Таким образом,
приобщая детей к музыкальному наследию
своего народа, мы воспитывали в
них чувство любви к своей
Родине, а оно неотделимо от воспитания
чувства национальной гордости.
Контрольный
эксперимент.
Для определения
эффективности разработанной педагогической
технологии воспитания у детей старшего
дошкольного возраста средствами народного
музыкального творчества был проведен
контрольный эксперимент.
Эксперимент
проводился по методике констатирующего
эксперимента. В данном эксперименте
диагностировались дети как экспериментальной
так и контрольной групп.
Были выявлены
следующие уровни:
Уровень
сформированности основ патриотизма
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
Низкий |
7 |
33% |
3 |
18% |
10 |
48 |
9 |
44 |
Средний |
11 |
52% |
13 |
58% |
10 |
48 |
11 |
52 |
Высокий |
3 |
14% |
6 |
24% |
1 |
4 |
1 |
4 |
Сравнительный
анализ уровня сформированности знаний
детей о социальной действительности
"до" и "после" формирующего
эксперимента показал следующее.
Сравнительная
гистограмма уровней сформированности
основ патриотизма в контрольной и экспериментальной
группах.
Экспериментальные
данные, полученные в результате проведенной
работы, позволили выявить положительную
динамику в патриотическом воспитании
старших дошкольников.
Таким образом,
проанализировав полученные результаты
можно констатировать следующее:
1. В экспериментальной
группе произошло значительное
улучшение результатов проявления
у детей интереса к культурному
наследию и чувства сопричастности
региональной национальной культуре.
Эти результаты выразились в
следующем:
дети стали
иметь представления о народном
творчестве своего края, сами
с удовольствием стали петь
народные песни, водить хороводы,
играть в народные игры;
в речи стали
активно использовать произведения
устного народного творчества (пословицы,
поговорки, приметы и пр.), и с
удовольствием рассказывать и обыгрывать
русские народные сказки и сказки
других народов;
стали
с интересом рассказывать о
народных календарных праздниках,
их особенностях;
стали
иметь представления о народных
костюмах, играх, песнях, традициях;
дети стали проявлять находчивость,
сообразительность при решении
разного рода задач, проблем;
сформированная
у детей любознательность стала
выражаться в задаваемых вопросах,
предпочтении игры, познанию чего-то
нового, в желании экспериментировать;
2. В экспериментальной
группе увеличилось число детей
с высоким уровнем сформированности
с 3 человек до 6; вдвое уменьшилось количество
детей с низким уровнем.
3. В контрольной
группе значительных изменений
не произошло. На низком уровне
остался один человек, это произошло
за счет того, что произошло
увеличение количества детей
со средним уровнем. У некоторых
детей данной группы произошли
улучшения в ответах на некоторые
вопросы. Данные этих детей
улучшились за счет того, что
дети экспериментальной группы
в свободной деятельности делились
своими знаниями с детьми контрольной
группы.
4. Произошли
значительные изменения отношения
родителей к воспитанию своего
ребенка и к детскому саду.
Таким образом, детский сад стал источником
развития интереса и приобщения к истории
семьи, народной культуре, традициям, обычаям,
природе родного края не только детей,
но и их родителей.
Мы смогли
получить такие значимые результаты,
вероятно, благодаря тому, что формирование
основ патриотизма у детей
осуществлялось в основном не через
запоминание, а путем глубокого
осмысленного восприятия в естественной
эмоционально-окрашенной жизнедеятельности
ребенка. Прочному формированию представлений
о Родине способствовало так же и
спиралевидное построение содержания
образования, закрепление знаний детей
в разных видах деятельности. Мы
постарались создать условия
для эмоционального осознания ребенком
знаний, для понимания детьми чередования
календарных народных праздников, их специфики,
особенностей в зависимости от сезона
года.
