Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
День Победы. |
Расширять представления детей о государственных праздниках.Рассказывать о том, как в годы войны храбро сражались и защищали страну от врагов. |
Формировать знания о праздновании Дня Победы.Расширять представления детей о военных профессиях. |
Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии.Воспитывать гордость и уважение к Родине.Формировать уважительное отношение к воинам-ветеранам. |
Упражнять в составлении рассказов о реальных событиях из жизни детей на заданную тему, например: «Как я ходил на салют». |
Сад, парк, луг, огород. |
Формировать представления о растительном мире указанных природных зон. |
Учить выявлять существенные признаки растений сада, луга, парка, огорода. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. |
Насекомые. |
Формировать представления о взаимосвязи жизнедеятельности насекомых и растительного мира. |
Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида насекомых. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные загадкиУпражнять в составлении предложений по указанной схеме. |
Весна (обобщающее). |
Закреплять и систематизировать полученные знания о природном мире. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. |
Учить выявлять существенные признаки ранней и поздней весны; уточнять знания о сезонных изменениях. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. |
Комплексная диагностика уровней освоения «l1рограммы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой подготовительная группа.
«Ребенок и окружающий мир»
Диагностические задания
Что изучается? |
Дидактические игры, упражнения, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
Уровень знаний детей о видах
транспорта |
Дидактическая игра «Транспорт». Материал: предметные картинки с изображением
наземного (автобус, грузовая машина, легковая
машина, мотоцикл, велосипед); подземного
(метро); воздушного (вертолет, самолет);
водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта |
Перед ребенком картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта |
3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок. 2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции. 1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками |
Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту |
1. Дидактическая игра «Умные Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. 2. Беседа по вопросам. |
1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий.
2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Вопрос: Как ты думаешь, что еще
можно добавить, чтобы комната (дворик,
парк) стала уютней |
3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы. Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице. 2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы. 1 балл – ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает
|
Осведомленность о себе, родителях |
Беседа по вопросам |
Вопросы:
- Как зовут твоих
родителей? Назови имя и - Назови улицу, на которой расположен твой детский сад |
3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы |
Знания о гербе, флаге, Президенте России |
Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?». Материал: несколько флагов, гербов. |
Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России. Вопросы: - Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?
|
3 балла — ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки. 1 балл - ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России
|
Знания о свойствах и качествах предметов |
Беседа по вопросам. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.) |
Вопросы: - Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.) Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду |
3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий. 2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов. 1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов |
Знания о дорожных знаках и их назначении |
Материал: запрещающие и разрешающие знаки |
1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам: 1-я группа - запрещающие знаки; 2-я группа - предупреждающие знаки; 3-я группа - указательные знаки; 4-я группа - знаки сервиса
2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение) |
3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения. 2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения |
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре |
1. Дидактическая игра «Одень куклу». Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).
Материал: картинки с изображением
народных праздников и предметов, их символизирующих
(Новый год, Рождество (Коляда и Святки),
Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, |
1. Задание: Одень куклу в народный костюм. Вопросы:
- Чем украшена одежда? - Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.) 2.Вопросы: - Какие русские народные сказки ты знаешь? - Расскажи потешки, которые ты знаешь. - Загадай загадку к этой отгадке. - Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.)
3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них. Примерные вопросы:
|
3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы русского быта. 2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого. 1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц
|
Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах; о героях космоса; школе, библиотеке |
Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.
4. Дидактическое упражнение «Космонавтика». Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой
Материал: глобус |
1. Задание: рассмотри картинки и собери
2. Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы: - Как называют человека, работающего в библиотеке? - Что ты можешь рассказать о библиотеке? 3.Задания: -Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб? - Покажи фотографию въезда в
наш город. -Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе? 4. Задание: -Рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы: - Как называются люди данной профессии? - Во что одеты космонавты? - Назови первого космонавта. - Назови первую женщину- - Какие качества характера должны быть у людей этой профессии?
5.Вопросы и задания: - Что такое глобус? - Покажи на глобусе знакомые тебе континенты. - Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете |
3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле. Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку. 2 балла — у ребенка имеются представления о школе, библиотеке. Затрудняется в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку. 1 балл — у ребенка имеются знания о школе, школьных принадлежностях. Знания о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет |
Высокий уровень — 20-24 балла, средний уровень - 13—19 баллов, низкий уровень - 8-12 баллов.
Приложение 4
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ДОУ______________________
Воспитатели ______________________________
Дата проведения диагностики:
начало года_________________
№ п/п |
Фамилия имя ребенка |
Знания детей о видах транспорта |
Знания о предметах, облегчающих труд людей |
Осведомленность о себе, родителях |
Знания о гербе, флаге России, Президенте |
Знания о родном крае, расах; о труде взрослых, героях космоса; школе, библиотеке |
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре |
Знания о свойствах и качествах предметов |
Знания о дорожных знаках и их назначении |
Итого баллов/ уровень развития |
Рекомендации | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |