Коррекционно-педагогическое 
воздействие направлено на формирование 
у слепых детей чувственного опыта. 
Развитие процессов компенсации 
слепоты за счет усиления функций 
сохранных анализаторов необходимо 
начинать с раннего возраста. Важную 
компенсаторную роль играет речь. В речевом 
общении с окружающими в сознании слепого 
ребенка создаются и укрепляются связи 
между словом и действием. Словесное описание 
предмета, сделанное взрослым, ребенок 
подтверждает собственным обследованием. 
С помощью слуховых и осязательных ощущений 
дети учатся передвигаться самостоятельно. 
Высокого развития у слепых достигает 
память, т.к. им для ориентировки в пространстве, 
общения с людьми, усвоения знаний необходимо 
привлекать больше сведений, чем зрячим. 
В развитии основных процессов познания 
и мышления компенсаторную роль играют 
практические занятия, во время которых 
дети сравнивают реально воспринимаемые 
предметы с существующими у них представлениями.
Обучение действиям, способам 
их выполнения достигается только в 
условиях общения, при котором движения 
слепого ребенка корригируются словом. 
У слепых осязательное восприятие материала, 
закрепление образов в памяти и оперирование 
ими требует не только увеличения времени 
для практических решений, но и более ранней 
специальной подготовки - обучения детей 
навыкам учебной работы.
Для развития зрительного 
восприятия у детей, имеющих остаточное 
зрение, используются красочные картины 
и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, 
в том числе воспроизводимые 
специальными замкнутыми телевизионными 
системами. Введение аудиовизуальных 
средств совершенствует процесс обучения 
и сокращает время для получения необходимой 
информации. Ослепшие дети - дети, потерявшие 
зрение в результате перенесенного заболевания 
или травмы; зрение у них может быть потеряно 
полностью либо сохраниться в виде светоощущения 
или остаточного зрения (острота до 0,04). 
В памяти таких детей уже с возраста 3-4 
лет сохраняются (иногда на протяжении 
всей жизни) зрительные образы окружающего 
мира, и в связи с этим объем представлений 
у них значительно шире и богаче, чем у 
слепых от рождения. Зрительная память 
помогает воссоздавать образ предмета 
или явления по словесному описанию, для 
чего педагог использует яркие, образные 
выражения. Связь зрительных представлений 
с речью способствует более эффективному 
усвоению детьми знаний и умений. Остаточное 
зрение помогает детям воспринимать световые 
и цветовые признаки, ориентироваться 
в пространстве.
Однако основными новыми 
средствами познания становятся слух 
и осязание. Дети должны заново обучаться 
процессам самообслуживания, ориентировки 
в пространстве, новым способам овладения 
знаниями. Для предупреждения появления 
возможных отклонений в развитии большое 
значение имеет правильно и своевременно 
(сразу же после утраты ребенком зрения) 
организованная система коррекционно-педагогических 
воздействий. Для дошкольников имеются 
специальные детские сады; детей, ослепших 
в школьном возрасте, направляют для обучения 
в школы слепых детей. Слабовидящие дети 
- дети, страдающие значительным снижением 
остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем 
глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами 
периферического зрения. Зрительное восприятие 
при слабовидении характеризуется неточностью, 
фрагментарностью, замедленностью, что 
значительно обедняет чувственный опыт 
таких детей, препятствует познанию ими 
окружающего мира. Обучение и воспитание 
слабовидящих детей осуществляется в 
специальных дошкольных учреждениях и 
школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится 
с учетом возможностей этих детей и их 
своеобразия. При этом необходимо соблюдение 
специальных педагогических и гигиенических 
требований: рациональное распределение 
учебных занятий, обеспечение соответствующего 
уровня освещенности, применение корригирующих 
и тифлотехнических средств, организация 
специальных занятий по коррекции отклонений 
в психологическом развитии.
Формирование пространственных представлений 
у детей 3-4 лет с нарушением зрения 
является важной задачей родителей и педагога 
детского сада. Адаптация ребенка к окружающему 
миру должна происходить на раннем этапе 
развития, чем раньше ребенок сможет овладеть 
методами пространственной ориентации, 
тем легче ему будет обучаться дальнейшим 
навыкам.
1.2. Ознакомление с окружающим 
миром детей с нарушением зрения
Окружающий нас мир 
велик и разнообразен. Он включает 
в себя социальный мир людей, мир природы, 
мир предметов, созданных человеком. 
Дети с нарушением зрения, 
поступающие в детский сад, имеют 
недостаточно представлений о предметах 
и явлениях окружающей действительности. 
