Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитывали в  них чувство любви к своей  Родине, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Контрольный эксперимент.

Для определения  эффективности разработанной педагогической технологии воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами народного  музыкального творчества был проведен контрольный эксперимент.

Эксперимент проводился по методике констатирующего  эксперимента. В данном эксперименте диагностировались дети как экспериментальной так и контрольной групп.

 Были выявлены  следующие уровни:

 

Уровень сформированности основ патриотизма

 

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Низкий

7

33%

3

18%

10

48

9

44

Средний

11

52%

13

58%

10

48

11

52

Высокий

3

14%

6

24%

1

4

1

4


 

Сравнительный анализ уровня сформированности знаний детей о социальной действительности "до" и "после" формирующего эксперимента показал следующее.

 

Сравнительная гистограмма уровней сформированности основ патриотизма в контрольной и экспериментальной группах.

 


 

Экспериментальные данные, полученные в результате проведенной  работы, позволили выявить положительную  динамику в патриотическом воспитании старших дошкольников.

 

Таким образом, проанализировав полученные результаты можно констатировать следующее:

1. В экспериментальной  группе произошло значительное  улучшение результатов проявления  у детей интереса к культурному  наследию и чувства сопричастности  региональной национальной культуре. Эти результаты выразились в  следующем:

 дети стали  иметь представления о народном  творчестве своего края, сами  с удовольствием стали петь  народные песни, водить хороводы, играть в народные игры;

в речи стали  активно использовать произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр.), и с  удовольствием рассказывать и обыгрывать русские народные сказки и сказки других народов;

 стали  с интересом рассказывать о  народных календарных праздниках, их особенностях;

 стали  иметь представления о народных  костюмах, играх, песнях, традициях;  дети стали проявлять находчивость, сообразительность при решении  разного рода задач, проблем; 

 сформированная  у детей любознательность стала  выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то  нового, в желании экспериментировать;

2. В экспериментальной  группе увеличилось число детей  с высоким уровнем сформированности с 3 человек до 6; вдвое уменьшилось количество детей с низким уровнем.

3. В контрольной  группе значительных изменений  не произошло. На низком уровне  остался один человек, это произошло  за счет того, что произошло  увеличение количества детей  со средним уровнем. У некоторых  детей данной группы произошли  улучшения в ответах на некоторые  вопросы. Данные этих детей  улучшились за счет того, что  дети экспериментальной группы  в свободной деятельности делились  своими знаниями с детьми контрольной  группы.

4. Произошли  значительные изменения отношения  родителей к воспитанию своего  ребенка и к детскому саду. Таким образом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории семьи, народной культуре, традициям, обычаям, природе родного края не только детей, но и их родителей.

Мы смогли получить такие значимые результаты, вероятно, благодаря тому, что формирование основ патриотизма у детей  осуществлялось в основном не через  запоминание, а путем глубокого  осмысленного восприятия в естественной эмоционально-окрашенной жизнедеятельности  ребенка. Прочному формированию представлений  о Родине способствовало так же и  спиралевидное построение содержания образования, закрепление знаний детей  в разных видах деятельности. Мы постарались создать условия  для эмоционального осознания ребенком знаний, для понимания детьми чередования календарных народных праздников, их специфики, особенностей в зависимости от сезона года.

На развитие прочных представлений оказала  воздействие и мотивационная  готовность детей к познанию. Нами были отобраны разнообразные методы, которые мы использовали для стимулирования интереса к усвоению нового, к активности и самостоятельности. Дети переносили знания в самостоятельную деятельность, в сюжетно-ролевые игры. Анализ воспитательной работы показал, что у детей сформировались первоначальные культурно-исторические представления о жизни и быте народа, национальных праздниках, о народном творчестве, народных играх, которые дети с желанием используют в бытовой жизни и в сюжетной игре. Приобщение детей к культурному наследию оказалось значимым фактором для формирования эмоциональной близости ребёнка с окружающими взрослыми (родителями, педагогами, горожанами, селянами).

 

Благодаря совместному  проведению досуга воспитателей, родителей  и детей, бесед воспитателей с  детьми и их родителями, у последних  повысился интерес к жизни  ребенка, усилилась эмоциональная  близость с ним, положительно изменились внутрисемейные отношения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод  об эффективности разработанных  нами мероприятий по воспитанию у  детей любви к своей малой  Родине средствами фольклора.

Результаты  проявления у детей интереса к  культурному наследию и чувства  сопричастности региональной национальной культуре выразились в следующем:

    • Дошкольники имеют представления о народных костюмах, играх, песнях, традициях;
    • дети имеют представления о народно-прикладном искусстве и промысловой деятельности своего края, сами с удовольствием творят "живую" культуру (рисуют, конструируют, лепят и др.);
    • поют народные песни, водят хороводы, играют в народные игры;
    • в речи активно используют произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр.), знают и с удовольствием рассказывают и обыгрывают русские народные сказки и сказки других народов;
    • с интересом рассказывают о народных календарных праздниках, их особенностях.

Второй задачей  анализа результатов исследования для нас являлась диагностика  профессиональных изменений педагогов, участвующих в опытно-экспериментальной  деятельности по воспитанию патриотизма  детей старшего дошкольного возраста.

