Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 134.13 Кб (Скачать файл)

 

МАЙ

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ.

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

День Победы.

Расширять представления детей о государственных праздниках.

Рассказывать о том, как в годы войны храбро сражались и защищали страну от врагов.

Формировать знания о праздновании Дня Победы.

Расширять представления детей о военных профессиях.

Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии.

Воспитывать гордость и  уважение к Родине.

Формировать уважительное отношение к воинам-ветеранам.

Упражнять в составлении рассказов о реальных событиях из жизни детей на заданную тему, например: «Как я ходил на салют».

Сад, парк, луг, огород.

Формировать представления о растительном мире указанных природных зон.

Учить выявлять существенные признаки растений сада, луга, парка, огорода.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.

Насекомые.

Формировать представления о взаимосвязи жизнедеятельности насекомых и растительного мира.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида насекомых.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные загадки

Упражнять в составлении предложений по указанной схеме.

Весна (обобщающее).

Закреплять и систематизировать полученные знания о природном мире. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Учить выявлять существенные признаки ранней и поздней весны; уточнять знания о сезонных изменениях.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.


 

 

Приложение 2

Требования к знаниям и умениям

по ознакомлению с окружающим миром

К концу подготовительной к школе группы дети должны знать:

  • представителей живой и неживой природы, их названия;

  • основные признаки жизни животных и растений;

  • название времен года;                                                                                                              основные показатели времен года (1—2 для каждого на примерах объектов неживой природы и на конкретных растениях и животных);

  • особенности труда людей в различные времена года (по одному примеру для каждого сезона);

  • виды деятельности человека в течение суток (утро, день, вечер, ночь).

К концу подготовительной к школе  группы дети должны уметь:

  • различать объекты природы и созданные руками человека (в ближайшем окружении);

  • пользоваться фоновым контрастным экраном для элементарных исследований признаков объектов живой и неживой природы;

  • использовать рекомендованные средства оптической коррекции           для простейших наблюдений в природе;

  • различать объекты живой и неживой природы по признакам, доступным для восприятия с помощью ослабленного зрения и сохранных органов чувств;

  • элементарно обследовать объекты живой и неживой природы с помощью ослабленного зрения и осязания;

  • выделять части растений: корень, стебель, листья, цветы (плоды), узнавать их в природе и на специально подготовленных рисунках (рельефных, адаптированных плоских);

  • отличать деревья, кустарники, травы;

  • выделять части строения животных: голова, туловище, конечности, узнавать их на специально подготовленных рисунках (рельефных, адаптированных плоских);

  • называть наиболее распространенные виды диких и домашних животных (10—12 видов);

  • называть наиболее распространенные и доступные признаки сезонных изменений в мире растений и животных;

  • элементарно ориентироваться в природе с помощью ослабленного зрения и сохранных органов чувств.

 

Приложение 3

Комплексная диагностика уровней  освоения «l1рограммы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой  подготовительная  группа.

«Ребенок и окружающий мир»

Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Уровень знаний детей о видах транспорта 

Дидактическая   игра   «Транспорт».

Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта 

Перед ребенком картинки с  различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам транспорта

3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок.

2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции.

1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками

Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту

1. Дидактическая игра «Умные 
машины» либо «Наши помощники».

Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки.

2. Беседа по вопросам. 
Материал: сюжетная картина 
с изображением уютной комнаты, парка, дворика

1. Перед ребенком предметные  картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий.

 

 

 

2. Перед ребенком сюжетная  картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.

Вопрос:

Как ты думаешь, что еще  можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней 

3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы.

Ребенок перечисляет и  добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.

2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы.

1 балл – ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает

 

 

Осведомленность о себе, родителях 

Беседа по вопросам

Вопросы:

  • Назови свое отчество.
  • Дату своего рождения.
  • Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови  его.
  • Назови номер телефона.

-  Как зовут твоих  родителей? Назови имя и отчество  родителей.

- Назови улицу, на которой расположен твой  детский сад

3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы

Знания о гербе, флаге, Президенте России

Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?».

Материал: несколько флагов, гербов.

Ребенок рассматривает флаги  и выбирает флаг России.

Вопросы:

- Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?

  • Найди среди иллюстраций герб России.
  • Как зовут Президента России.
 

3 балла — ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки.

1 балл - ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России

 

 

Знания о свойствах и качествах предметов

Беседа по вопросам.

 Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.)

Вопросы:

- Рассмотри предметы и  расскажи о каждом из них,  называя материал, из которого  он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.)

Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду

3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий.

2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов.

