Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 134.13 Кб (Скачать файл)

«диагностика готовности ребёнка к школе» под.ред. Н.Е. Вераксы

Тестовые задания для  проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?»

Программные требования к  уровню знаний об окружающем мире представлены в Приложении 2.

Выводы по 2 главе

По итогам теоретического анализа научной литературы, нами были изучены методы диагностики для детей с нарушениями зрения.

Было выделено три основные линии, по которым проводится диагностика уровня сформированности представлений об окружающем: 
- Во-первых, это стандартизированные методики, на  определение представлений о форме; предметных действий и представлений о величине; выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия; различия в трех характеристиках строительных деталей: цвете, поверхности, а также в форме; представления об окружающем;   владения техникой рисования и развитие мелкой моторики; выявление представления об образе человека; развитие воображения и способность создавать оригинальные образы.

- Во-вторых, это тестовые задания исследования формирования предметных представлений.

- В-третьих, оценка уровня сформированности представлений об окружающем мире происходит на основе тестовых заданий для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?» авторская методика Н.Б. Вершининой, и бесед с детьми.

Мы считаем, что данный диагностический инструментарий помогает педагогам отследить качество усвоения материала о предметах и явлениях окружающего мира детьми с нарушениями зрения

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании изучения теоретической литературы по данной теме были рассмотрены психологические особенности детей с нарушениями зрения, проанализирована методическая литература по ознакомлению с окружающим миром детей с особыми возможностями, изучены особенности проведения диагностики, а также подобран диагностический инструментарий обследования знаний и представлений об окружающем мире. Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

Исходя из этого, можно  говорить о том, что обучение и воспитание детей с нарушениями зрения строится в комплексе с общепедагогическими методиками и коррекционной работой, которая позволяет обогащать жизненный потенциал детей. Определение путей и условий усовершенствования коррекционной работы по формированию представлений детей об окружающем мире, зависит от успешной целенаправленной разработки программы.

При рассмотрение рабочих программ мы изучили, диагностический инструментарий, который позволяет в должной степени отследить качество усвоения материала по ознакомлению с окружающим миром детьми с нарушениями зрения.

Таким образом, мы можем сказать, что нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута цель работы. В заключение, можно говорить о достоверности выдвигаемой нами гипотезы о том, что существуют различия в уровне знаний детей о предметах и явлениях окружающего мира в зависимости от показателей зрительной патологии – у детей с нарушением зрения представления, об окружающем мире беднее, чем у детей с нормальным зрением. В нашей работе гипотеза нашла свое подтверждение. 

Приложение 1.

Распределения материала по разделам программы.

 

 

Разделы программы

Материалы раздела.

1. ЧЕЛОВЕК. Самовосприятие:

а) Самовосприятие, самосознание;

б) «Я» и коллектив  сверстников;

в) «Я» и общество.

2. ЧЕЛОВЕК. Влияние сезонных  явлений на человека

а) Одежда;

б) Дом;

в) Улица;

г) Жизнь человека.

3. ЧЕЛОВЕК. Предметное  окружение:

а) Одежда, обувь, головные уборы;

б) Мебель;

в) Посуда;

г) Транспорт;

д) Бытовая техника.

4. ЧЕЛОВЕК. Труд

а) Труд взрослых (профессии);

б) Труд детей;

в) Сезонный труд взрослых и детей.

5. ЧЕЛОВЕК. Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ)

 

6. НЕЖИВАЯ  ПРИРОДА.

а) Предметы неживой природы.

б) Явления неживой природы.

в) Взаимодействия явлений.

г) Изменения в природе.

7. ЖИВАЯ ПРИРОДА. Флора

(растительный мир)

а) Трава

б) Кустарники

в) Деревья

г) Грибы

д) Водоросли 

Дикорастущие 

 

 

 

Культурные.

Плоды:

Ягоды,

Овощи,

Фрукты,

Семена

8. ЖИВАЯ ПРИРОДА Фауна

(животный мир)

а) Насекомые

б) Земноводные 

   

в) Рыбы 

 

 

 

 

Аквариумные

Речные

Озерные

Морские 

 

г) Птицы 

 

 

 

 

Зимующие

Перелетные

декоративные

Домашние.

Дикие.

д) Животные

Травоядные.

Хищники.

Домашние.

Дикие.

9. ЖИВАЯ  ПРИРОДА Природные зоны.

1.      Забайкалье.

2.      Тундра.

3.      Лес.

4.      Степь.

5.      Пустыня.

6.      Моря и океаны.

   

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ» И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К  ШКОЛЕ ГРУППА.

СЕНТЯБРЬ

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ.

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

Проверка остаточных знаний.

Формирование представлений  о том, что шестилетние дети – старшие среди детей в детском саду.

Тифлопедагогическое обследование уровня остаточных знаний у детей.

Выявление зон актуального и ближайшего развития.

Выявление уровня сформированности учебных навыков.

