Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
Библиотека. |
Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.Учить навыкам работы с книгой, правилам ремонта книги. |
Расширять представления детей о профессии библиотекарь.Развивать способность
различать мелкие предметы. Формировать
сенсорные представления о |
Воспитывать любовь и уважение к книге.Формировать уважительное отношение к труду взрослых.Формировать культуру поведения. |
Обогащать словарь детей новыми словами.Тренировать в образовании словосочетаний |
Зимующие птицы. |
Закрепить и расширить знания о зимующих птицах Забайкалья их повадках.Обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в природе |
Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц. Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы.Формировать знания о помощи людей зимующим птицам в условиях города. |
Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».Учить составлять рассказы о реальных жизненных ситуациях из опыта ребенка на заданную тему. |
Хвойные деревья. |
Закрепить знания об особенностях хвойных деревьев.Расширять знания об использовании хвойных деревьев человеком. |
Учить выявлять существенные признаки хвойных деревьев; особенности сезонных изменений. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Формировать представления о том, что человек – часть природы. |
Учить составлять описательные рассказы с опорой на предметную картину и по представлениям по примеру педагога. |
Новый год. |
Приобщать детей к истокам народной культуры.Расширить и закрепить знания о праздновании Нового Года. |
Формировать знания о традициях празднования Нового Года у разных народов.Формировать способы восприятия на суженной зрительной основе. |
Воспитывать интерес к обычаям родного народа.Включать детей в работу взрослых по подготовке к празднику.Воспитывать эстетические чувства. |
Развивать эмоциональную восприимчивость при заучивании стихотворений к празднику. |
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
Каникулы. |
Выявление уровня сформированности учебных навыков. |
Тифлопедагогическое обследование уровня знаний у детей.Выявление зон актуального и ближайшего развития. |
Выявление уровня сформированности культурно – этических привычек и навыков. |
Корректировка плана индивидуальной работы.Уточнение подгрупп по уровню речевого развития. |
Зимние забавы. |
Расширять представления о жизни детей в других странах.Закрепить знания о сезонных развлечениях жителей России. |
Формировать знания о традициях родного народа.Учить различным способам обследования предметов. |
Воспитывать интерес к обычаям родного народа.Воспитывать толерантность к другим народам и их обычаям. |
Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово. |
Наш город.Наша страна. |
Закрепить знания символики государства, области и города Читы.Познакомить детей с государственными деятелями страны, области города. |
Формирование предметных представлений о географической карте.Формировать предметные представления о символике. |
Воспитывать уважение к родному городу, к его историческому прошлому.Воспитывать любовь и интерес к творчеству местных поэтов, писателей и художников. |
Обогащать словарь детей новыми словами.Тренировать в образовании словосочетаний |
Как звери зимуют. |
Учить устанавливать связи между средой обитания внешним видом животных. Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни животных. |
Формировать знания о том, как зимуют животные родного края.Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида животных зимой. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные».Учить составлять рассказы о реальных жизненных ситуациях |
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
Русские народные игрушки. |
Расширять представления о процессе создания народной игрушки. Учить понимать назначение народной игрушки. Закрепить знания о многообразии народных игрушек. |
Учить различным способам обследования предметов.Закрепить знание о разнообразных материалах. |
Воспитывать интерес к обычаям родного народа.Включать детей в работу взрослых по изготовлению игрушек из глины.Воспитывать эстетические чувства. |
Знакомить детей с русскими народными пословицами, песнями, сказками.Развивать интонационную выразительность при чтении произведений. |
Какой транспорт бывает. |
Уточнить зависимость внешнего вида транспортного средства от его назначения и способа передвижения.Ввести понятие «гужевой транспорт» |
Учить группировать и дифференцировать транспортные средства по заданному признаку.Тренировать в узнавании транспортных средств в различных изображениях и ракурсах. |
Воспитывать бережное отношение к общественному транспорту. Учить выявлять связь между добросовестным отношением к труду и качеством выпускаемой продукции. |
Формировать активный словарь детей словами, обозначающими транспорт, профессии работников транспортной сферы. |
День защитника отечества. |