На развитие
прочных представлений оказала
воздействие и мотивационная
готовность детей к познанию. Нами
были отобраны разнообразные методы,
которые мы использовали для стимулирования
интереса к усвоению нового, к активности
и самостоятельности. Дети переносили
знания в самостоятельную деятельность,
в сюжетно-ролевые игры. Анализ воспитательной
работы показал, что у детей сформировались
первоначальные культурно-исторические
представления о жизни и быте народа, национальных
праздниках, о народном творчестве, народных
играх, которые дети с желанием используют
в бытовой жизни и в сюжетной игре. Приобщение
детей к культурному наследию оказалось
значимым фактором для формирования эмоциональной
близости ребёнка с окружающими взрослыми
(родителями, педагогами, горожанами, селянами).
Благодаря совместному
проведению досуга воспитателей, родителей
и детей, бесед воспитателей с
детьми и их родителями, у последних
повысился интерес к жизни
ребенка, усилилась эмоциональная
близость с ним, положительно изменились
внутрисемейные отношения.
Исходя из
вышесказанного, можно сделать вывод
об эффективности разработанных
нами мероприятий по воспитанию у
детей любви к своей малой
Родине средствами фольклора.
Результаты
проявления у детей интереса к
культурному наследию и чувства
сопричастности региональной национальной
культуре выразились в следующем:
- Дошкольники имеют представления о народных
костюмах, играх, песнях, традициях;
- дети имеют представления о народно-прикладном
искусстве и промысловой деятельности
своего края, сами с удовольствием творят
"живую" культуру (рисуют, конструируют,
лепят и др.);
- поют народные песни, водят хороводы,
играют в народные игры;
- в речи активно используют произведения
устного народного творчества (пословицы,
поговорки, приметы и пр.), знают и с удовольствием
рассказывают и обыгрывают русские народные
сказки и сказки других народов;
- с интересом рассказывают о народных
календарных праздниках, их особенностях.
Второй задачей
анализа результатов исследования
для нас являлась диагностика
профессиональных изменений педагогов,
участвующих в опытно-экспериментальной
деятельности по воспитанию патриотизма
детей старшего дошкольного возраста.
Первый блок
анкеты составили вопросы на выявление
смысла, который вкладывают педагоги
в понятие "патриотизм" старших
дошкольников. Анализ ответов на этот
вопрос в начале экспериментального
периода показал, что больше половины
педагогов затруднялись ответить, "что
такое патриотизм".
По окончании
опытно-экспериментальной работы ответы
педагогов качественно изменились.
Вероятно, это объясняется тем, что
в течение исследовательской
деятельности педагоги целенаправленно
изучали данную проблему: анализировали
психолого-педагогическую литературу,
имеющийся опыт работы по педагогическому
воспитанию; осуществляли апробацию
методов формирования патриотизма;
постоянно вели мониторинг за динамикой
воспитанности патриотизма детей
дошкольного возраста; обобщали теоретические
и практические результаты исследования.
В следующем
задании надо было ответить на вопросы
анкеты, направленной на выявление
у педагогов приоритетных задач
воспитания патриотизма. Педагогам было
предложено проранжировать пять задач
патриотического воспитания. Анализ ответов
показал, что самым приоритетным направлением
оказалось формирование представления
о природе родного края и чувства сопричастности
к природе родного края, вторым по важности
- формирование представлений о родном
доме и чувства сопричастности к нему;
третьим - формирование представления
о культурном наследии малой родины и
чувства сопричастности к нему; четвертым
- формирование духовно - нравственных
качеств личности: сопереживания, любознательности
и др.
Для оптимизации
работы дошкольного учреждения по патриотическому
воспитанию с использованием белорусского
фольклора мы подготовили рекомендации
и материалы по детскому национальному
фольклору, а также по истории
Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование в
целом подтвердило выдвинутую гипотезу
и позволило сделать следующие
выводы:
В ходе
исследования нами установлено, что
проблема патриотического воспитания
дошкольников особенно актуальна на
современном этапе. В соответствии
с действующей «Концепцией эстетического
воспитания детей и молодежи Республики
Беларусь» -- создание условий для воспитания
духовно развитой личности – одна из главных
задач современной системы образования.
Целенаправленное,
систематическое и планомерное
использование народного искусства
в патриотическом воспитании позволяет
с раннего детства приобщать
детей к народной культуре, воспитывать
интерес к истории родного
края.
В ходе
исследования нами отобраны произведения
фольклора, которые можно использовать
в работе с детьми дошкольного
возраста при организации занятий,
проведении белорусских народных праздников.
Нами
доказано, что, использование фольклора
способствует приобщению детей к
национальной культуре своего народа.
Сравнительный анализ результатов
констатирующего и контрольного
этапов эксперимента, позволили нам
количественно подтвердить качественные
изменения, которые произошли в
уровне сформированности основ патриотизма
у старших дошкольников благодаря
широкому использованию разнообразных
фольклорных произведений в организации
педагогического процесса.
Результаты
проявления у детей интереса к
культурному наследию и чувства
сопричастности региональной национальной
культуре выразились в следующем: Дошкольники
имеют представления о народных
костюмах, играх, песнях, традициях; дети
имеют представления о народно-прикладном
искусстве и промысловой деятельности
своего края, сами с удовольствием творят
"живую" культуру (рисуют, конструируют,
лепят и др.); поют народные песни, водят
хороводы, играют в народные игры; в речи
активно используют произведения устного
народного творчества (пословицы, поговорки,
приметы и пр.), знают и с удовольствием
рассказывают и обыгрывают русские народные
сказки и сказки других народов; с интересом
рассказывают о народных календарных
праздниках, их особенностях.
Нами разработаны научно-методические
рекомендации для воспитателей по патриотическому
воспитанию дошкольников посредством
народной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аникин В.П. Русские народные пословицы,
поговорки, загадки, детский фольклор.
- М.: Учпедгиз, 1957. -240с.
- Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников
к русской национальной культуре // Дошк.
воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
- Беларускiя народныя гульнi.
– Мн., 1993.
- Беларускiя народныя гульнi
у дзiцячым садзе: Дапаможнiк для выхавальнiка/
Склад. З.I. Ермакова, В.М. Шабека.—Мн., 1987.
- Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное
чтение и рассказывание в детском саду.
- М.: Просвещение, 1970. -148с.
- Бородич А.М. Методика социализации детей.
- М.: Просвещение, 1981. -255с.
- Бухвостова С.С. Формирование выразительной
речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Курск: Академия Холдинг, 1976. -178с.
- Валеева Г.Х. Патриотическое
воспитание младших школьников в образовательном
процессе средствами этнопедагогики Автореферат
дис… канд. психол. наук. Магнитогорск,
2003.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.:
Просвещение, 1988. -328с.
- Воспитание детей в старшей группе детского
сада /Сост.: Г.М. Лямина. - М.: Просвещение,
1984. -370с.
- Воронецкая Л. Воспитание гражданина
посредством историко-этнического наследия//
«Пралеска» 2008г.№12, С.35.
- Генералова Н. Русские народные потешки
в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
- Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные
песни как специфический защитный механизм
этноса //Психолого-педагогические проблемы
современного образования //Сборник научных
статей. -Барнаул: БГПУ, 2001. -С.128-133.
- Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка
студентов - будущих специалистов дошкольного
образования :Дис… канд. пед. наук. -Барнаул:
БГПУ, 2000. -183с.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное
// Русское народное поэтическое творчество.
Хрестоматия по фольклористике /Сост.:
Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.
- Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. -Мн.: Университетское, 1988. -
399с.
- Дневник воспитателя: развитие детей
дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко,
Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. -144с.
- Дубiнiн Дз., Дубiнiна Дз. М. Мая родная старонка,
Мiнск, 2000
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование
геральдики // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать
загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.
- Карпинская Н.С. Художественное слово
в воспитании детей (ранний и дошкольный
возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.