Из-за нарушения зрения они плохо видят 
и выделяют конкретные признаки и свойства 
предметов: их форму, величину, цвет и пространственное 
расположение. В связи с этим важно в период 
дошкольного возраста научить их, пользуясь 
неполноценным зрением, выстроить целостную 
картину мира, в которой синтезируются 
познавательные и эстетические аспекты, 
а также нравственные нормы отношений 
между людьми. Представление ребенка о 
предметном и социальном мире должно быть 
единым и целостным. Важно, чтобы полученные 
ребенком знания не были абстрактными, 
и он понимал и осознавал себя частью окружающего 
мира. Надо научить ребенка самостоятельно 
ориентироваться и действовать в мире.
В содержание ознакомления 
детей дошкольного возраста с 
окружающим миром входит, прежде всего, 
накопление запаса представлений об 
окружающем мире в виде чувственных 
образов. Поэтому, используя разные 
виды деятельности, прежде всего предметную, 
взрослые стремятся привлекать внимание 
детей к различным предметам и объектам, 
обеспечивают условия для активных действий 
с ними, с помощью которых происходит накопление 
представлений об их свойствах и качествах. 
Дети должны представлять 
и конкретно действовать с 
различными предметами, знать назначение, 
способы действия и применения их, понимать 
условия жизни, деятельности человека, 
его связи с окружающим миром.
Тематикой ознакомления в 
первую очередь становится близкое 
окружение ребенка в детском 
саду и дома. Процесс ознакомления 
строится по принципу детального изучения 
предметов с их свойствами и взаимосвязями. 
В ходе изучения дети должны научиться 
последовательному зрительному выделению, 
анализу основных опознавательных зрительно 
фиксированных признаков. Как указывает 
в своих работах Л.И.Плаксина, где невозможно 
получить зрительную информацию, необходимо 
активно включать в процесс обследования 
сохранные анализаторы. Дополнительная 
информация получается за счет полисенсорных 
взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, 
осязательных и др.) и обеспечивает детям 
с нарушением зрения более полную и точную 
информацию.
На 1-ми 2-м годах обучения 
занятия по ознакомлению с окружающим 
миром более тесно связаны с развитием 
речи, так как наряду с формированием чувственного 
опыта детей осуществляется работа по 
овладению детьми словом, что обеспечивает 
формирование умений соотносить конкретный 
признак со словесным его обозначением 
и создание адекватных образов предметов 
реального мира.
На 3-м и 4-м годах обучения 
наряду с этой задачей осуществляется 
работа по расширению и систематизации 
представлений в определенных связях 
общественноведческих, природоведческих, 
математических и эстетических знаний. 
Основными методами и средствами являются 
наблюдения, обследование, экскурсии, 
дидактические игры, упражнения с натуральными 
объектами или их изображениями, просмотр 
диафильмов, рассматривание различных 
видов наглядности (картинки, игрушки, 
муляжи, чучела животных и др.), слушание 
грамзаписей, применение магнитофонных 
записей и т.п.
На более поздних 
периодах обучения начинают применяться 
беседы об увиденном, но ведущим остается 
использование конкретного материала, 
активно воспринимаемого детьми.
Большое значение для жизни 
ребенка имеет знакомство с живой 
природой: с животными и растениями, 
их внешним видом, условиями жизни, 
уходом за ними, поведением животных. Младших 
детей знакомят с домашними животными, 
за некоторыми из которых они могут наблюдать. 
Затем осуществляется и знакомство с животным 
миром, выходящим за пределы непосредственного 
окружения (лиса, медведь, волк, слон и 
др.). Проводя наблюдения в природе, дети 
знакомятся с растениями, учатся замечать 
изменения в природе в разные сезоны. У 
них формируется интерес к явлениям природы, 
воспитывается бережное отношение к ней, 
формируются нормы поведения по отношению 
к животным, растениям. Дети учатся ухаживать 
за растениями и животными в детском саду 
и дома.
Расширение информации 
о явлениях в живой и неживой 
природе, ее обогащение новыми сведениями 
и обобщение связано с формированием у 
дошкольников умения устанавливать причинно-следственные 
связи (вода на морозе замерзает, лед в 
комнате тает), пониманием закономерностей 
развития животных и растений, установлением 
последовательности в смене времен года 
и др. Разнообразные факты и явления отражаются 
в разных связях и отношениях: временных, 
пространственных, причинно-следственных.
В процессе накопления знаний о предметах 
и явлениях жизни, в связи с 
наблюдениями за сезонными явлениями, 
жизнью людей, развитием растений, животных 
у детей формируются представления о временах 
года, месяцах, днях недели, частях суток. 
Знакомство с предметами ближайшего окружения 
дает возможность сформировать представления 
о их величине, массе, протяженности. Познавательное 
развитие детей происходит в ходе группировки 
предметов, определения сферы их применения, 
соотнесения частей, деталей с целым. Происходит 
усвоение детьми дат рождения, возраста, 
адресов, что позволяет им запомнить конкретные 
числа.