Углублять знания о Российской армии.Формировать представления о военной технике, понимать ее назначение и условия работы на ней. |
Учить на основе воспринятогодавать характеристику социальной принадлежности. |
Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии.Формировать уважительное отношение к труду взрослых.. |
Обогащать словарь детей новыми словами.Формировать реальные представления о конкретных предметах. |
Зима (обобщающее). |
Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Учить устанавливать причинно – следственные связи. |
Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе.Учить выявлять существенные признаки ранней и поздней зимы. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. |
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
Международный женский день - 8 Марта. |
Расширять знания о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми. Формировать представления о многообразии народов мира. |
Формировать представления о четырех расах, особенностях внешнего вида.Формировать способы восприятия на суженной зрительной основе. |
Воспитывать интерес к обычаям родного народа.Включать детей в работу взрослых по подготовке к празднику.Воспитывать эстетические чувства. |
Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово. |
Профессии учреждений бытового обслуживания. |
Познакомить с техникой, облегчающей труд работников учреждений бытового обслуживания (парикмахерская, ателье, прачечная, химчистка). |
Расширять представления детей о профессиях учреждений бытового обслуживания населения: парикмахерская, ателье, прачечная, химчистка. |
Воспитывать интерес и уважение к людям различных профессий.Формировать уважительное отношение к труду взрослых. |
Обогащать словарь детей новыми словами.Формировать реальные представления о конкретных предметах. |
Животные холодных стран. |
Учить составлять экологические цепочки.Учить делать выводы о взаимосвязи условий жизни и повадок животных. |
Учить выделять информативные признаки внешнего вида; устанавливать зависимость внешнего вида от условий существования. |
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.Учить любоваться красотой природы. |
Тренировать в образовании слов названий детенышей, множественного числа от названий животных и их детенышей. |
Животные жарких стран. |
Учить составлять экологические цепочки.Закреплять умение делать выводы о взаимосвязи условий жизни и повадок животных. |
Учить выделять информативные признаки внешнего вида диких животных, устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий существования |
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.Учить любоваться красотой природы. |
Тренировать в образовании слов названий детенышей, множественного числа от названий животных и их детенышей. |
Тематическое планирование. |
ЗАДАЧИ. | |||
образовательные |
коррекционные |
воспитательные |
речевые | |
Весна. Перелетные птицы. |
Формировать представления о признаках роста и развития птиц.Систематизировать и обобщить представления о типичных весенних явлениях. |
Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Учить любоваться красотой окружающей природы. |
Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».Тренировать в образовании слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. |
День космонавтики. |
Расширять знания детей об освоении космоса. Рассказать о полетах в космос.Продолжать знакомить с планетой Земля (Земля – наш общий дом).Формировать представление о влияние человека на жизнь на планете. |
Учить на основе воспринятого материала давать характеристику социальной принадлежности.Закрепить знания о внешнем виде планеты Земля, о глобусе, о географической карте. |
Воспитывать любовь и уважение к Российской космонавтике.Воспитывать гордость и уважение к родине.Формировать уважительное отношение к труду взрослых.Формировать культуру поведения. |
Обогащать словарь детей новыми словами.Формировать реальные представления о конкретных предметах.Упражнять в составлении рассказов на заданную тему.Формировать навыки монологической речи. |
Школа.«Скоро в школу». |
Продолжать формировать представления о социальной роли ученика. Знакомить с различными школьными принадлежностями. |
Формировать предметные представления о школьных принадлежностях. |
Воспитывать активный интерес к учебному процессу.Воспитывать личностную позицию «я – будущий школьник». |
Формировать активный и пассивный словарь детей.Учить использовать правила согласования в самостоятельной речи детей. |
Орудия труда и инструменты. Бытовая техника. |
Формировать представления о назначении, правилах использования, условиях хранения.Учить правилам безопасности при работе с электрическими предметами. |
Учить выделять существенные признаки различных видов бытовой техники.Учить группировать инструменты и предметы бытовой техники. |
Учить выявлять связь между добросовестным отношением к труду и качеством выпускаемой продукции. |
Формировать активный словарь детей словами, обозначающими орудия труда, инструменты, предметы бытовой техники.. |