- Клименко Г. Использование пословиц и
поговорок в работе с детьми (подготовительная
к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
- Красiла А.I. Праз лiтаратурную спадчыну
– да авалодання роднай мовай. –Мазыр,
2003.-72с.
- Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк.
воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
- Крук I. I. Следам за сонцам. Мiнск, 1998.
- Кудрявцева Е. Использование загадок
в дидактической игре (старший дошкольный
возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Ладутько Л. К, Шкляр С. В.. Познаем мир
и себя. Минск, 2002.
- Мацкевич А.Я. Геральдика - дошкольникам
//Работа с книгой в детском саду /Сост.:
В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение,
1967. -С.46-60.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор.
-М.: Просвещение, 1987. -239с.
- Мухина В.С. Детская психология. -М.: ООО
"Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс",
1999. -315с.
- Народная педагогика и воспитание /Авт.
-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко
М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. -49с.
- Народное искусство в воспитании детей
/Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое
общество России, 2000. -256с.
- Народная спадчына дашкольнiкам/ В.П.
Аберган, А.Н. Лявонава, Т.У. Арлова, М.А.
Калiноуская, Мн., 2002.
- Наш край беларускi: Дапаможнiк для выхавацеляу/Уклад.
Т.А. Шаблоуская. –Мазыр, 2002.
- Никонова Л. Е.. Патриотическое воспитание,
Минск, 1991
- Нiканава Л.Я. Патрыятычнае выхаванне
дашкольнiкау. В кн. Педагогiка у 2 ч., Мiнск
1993, 4.1., с. 50-61.
- Орлова Н. Использование пословиц и поговорок
в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
- Парфенов Л., Козлова С.. Новый патриотизм
// Обруч, 2003 № 6, с. 4-7.
- Путешествие по Стране Загадок /Сост.:
Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
- Романенко Л. Устное народное творчество
в развитии речевой активности детей //
Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
- Русское народное поэтическое творчество
/Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа,
1986. -135с.
- Русское народное творчество и обрядовые
праздники в детском саду /Под ред. А.В.
Орловой. -Владимир.: Академия, 1995. -185с.
- Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа
//Русское народное поэтическое творчество.
Хрестоматия по фольклористике /Сост.:
Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.176-185.
- Сергеева Д. А как речь -то говорит, словно
реченька журчит… (малые фольклорные
жанры в трудовой деятельности дошкольников)
// Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
- Соловьева О.И. Методика социализации
и обучения родному языку в детском саду.
-М.: Просвещение, 1966. -176с.
- Стрельцова Л. Учите детей любить родной
язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.;
№12.-С.101-104.
- Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты
был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника)
// Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
- Тихеева Е.И. Социализацию детей (раннего
и дошкольного возраста). -М.: Просвещение,
1981. -159с.
- Толковый словарь русского языка. –М,
1990.
- Усова А.П. Русское народное творчество
в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.
- Ушакова О. Социализацию детей 4-7 лет
//Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
- Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления
уровня социализации детей старшего дошкольного
возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
- Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого
не порть. Пословицы в рассказах. -М.: Детская
литература, 1977. -32с.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев
В.К. Методика социализации детей дошкольного
возраста. -М.: Просвещение, 1977. -239с.
- Фольклор как средство духовного самосохранения
русского народа //Интеграция общего и
дополнительного образования /Материалы
научно-практической конференции /Сост.:
Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.
- Фольклор - музыка - театр /Под ред. С.М.
Мерзляковой. -М.: Владос, 1999. -214с.
- Хмелюк М. Использование загадок в работе
с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.
- Ходзiць борау па таку. /Склад. Т. А. Барташэвiч,
Мiнск, 1993.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика,
1990. -384с.
- Шинкарь Г., Новикова И. Использование
фольклора в работе с детьми младшего
возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие
от рождения до семи лет. -М.: Просвещение,
1960. -348с.
- Ясева Н.Ю.. Воспитание основ патриотических
чувств у дошкольников.Могилёв, 2000.