их форму, величину, цвет и пространственное
расположение. В связи с этим важно в период
дошкольного возраста научить их, пользуясь
неполноценным зрением, выстроить целостную
картину мира, в которой синтезируются
познавательные и эстетические аспекты,
а также нравственные нормы отношений
между людьми. Представление ребенка о
предметном и социальном мире должно быть
единым и целостным. Важно, чтобы полученные
ребенком знания не были абстрактными,
и он понимал и осознавал себя частью окружающего
мира. Надо научить ребенка самостоятельно
ориентироваться и действовать в мире.
В содержание ознакомления
детей дошкольного возраста с
окружающим миром входит, прежде всего,
накопление запаса представлений об
окружающем мире в виде чувственных
образов. Поэтому, используя разные
виды деятельности, прежде всего предметную,
взрослые стремятся привлекать внимание
детей к различным предметам и объектам,
обеспечивают условия для активных действий
с ними, с помощью которых происходит накопление
представлений об их свойствах и качествах.
Дети должны представлять
и конкретно действовать с
различными предметами, знать назначение,
способы действия и применения их, понимать
условия жизни, деятельности человека,
его связи с окружающим миром.
Тематикой ознакомления в
первую очередь становится близкое
окружение ребенка в детском
саду и дома. Процесс ознакомления
строится по принципу детального изучения
предметов с их свойствами и взаимосвязями.
В ходе изучения дети должны научиться
последовательному зрительному выделению,
анализу основных опознавательных зрительно
фиксированных признаков. Как указывает
в своих работах Л.И.Плаксина, где невозможно
получить зрительную информацию, необходимо
активно включать в процесс обследования
сохранные анализаторы. Дополнительная
информация получается за счет полисенсорных
взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных,
осязательных и др.) и обеспечивает детям
с нарушением зрения более полную и точную
информацию.
На 1-ми 2-м годах обучения
занятия по ознакомлению с окружающим
миром более тесно связаны с развитием
речи, так как наряду с формированием чувственного
опыта детей осуществляется работа по
овладению детьми словом, что обеспечивает
формирование умений соотносить конкретный
признак со словесным его обозначением
и создание адекватных образов предметов
реального мира.
На 3-м и 4-м годах обучения
наряду с этой задачей осуществляется
работа по расширению и систематизации
представлений в определенных связях
общественноведческих, природоведческих,
математических и эстетических знаний.
Основными методами и средствами являются
наблюдения, обследование, экскурсии,
дидактические игры, упражнения с натуральными
объектами или их изображениями, просмотр
диафильмов, рассматривание различных
видов наглядности (картинки, игрушки,
муляжи, чучела животных и др.), слушание
грамзаписей, применение магнитофонных
записей и т.п.
На более поздних
периодах обучения начинают применяться
беседы об увиденном, но ведущим остается
использование конкретного материала,
активно воспринимаемого детьми.
Большое значение для жизни
ребенка имеет знакомство с живой
природой: с животными и растениями,
их внешним видом, условиями жизни,
уходом за ними, поведением животных. Младших
детей знакомят с домашними животными,
за некоторыми из которых они могут наблюдать.
Затем осуществляется и знакомство с животным
миром, выходящим за пределы непосредственного
окружения (лиса, медведь, волк, слон и
др.). Проводя наблюдения в природе, дети
знакомятся с растениями, учатся замечать
изменения в природе в разные сезоны. У
них формируется интерес к явлениям природы,
воспитывается бережное отношение к ней,
формируются нормы поведения по отношению
к животным, растениям. Дети учатся ухаживать
за растениями и животными в детском саду
и дома.
Расширение информации
о явлениях в живой и неживой
природе, ее обогащение новыми сведениями
и обобщение связано с формированием у
дошкольников умения устанавливать причинно-следственные
связи (вода на морозе замерзает, лед в
комнате тает), пониманием закономерностей
развития животных и растений, установлением
последовательности в смене времен года
и др. Разнообразные факты и явления отражаются
в разных связях и отношениях: временных,
пространственных, причинно-следственных.
В процессе накопления знаний о предметах
и явлениях жизни, в связи с
наблюдениями за сезонными явлениями,
жизнью людей, развитием растений, животных
у детей формируются представления о временах
года, месяцах, днях недели, частях суток.
Знакомство с предметами ближайшего окружения
дает возможность сформировать представления
о их величине, массе, протяженности. Познавательное
развитие детей происходит в ходе группировки
предметов, определения сферы их применения,
соотнесения частей, деталей с целым. Происходит
усвоение детьми дат рождения, возраста,
адресов, что позволяет им запомнить конкретные
числа.