Умственное развитие детей в 
процессе формирования знаний о предметах 
и явлениях окружающей жизни теснейшим 
образом связано с обогащением 
речи. Активное познание окружающего 
мира стимулирует ее развитие. Применение 
большого количества наглядных и 
практических методов работы, в том 
числе опирающихся на чувственные 
способы познания свойств и качеств 
окружающих предметов, позволяет сформировать 
значения слов и фраз, обеспечить их понимание 
и использование в конкретных ситуациях 
общения. Накопление слов и выражений, 
связанных с познанием окружающего, в 
дальнейшем ускоряет процесс осознания 
окружающей действительности, перестраивает 
и обогащает способы восприятия окружающего.
Таким образом, важным условием овладения 
речью является наличие у детей 
интереса к предметам и явлениям, поддержание 
их активности в процессе наблюдений и 
практических действий, включение новой 
информации в собственную игровую, изобразительную 
деятельность.
Значительная часть 
программного материала по развитию 
зрительного восприятия ведется учителем-дефектологом 
(тифлопедагогом), так как он формирует 
у детей способы чувственного познания, 
учит их правильно обследовать предметы 
с помощью зрения и сохранных анализаторов. 
При этом он решает данные задачи с учетом 
индивидуальных особенностей состояния 
зрения каждого слабовидящего ребенка. 
Воспитатель проводит только те занятия, 
на которых идет закрепление пройденного 
материала.
На начальных этапах 
формирования способов зрительного 
обследования у детей с нарушением 
зрения тифлопедагог, кроме фронтально-групповых 
занятий, проводит индивидуальные занятия 
с детьми, где учит их не только способам 
обследования предметов, но и ведет работу 
по социальной адаптации детей.
Важное место отводится 
развитию зрительно-пространственной 
адаптации детей с нарушением 
зрения в окружающей обстановке. Дети 
с нарушением зрения испытывают определенные 
сложности при ориентировке в пространстве, 
поэтому им необходим определенный уровень 
пространственных представлений, навыков 
и умений, при наличии которых они смогут 
свободно передвигаться в пространстве 
и общаться с окружающим миром.
В зависимости от возраста 
и уровня психического развития детей 
определены требования к формированию 
пространственных представлений на уровне 
зрительного и других видов восприятия. 
При этом важно сочетать ориентировку 
на зрение с опорой на слуховую, тактильно-двигательную 
и другие виды ориентировок. При формировании 
пространственной ориентировки важно 
научить слабовидящих детей опираться 
на сенсорные эталоны пространственных 
признаков: формы, цвета, величины и места 
положения предметов. Важная роль отводится 
речи как регулятору практических действий 
детей.
Важным условием работы 
по ознакомлению с окружающим миром 
является взаимосвязь коррекционной 
работы с лечебно-восстановительным 
процессом. Педагоги учитывают рекомендации 
врача-окулиста по организации нагрузки 
и охранительного режима для зрения 
детей, проводят специальные упражнения 
по активизации и тренировке зрения 
детей.
Следует осуществлять межпредметные 
связи занятий по ознакомлению с окружающим 
миром и природоведения с занятиями по 
математике, трудового обучения, физического 
воспитания и других. Реализация этих 
возможностей поможет воспитателю добиться 
более осознанного и прочного усвоения 
детьми изучаемого материала.
Кроме общих умений, слабовидящий 
ребёнок  должен овладеть и специальными 
приемами констатации и определения природоведческого 
материала, активно участвовать в коррекционной 
работе.
Применение большого количества наглядных 
и практических методов работы, в 
том числе опирающихся на чувственные 
способы познания свойств и качеств окружающих 
предметов, ускоряет процесс осознания 
окружающей действительности, перестраивает 
и обогащает способы восприятия окружающего.
Важным условием ознакомления детей 
с окружающим миром является наличие у 
детей интереса к предметам и явлениям, 
поддержание их активности в процессе 
наблюдений и практических действий, включение 
новой информации в собственную игровую, 
изобразительную творческую деятельность.
1.3. Программы по ознакомлению 
с окружающим миром детей с         
нарушением зрения
Одной из ведущих линий 
модернизации образования является 
достижение нового современного качества 
дошкольного образования. Это вызывает 
необходимость разработки современных 
коррекционно-образовательных технологий, 
обновления содержания работы групп для 
детей с нарушением зрения в дошкольных 
образовательных учреждениях компенсирующего 
и комбинированного видов.
На сегодняшний день 
актуальна проблема сочетаемости коррекционной 
и общеразвивающей программы с целью 
построения комплексной коррекционно-развивающей 
модели, в которой определено взаимодействие 
всех участников образовательного процесса 
в достижении целей и задач образовательной 
программы детского сада.
Решение данной проблемы 
возможно через разработку рабочей 
программы, интегрирующей содержание 
комплексной и коррекционных 
программ.