Выявление остаточных знаний детей о правилах работы на занятиях.

Обследование речевого развития детей.

Составление плана индивидуальной работы.

Формирование подгрупп по уровню речевого развития.

Школа. Школьные принадлежности.  

Формирование представлений  о школе, школьнике, учителе.

Формировать представления  о школьных принадлежностях.

Формировать представления детей о школе

Учить узнавать школьные принадлежности в различных проекциях.

Воспитывать активный интерес  к учебному процессу.

Воспитывать личностную позицию «я – будущий школьник».

Формировать активный и  пассивный словарь детей школьными  терминами.

Учить использовать правила  согласования в самостоятельной речи детей.

Правила дорожного движения. «Мой город – Чита».

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Расширять знания о знаках, встречающихся в городе.

Формировать представления о реальных возможностях ориентировки в большом пространстве, самостоятельного передвижения при имеющемся дефекте.

Воспитывать правила культурного  поведения на улицах города.

Формировать основы безопасности жизни в условиях городских улиц.  

Учить комментировать собственные  действия  словом.

Учить составлять описательные рассказы о проделанном пути и рассказы – планы о задуманном пути.

Осенняя ярмарка.

«Осенний натюрморт»

Учить замечать труд взрослых в городе и на селе. Учить понимать изменение трудовых действий от времени года у тружеников села. 

Формировать понимание  трудового процесса.

Учить выделять постоянные информационные признаки реальных предметов. Закрепить умение определять знакомые овощи и фрукты с помощью сохранных анализаторов.

Учить выполнять посильные трудовые действия.

Воспитывать положительное отношение к сельскохозяйственному труду.

Учить самостоятельнорассматривать и описывать предмет по плану.

Продолжать учить составлять описательные загадки о воспринимаемом предмете.

               

 

ОКТЯБРЬ

Тематическое планирование

ЗАДАЧИ.

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

Откуда хлеб пришел.

Расширять представления детей об использовании человеком природной среды для выращивания хлеба.

Продолжать формировать понимание трудового процесса

Учит строить наглядно – схематические модели трудового процесса.

Формировать сенсорные  представления о разных видах зерновых.

Воспитывать любовь и уважение к хлебу.

Формировать уважительное отношение к труду взрослых.

Формировать культуру поведения.

Обогащать словарь детей новыми словами.

Формировать реальные представления о конкретных предметах.

Тренировать в образовании  словосочетаний «глагол + существительное»

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Уметь сопоставлять осенние  изменения в природе с жизнью человека. Учить определять материал, из которого сделана та или другая вещь.

Формировать соответствие назначения предмета с материалом.

Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение

Формировать навыки ухода  за одеждой.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Учить составлять описательные рассказы и загадки о демисезонной одежде.

Дом. Мебель.

Уточнить представление  о людях, работающих на мебельной фабрике, в мебельном магазине, об их обязанностях.

Учить различать и называть детали, группировать.

Продолжать учить называть существенные признаки мебели. Учить понимать связь между назначением мебели и материалом, из которого она сделана. 

Воспитывать бережное отношение  к групповой мебели.

Учить выявлять связь между  добросовестным отношением к труду и качеством выпускаемой продукции.

Учить описывать мебель (кухонная, гостиная, спальная). Пользоваться обобщенными словами. Учить подбирать слова для характеристики определенной мебели..

Лиственные деревья осенью.

Выявлять причины осенних явлений: окраска листьев, листопад. Закрепить знания о лиственных деревьях Забайкалья, их изменениях осенью.

Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе.

Учить узнавать знакомые объекты в различных изображениях.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.

Формировать навыки монологической речи.


 

НОЯБРЬ

Тематическое планирование.

ЗАДАЧИ.

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

Домашние животные.

Познакомить с особенностями ухода за домашними животными в холодный сезон.

Систематизировать знания о жизнедеятельности домашних животных.

Формировать знания о домашних животных родного края.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида домашних животных.

Воспитывать бережное отношение  к домашним животным. 

Познакомить с различными животноводческими профессиями, воспитывать интерес к труду взрослых. 

Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные».

Тренировать в образовании  слов названий детенышей, формы множественного числа.

Перелетные птицы.

Закрепить и расширить  знания о перелетных птицах.

Расширять представления о классификации животного мира. Учить выделять характерные особенности птиц.

Формировать знания о перелетных птицах родного края.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Формировать представления о природоохранной деятельности человека.

Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».

Тренировать в образовании  слов названий птенцов, формы множественного числа.

Звери наших лесов.

Закрепить и расширить  представления о диких животных Забайкалья. Познакомить с повадками диких животных осенью и зимой.

Расширять представления о классификации животного мира

Формировать знания о диких  животных родного края.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида диких животных.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные».

Тренировать в образовании  слов названий детенышей. 

Осень (обобщающее).

Закрепить навыки наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Учить устанавливать связи  между природными явлениями.

Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.

Информация о работе Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения