Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы, т.е. процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях специального коррекционного учреждения.
Объектом являются дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является представления ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения об окружающем мире.
В соответствии с поставленной целью, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения.
2. Провести анализ методической литературы по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушением.
3. Подобрать диагностические методики по сформированности представлений детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста о предметах и явлениях окружающего мира

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 134.13 Кб (Скачать файл)

-  исследование представлений об окружающем мире.

Результаты оцениваются  по 3 критериям: высокий уровень развития, средний и низкий уровень и отражают эффективность воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процессов. На основе полученных данных подбираются технологии педагогического воздействия, соответствующие уровню развития каждого ребенка.

Структура диагностики.

Ребенку предлагается выполнить  задания в игровой форме, что  делает процедуру интересной и увлекательной.

Во время про ведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать  своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно - оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).

Однако при наблюдении могут  возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения, по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Существует особая специфика, связанная с условиями проведения методов диагностики в зависимости  от типа нарушений: для детей с  нарушениями зрения при проведении диагностических исследований трудности возникают при подаче инструкции, добиться полного ее понимания. Также следует создать особые условия визуально режима; режим освещенности; материал должен быть увеличен; должен быть режим зрительной работы; обратить внимание на контрастность, может быть извращенное восприятие цвета. Работа происходит в режиме 10 минут - нагрузка/ 2 минуты отдыха.

В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Основной принцип адаптации  методик по процедуре исследования — увеличение времени экспозиции стимульного материала. В зависимости от особенностей зрительной патологии время выполнения задания может быть увеличено в несколько раз (от двух до десяти). Выполнение заданий на основе осязания требует увеличения времени экспозиции в два-три раза по сравнению с выполнением заданий на основе зрения.

При использовании методик, основанных на двигательных навыках, следует учитывать не быстроту и точность движений, а результативность выполнения задания. Время выполнения задания увеличивается; исключаются все тесты на исследование самих движений и двигательных навыков.

При использовании методик, основанных на речевом материале, следует  предварительно выяснить, сформированы ли у ребенка реальные представления, предъявленные данным словесным материалом. Формализм речи, свойственный детям с нарушениями зрения, может проявиться в отсутствии полноценного реального представления о предмете или явлении, заявленного в слове.

При выполнении методик, связанных  с элементами рисования, следует  предварительно выяснить, сформировано ли у ребенка представление о  предмете, насколько ребенок знает характеристики предмета, который нужно изобразить. В случае необходимости следует показать предмет и рассказать о нем. Особенно это касается слепых детей при рисовании на приборе Семевского или Клушиной.

При использовании методик, основанных на зрительном анализе и  синтезе пространственных соотношений объектов, предварительно выясняют, сформировано ли у ребенка знание предлагаемых форм и объектов.

Методики с применением  свободных творческих игр следует  употреблять, предварительно выяснив, знает ли ребенок игрушки, с которыми будет играть. Особенно это касается стилизованных игрушек, животных в одежде, сказочных персонажей. Детей сначала знакомят с действиями, которые можно производить с игрушками, а также с помещением, в котором они будут играть. При использовании методик, основанных на подражании, учитывая отсутствие этого процесса у слепых детей и трудности его формирования у детей с глубокими нарушениями зрения, следует производить показ на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия с взрослыми.

Наблюдения за ребёнком должны происходить  в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обязательным условием успешного  проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

Диагностические задания должны максимально учитывать особенности и возможности детей; обеспечивать адекватное понимание ими содержания, опираться на имеющийся у дошкольников реальный опыт.

Разработанная система комплексной  диагностики позволит качественно  и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного  возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» - дошкольник-выпускник.

Предлагаемые диагностические  карты ориентируют воспитателя  на некоторую (очень приблизительную) среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.

Результаты диагностики - это отправные  точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в сводную  таблицу уровня развития по видам  деятельности (Приложение 4), в индивидуальную карту развития ребенка с вычерчиванием графика, в сводную таблицу по группе с вычерчиванием графика, что дает возможность проследить динамику развития всей группы и каждого ребенка. По результатам мониторинга каждым специалистом составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями.

2.2 Описание подобранных методик

В последнее время широкое  распространение в системе дошкольного  образования получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста. В программе М.А. Васильевой и Л.И. Плаксиной авторами предлагаются пакеты диагностик  умений и навыков. Знания, умения и навыки диагностируются  по всем образовательным областям. Наиболее полно охвачены диагностическим инструментарием области: «Познание», «Музыка», «Коммуникация». Наличие данного диагностического инструментария позволяет отследить качество усвоения материала детьми с нарушениями зрения и в конечном итоге сказывается на уровне подготовки детей к обучению в школе.