Умственное развитие детей в
процессе формирования знаний о предметах
и явлениях окружающей жизни теснейшим
образом связано с обогащением
речи. Активное познание окружающего
мира стимулирует ее развитие. Применение
большого количества наглядных и
практических методов работы, в том
числе опирающихся на чувственные
способы познания свойств и качеств
окружающих предметов, позволяет сформировать
значения слов и фраз, обеспечить их понимание
и использование в конкретных ситуациях
общения. Накопление слов и выражений,
связанных с познанием окружающего, в
дальнейшем ускоряет процесс осознания
окружающей действительности, перестраивает
и обогащает способы восприятия окружающего.
Таким образом, важным условием овладения
речью является наличие у детей
интереса к предметам и явлениям, поддержание
их активности в процессе наблюдений и
практических действий, включение новой
информации в собственную игровую, изобразительную
деятельность.
Значительная часть
программного материала по развитию
зрительного восприятия ведется учителем-дефектологом
(тифлопедагогом), так как он формирует
у детей способы чувственного познания,
учит их правильно обследовать предметы
с помощью зрения и сохранных анализаторов.
При этом он решает данные задачи с учетом
индивидуальных особенностей состояния
зрения каждого слабовидящего ребенка.
Воспитатель проводит только те занятия,
на которых идет закрепление пройденного
материала.
На начальных этапах
формирования способов зрительного
обследования у детей с нарушением
зрения тифлопедагог, кроме фронтально-групповых
занятий, проводит индивидуальные занятия
с детьми, где учит их не только способам
обследования предметов, но и ведет работу
по социальной адаптации детей.
Важное место отводится
развитию зрительно-пространственной
адаптации детей с нарушением
зрения в окружающей обстановке. Дети
с нарушением зрения испытывают определенные
сложности при ориентировке в пространстве,
поэтому им необходим определенный уровень
пространственных представлений, навыков
и умений, при наличии которых они смогут
свободно передвигаться в пространстве
и общаться с окружающим миром.
В зависимости от возраста
и уровня психического развития детей
определены требования к формированию
пространственных представлений на уровне
зрительного и других видов восприятия.
При этом важно сочетать ориентировку
на зрение с опорой на слуховую, тактильно-двигательную
и другие виды ориентировок. При формировании
пространственной ориентировки важно
научить слабовидящих детей опираться
на сенсорные эталоны пространственных
признаков: формы, цвета, величины и места
положения предметов. Важная роль отводится
речи как регулятору практических действий
детей.
Важным условием работы
по ознакомлению с окружающим миром
является взаимосвязь коррекционной
работы с лечебно-восстановительным
процессом. Педагоги учитывают рекомендации
врача-окулиста по организации нагрузки
и охранительного режима для зрения
детей, проводят специальные упражнения
по активизации и тренировке зрения
детей.
Следует осуществлять межпредметные
связи занятий по ознакомлению с окружающим
миром и природоведения с занятиями по
математике, трудового обучения, физического
воспитания и других. Реализация этих
возможностей поможет воспитателю добиться
более осознанного и прочного усвоения
детьми изучаемого материала.
Кроме общих умений, слабовидящий
ребёнок должен овладеть и специальными
приемами констатации и определения природоведческого
материала, активно участвовать в коррекционной
работе.
Применение большого количества наглядных
и практических методов работы, в
том числе опирающихся на чувственные
способы познания свойств и качеств окружающих
предметов, ускоряет процесс осознания
окружающей действительности, перестраивает
и обогащает способы восприятия окружающего.
Важным условием ознакомления детей
с окружающим миром является наличие у
детей интереса к предметам и явлениям,
поддержание их активности в процессе
наблюдений и практических действий, включение
новой информации в собственную игровую,
изобразительную творческую деятельность.
1.3. Программы по ознакомлению
с окружающим миром детей с
нарушением зрения
Одной из ведущих линий
модернизации образования является
достижение нового современного качества
дошкольного образования. Это вызывает
необходимость разработки современных
коррекционно-образовательных технологий,
обновления содержания работы групп для
детей с нарушением зрения в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего
и комбинированного видов.
На сегодняшний день
актуальна проблема сочетаемости коррекционной
и общеразвивающей программы с целью
построения комплексной коррекционно-развивающей
модели, в которой определено взаимодействие
всех участников образовательного процесса
в достижении целей и задач образовательной
программы детского сада.
Решение данной проблемы
возможно через разработку рабочей
программы, интегрирующей содержание
комплексной и коррекционных
программ.