1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов


 

 

Знания о дорожных знаках и их назначении

  1. Дидактическое упражнение 
    «Разложи по группам». 
    Материал: запрещающие знаки  (въезд    запрещен,    движение на велосипеде запрещено, движение пешеходов запрещено); 
    предупреждающие знаки (дети, 
    пешеходный переход, дорожные работы); указательные знаки  (место  стоянки  автобуса,  пешеходный переход, велосипедная дорожка); знаки сервиса 
    (телефон, пункт первой медицинской   помощи,   автозаправочная станция.
  2. Дидактическое упражнение 
    «Составь рассказ о дорожном 
    знаке».

Материал: запрещающие и разрешающие знаки

1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам:

1-я группа - запрещающие  знаки;

2-я группа - предупреждающие  знаки;

3-я группа - указательные  знаки;

4-я группа - знаки сервиса

 

 

 

 

 

 

 

2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение)

3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения.

2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения

Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре

1. Дидактическая игра «Одень куклу».

Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).

 

 

 

  1. Дидактическое упражнение 
    «Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы». 
    Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам.

 

 

 

  1. Дидактическое упражнение 
    «Знаешь ли ты русские обычаи?».

Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, 
Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено

1. Задание: Одень куклу в народный костюм.

Вопросы:

  • Почему ты выбрал эту одежду?
  • Как называется эта рубашка?
  • Почему эта рубашка называется косоворотка?
  • Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.)

- Чем украшена одежда?

- Почему ты не надел  другую одежду? (Это современная одежда.)

2.Вопросы:

- Какие русские народные  сказки ты знаешь?

- Расскажи потешки, которые ты знаешь.

- Загадай загадку к  этой отгадке.

- Какие русские народные  пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.)

 

3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них.

Примерные вопросы:

  1. На какой праздник пекут блины?
  2. В какое время года празднуют Масленицу?
  3. Зачем сжигают чучело?
  4. Почему пекут блины на Масленицу?

3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание,

традиции и обряды, называет предметы русского быта.

2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого.

Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.

1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц

 

 

 

Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных

качествах; о героях космоса; школе, библиотеке

  1. Дидактическое упражнение 
    «Первоклассник». 
    Материал: картинки с изображением игрушек, учебных принадлежностей, ранца.
  2. Дидактическое упражнение 
    «Библиотека».

Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.

 

 

  1. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?». Материал: фотографии городских достопримечательностей, герб города

 

 

 

 

 

4. Дидактическое упражнение «Космонавтика».

Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой

 

 

 

 

 

  1. Дидактическое упражнение «Земля - наш общий дом».

Материал: глобус

1. Задание: рассмотри картинки и собери 
портфель для школы, называя при этом 
школьные принадлежности. Объясни, для чего они нужны.

 

2. Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы:

- Как называют человека, работающего в библиотеке?

- Что ты можешь рассказать  о библиотеке?

3.Задания:

-Назови город, в котором  ты живешь, какой у него герб?

- Покажи фотографию въезда в наш город. 
- Назови и покажи  достопримечательности нашего города.

-Что ты знаешь о  национальностях людей, проживающих в нашем городе?

4. Задание:

-Рассмотри иллюстрации  и ответь на

вопросы:

- Как называются люди  данной профессии?

- Во что одеты космонавты?

- Назови первого космонавта.

- Назови первую женщину-космонавта.

- Какие качества характера  должны быть у людей этой профессии?

 

5.Вопросы и задания:

- Что такое глобус?

- Покажи на глобусе  знакомые тебе 

континенты.

- Назови знакомые тебе  расы людей, проживающих на нашей планете

3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле.

Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку.

2 балла — у ребенка имеются представления о школе, библиотеке. Затрудняется в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку.

1 балл — у ребенка имеются знания о школе, школьных принадлежностях. Знания о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет


 

          Высокий уровень — 20-24 балла, средний уровень - 13—19 баллов, низкий уровень - 8-12 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ДОУ______________________

Воспитатели _________________________________

Дата проведения диагностики: начало года_________________                         конец года __________________________________

 

№ п/п

 

Фамилия

имя

ребенка

Знания детей о видах  транспорта

Знания о предметах, облегчающих труд людей

Осведомленность о себе, родителях

Знания о гербе, флаге  России, Президенте

Знания о родном крае, расах; о труде взрослых, героях космоса; школе, библиотеке

Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре

Знания  о свойствах и качествах предметов

Знания о дорожных знаках и их назначении

Итого баллов/ уровень развития

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

                     

2

                     

3

                     

4

                     

5

                     

6

                     

7

                     

 

Информация о работе Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения