Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира
«диагностика готовности ребёнка к школе» под.ред. Н.Е. Вераксы
Тестовые задания для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?»
Было выделено три основные
линии, по которым проводится диагностика
уровня сформированности представлений
об окружающем:
- Во-первых, это стандартизированные
методики, на определение представлений
о форме; предметных действий и представлений
о величине; выявление уровня зрительного
синтеза и пространственного восприятия;
различия в трех характеристиках строительных
деталей: цвете, поверхности, а также в
форме; представления об окружающем;
владения техникой рисования и развитие
мелкой моторики; выявление представления
об образе человека; развитие воображения
и способность создавать оригинальные
образы.
- В-третьих, оценка уровня сформированности представлений об окружающем мире происходит на основе тестовых заданий для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?» авторская методика Н.Б. Вершининой, и бесед с детьми.
Заключение
На основании изучения теоретической литературы по данной теме были рассмотрены психологические особенности детей с нарушениями зрения, проанализирована методическая литература по ознакомлению с окружающим миром детей с особыми возможностями, изучены особенности проведения диагностики, а также подобран диагностический инструментарий обследования знаний и представлений об окружающем мире. Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Исходя из этого, можно говорить о том, что обучение и воспитание детей с нарушениями зрения строится в комплексе с общепедагогическими методиками и коррекционной работой, которая позволяет обогащать жизненный потенциал детей. Определение путей и условий усовершенствования коррекционной работы по формированию представлений детей об окружающем мире, зависит от успешной целенаправленной разработки программы.
При рассмотрение рабочих программ мы изучили, диагностический инструментарий, который позволяет в должной степени отследить качество усвоения материала по ознакомлению с окружающим миром детьми с нарушениями зрения.
Таким образом, мы можем сказать,
что нами были выполнены поставленные
в исследовании задачи и достигнута цель
работы. В заключение, можно говорить о
достоверности выдвигаемой нами гипотезы
о том, что существуют различия в уровне
знаний детей о предметах и явлениях окружающего
мира в зависимости от показателей зрительной
патологии – у детей с нарушением зрения
представления, об окружающем мире беднее,
чем у детей с нормальным зрением. В нашей
работе гипотеза нашла свое подтверждение.
Разделы программы |
Материалы раздела. | ||
1. ЧЕЛОВЕК. Самовосприятие: |
а) Самовосприятие, самосознание;б) «Я» и коллектив сверстников;в) «Я» и общество. | ||
2. ЧЕЛОВЕК. Влияние сезонных явлений на человека |
а) Одежда;б) Дом;в) Улица;г) Жизнь человека. | ||
3. ЧЕЛОВЕК. Предметное окружение: |
а) Одежда, обувь, головные уборы;б) Мебель;в) Посуда;г) Транспорт;д) Бытовая техника. | ||
4. ЧЕЛОВЕК. Труд |
а) Труд взрослых (профессии);б) Труд детей;в) Сезонный труд взрослых и детей. | ||
5. ЧЕЛОВЕК. Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ) |
|||
6. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. |
а) Предметы неживой природы.б) Явления неживой природы.в) Взаимодействия явлений.г) Изменения в природе. | ||
7. ЖИВАЯ ПРИРОДА. Флора(растительный мир) |
а) Траваб) Кустарникив) Деревьяг) Грибыд) Водоросли |
Дикорастущие
Культурные. |
Плоды:Ягоды,Овощи,Фрукты,Семена |
8. ЖИВАЯ ПРИРОДА Фауна(животный мир) |
а) Насекомыеб) Земноводные |
||
в) Рыбы
|
АквариумныеРечныеОзерныеМорские |
||
г) Птицы
|
ЗимующиеПерелетныедекоративные |
Домашние.Дикие. | |
д) Животные |
Травоядные.Хищники. |
Домашние.Дикие. | |
9. ЖИВАЯ ПРИРОДА Природные зоны. |
1. Забайкалье.2. Тундра.3. Лес.4. Степь.5. Пустыня.6. Моря и океаны. | ||
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | ||||||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | ||||
Проверка остаточных знаний. |
Формирование представлений о том, что шестилетние дети – старшие среди детей в детском саду. |
Тифлопедагогическое обследование уровня остаточных знаний у детей.Выявление зон актуального и ближайшего развития. |
Выявление уровня сформированности учебных навыков.Выявление остаточных знаний детей о правилах работы на занятиях. |
Обследование речевого развития детей.Составление плана индивидуальной работы.Формирование подгрупп по уровню речевого развития. | |||
Школа. Школьные принадлежности. |
Формирование представлений о школе, школьнике, учителе.Формировать представления о школьных принадлежностях. |
Формировать представления детей о школеУчить узнавать школьные принадлежности в различных проекциях. |
Воспитывать активный интерес к учебному процессу.Воспитывать личностную позицию «я – будущий школьник». |
Формировать активный и
пассивный словарь детей
| |||
Правила дорожного движения. «Мой город – Чита». |
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Расширять знания о знаках, встречающихся в городе. |
Формировать представления о реальных возможностях ориентировки в большом пространстве, самостоятельного передвижения при имеющемся дефекте. |
Воспитывать правила культурного поведения на улицах города.Формировать основы безопасности жизни в условиях городских улиц. |
Учить комментировать собственные действия словом.Учить составлять описательные рассказы о проделанном пути и рассказы – планы о задуманном пути. | |||
Осенняя ярмарка.«Осенний натюрморт» |
Учить замечать труд взрослых в городе и на селе. Учить понимать изменение трудовых действий от времени года у тружеников села.Формировать понимание трудового процесса. |
Учить выделять постоянные информационные признаки реальных предметов. Закрепить умение определять знакомые овощи и фрукты с помощью сохранных анализаторов. |
Учить выполнять посильные трудовые действия.Воспитывать положительное отношение к сельскохозяйственному труду. |
Учить
| |||
Тематическое планирование |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
Откуда хлеб пришел. |
Расширять представления детей об использовании человеком природной среды для выращивания хлеба.Продолжать формировать понимание трудового процесса |
Учит строить наглядно – схематические модели трудового процесса.Формировать сенсорные представления о разных видах зерновых. |
Воспитывать любовь и уважение к хлебу.Формировать уважительное отношение к труду взрослых.Формировать культуру поведения. |
Обогащать словарь детей новыми словами.Формировать реальные представления о конкретных предметах.Тренировать в образовании словосочетаний «глагол + существительное» |
Осенняя одежда, обувь, головные уборы. |
Уметь сопоставлять осенние изменения в природе с жизнью человека. Учить определять материал, из которого сделана та или другая вещь. |
Формировать соответствие назначения предмета с материалом.Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение |
Формировать навыки ухода за одеждой.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. |
Учить составлять описательные рассказы и загадки о демисезонной одежде. |
Дом. Мебель. |
Уточнить представление о людях, работающих на мебельной фабрике, в мебельном магазине, об их обязанностях.Учить различать и называть детали, группировать. |
Продолжать учить называть существенные признаки мебели. Учить понимать связь между назначением мебели и материалом, из которого она сделана. |
Воспитывать бережное отношение к групповой мебели.Учить выявлять связь между добросовестным отношением к труду и качеством выпускаемой продукции. |
Учить описывать мебель (кухонная, гостиная, спальная). Пользоваться обобщенными словами. Учить подбирать слова для характеристики определенной мебели.. |
Лиственные деревья осенью. |
Выявлять причины осенних явлений: окраска листьев, листопад. Закрепить знания о лиственных деревьях Забайкалья, их изменениях осенью. |
Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе.Учить узнавать знакомые
объекты в различных |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.Формировать навыки монологической речи. |
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
Домашние животные. |
Познакомить с особенностями ухода за домашними животными в холодный сезон.Систематизировать знания о жизнедеятельности домашних животных. |
Формировать знания о домашних животных родного края.Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида домашних животных. |
Воспитывать бережное отношение к домашним животным.Познакомить с различными животноводческими профессиями, воспитывать интерес к труду взрослых. |
Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные».Тренировать в образовании слов названий детенышей, формы множественного числа. |
Перелетные птицы. |
Закрепить и расширить знания о перелетных птицах.Расширять представления о классификации животного мира. Учить выделять характерные особенности птиц. |
Формировать знания о перелетных птицах родного края.Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы.Формировать представления о природоохранной деятельности человека. |
Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».Тренировать в образовании слов названий птенцов, формы множественного числа. |
Звери наших лесов. |
Закрепить и расширить представления о диких животных Забайкалья. Познакомить с повадками диких животных осенью и зимой.Расширять представления о классификации животного мира |
Формировать знания о диких животных родного края.Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида диких животных. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные».Тренировать в образовании слов названий детенышей. |
Осень (обобщающее). |
Закрепить навыки наблюдения за сезонными изменениями в природе.Учить устанавливать связи между природными явлениями. |
Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. |