Нашей целью было теоретическое изучение системы мониторинга по изучению качества усвоения материала о предметах и явлениях окружающего мира детей с нарушениями зрения. 
Были поставлены следующие задачи: 
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования представлений об окружающем мире детей с нормальным и нарушенным зрением; 
5. подобрать методики для диагностики представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. 
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач нами был подобран комплекс диагностических методик:

1. Методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушения зрения:

Методика «Коробка форм». Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике возникают трудности, связанные с восприятием глубины и объемности, следует предварительно проанализировать вместе с ребенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психолог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.

Методики «Пирамидка»  и «Мисочки». Направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине. При выполнении предметных действий у детей с нарушениями зрения может страдать точность и координированность движений, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформиро-ванность у детей понятия о величине и умение располагать предметы в сериационном ряду.

Методика «Разрезные картинки». Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и пространственного восприятия. При выполнении теста следует сначала проанализировать целостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответствующего образа и на разрезной картинке.

Методика «Конструирование по образцу». В этой методике должны быть четко выделены различия в трех характеристиках строительных деталей: цвете, отличающейся друг от друга поверхности, а также в форме предъявления — на контрастном фоне так, чтобы ребенок мог выделить места сочленения деталей.

Методика «Свободный рисунок». Выявляется уровень сформированности представлений об окружающем, уровень владения техникой рисования и развитие мелкой моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, черный, коричневый). Слепые используют прибор Н. В. Клушиной.

Методика «Рисунок человека». Результаты, полученные по этой методике, должны быть соотнесены с другими тестами, направленными на выявление сформированности представления об образе человека.

Методика «Дорисовывание фигур». Эта методика может показать не только уровень развития воображения и способность создавать оригинальные образы, но и пробелы в формировании реальных образов, связанных с нарушениями зрения.

2. Тестовые задания исследования формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Задание 1. «Мишкин чемодан». В ходе индивидуальной игры с ребенком из чемодана игрового персонажа необходимо по очереди доставать 10 картинок с изображением сходных предметов: чашка-кружка-стакан; сковорода-кастрюля; носки-гольфы-колготки; плащ-пальто-шуба; брюки-шорты; свитер-кофта-платье; сапоги-ботинки; тапки-сандали.   Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Что это? Как называют этот предмет? Как ты узнал, что это носки? А мишка думает, что это колготки. Почему он не прав?»

Задание 2. «Угадай, кого, как зовут» (для слабовидящих детей). Ребенку предлагается сюжетная картинка с изображением двух девочек, одетых в разную одежду. Взрослый описывает их и просит ребенка назвать их имена. «На этой картинке нарисованы Катя и Наташа. Угадай, кого, как зовут, если Катя одета в зеленое платье и на голове у нее синий бант, а Наташа в голубом комбинезоне и красной футболке».

Задание 3. «Мастер Умелкин». Взрослый показывает ребенку 5 картинок и говорит: «Мастер Умелкин сделал разные предметы: стол, платье, машины, лейку. Посмотри на эти предметы, назови их и расскажи, что забыл сделать мастер Умелкин? Как использовать каждый предмет человеком? Почему без этих частей предмет существовать не может?»

3. Оценка уровня сформированности представлений об окружающем мире происходит на основе беседы с ребенком, поговорить о временах года, их порядке и признаках, о погодных явлениях, связанных с разными временами года; о растениях, диких и домашних животных; о недавно прошедших и грядущих праздниках и т.д. Можно предложить ребенку составить рассказ по серии картинок и озаглавить его. Получаемые данные должны быть соотнесены с ориентировочно нормативными возрастными показателями сформированности учебных навыков для различных возрастных диапазонов.

В ходе оценки результатов  данного исследования целесообразно  пользоваться следующими оценками в баллах:

1 балл - представления  ребенка об окружающем мире  соответствуют требованиям программы;

3 балла - представления  ребенка об окружающем мире  ниже программных требований;

5 баллов — представления  ребенка об окружающем мире  значительно ниже программных  требований.

4. Диагностика познавательного развития. Ребёнок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание. По Н.Б. Вершининой

Информация о работе Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения в условиях специального коррекционного учреждения