Первый блок анкеты составили вопросы на выявление  смысла, который вкладывают педагоги в понятие "патриотизм" старших  дошкольников. Анализ ответов на этот вопрос в начале экспериментального периода показал, что больше половины педагогов затруднялись ответить, "что  такое патриотизм".

По окончании  опытно-экспериментальной работы ответы педагогов качественно изменились. Вероятно, это объясняется тем, что  в течение исследовательской  деятельности педагоги целенаправленно  изучали данную проблему: анализировали  психолого-педагогическую литературу, имеющийся опыт работы по педагогическому  воспитанию; осуществляли апробацию  методов формирования патриотизма; постоянно вели мониторинг за динамикой  воспитанности патриотизма детей  дошкольного возраста; обобщали теоретические  и практические результаты исследования.

В следующем  задании надо было ответить на вопросы  анкеты, направленной на выявление  у педагогов приоритетных задач  воспитания патриотизма. Педагогам было предложено проранжировать пять задач патриотического воспитания. Анализ ответов показал, что самым приоритетным направлением оказалось формирование представления о природе родного края и чувства сопричастности к природе родного края, вторым по важности - формирование представлений о родном доме и чувства сопричастности к нему; третьим - формирование представления о культурном наследии малой родины и чувства сопричастности к нему; четвертым - формирование духовно - нравственных качеств личности: сопереживания, любознательности и др.

Для оптимизации  работы дошкольного учреждения по патриотическому  воспитанию с использованием белорусского фольклора мы подготовили рекомендации и материалы по детскому национальному  фольклору, а также по истории  Беларуси.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование в  целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие  выводы:

В ходе исследования нами установлено, что  проблема патриотического воспитания дошкольников особенно актуальна на современном этапе. В соответствии с действующей «Концепцией эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь» -- создание условий для воспитания духовно развитой личности – одна из главных задач современной системы образования.

Целенаправленное, систематическое и планомерное  использование народного искусства  в патриотическом воспитании позволяет  с раннего детства приобщать  детей к народной культуре, воспитывать  интерес к истории родного  края.

В ходе исследования нами отобраны произведения фольклора, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного  возраста при организации занятий, проведении белорусских народных праздников.

Нами  доказано, что, использование фольклора  способствует приобщению детей к  национальной культуре своего народа. Сравнительный анализ результатов  констатирующего и контрольного этапов эксперимента, позволили нам  количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в  уровне сформированности основ патриотизма  у старших дошкольников благодаря  широкому использованию разнообразных  фольклорных произведений в организации  педагогического процесса.

Результаты  проявления у детей интереса к  культурному наследию и чувства  сопричастности региональной национальной культуре выразились в следующем: Дошкольники  имеют представления о народных костюмах, играх, песнях, традициях; дети имеют представления о народно-прикладном искусстве и промысловой деятельности своего края, сами с удовольствием творят "живую" культуру (рисуют, конструируют, лепят и др.); поют народные песни, водят хороводы, играют в народные игры; в речи активно используют произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр.), знают и с удовольствием рассказывают и обыгрывают русские народные сказки и сказки других народов; с интересом рассказывают о народных календарных праздниках, их особенностях.

Нами разработаны научно-методические рекомендации для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников посредством народной культуры.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. -240с.
  2. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
  3. Беларускiя народныя гульнi. – Мн., 1993.
  4. Беларускiя народныя гульнi у дзiцячым садзе: Дапаможнiк для выхавальнiка/ Склад. З.I. Ермакова, В.М. Шабека.—Мн., 1987.
  5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М.: Просвещение, 1970. -148с.
  6. Бородич А.М. Методика социализации детей. - М.: Просвещение, 1981. -255с.
  7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1976. -178с.
  8. Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики Автореферат дис… канд. психол. наук. Магнитогорск, 2003.
  9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. -328с.
  10. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. -370с.
  11. Воронецкая Л. Воспитание гражданина посредством историко-этнического наследия// «Пралеска» 2008г.№12, С.35.
  12. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
  13. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. -Барнаул: БГПУ, 2001. -С.128-133.
  14. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов - будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. -Барнаул: БГПУ, 2000. -183с.
  15. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.
  16. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
  17. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. -144с.
  18. Дубiнiн Дз., Дубiнiна Дз. М. Мая родная старонка, Мiнск, 2000
  19. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование геральдики // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
  20. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.
  21. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.
  22. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
  23. Красiла А.I. Праз лiтаратурную спадчыну – да авалодання роднай мовай. –Мазыр, 2003.-72с.
  24. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
  25. Крук I. I. Следам за сонцам. Мiнск, 1998.
  26. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
  27. Ладутько Л. К, Шкляр С. В.. Познаем мир и себя. Минск, 2002.
  28. Мацкевич А.Я. Геральдика - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.
  29. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. -239с.
  30. Мухина В.С. Детская психология. -М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. -315с.
  31. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. -49с.
  32. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.
  33. Народная спадчына дашкольнiкам/ В.П. Аберган, А.Н. Лявонава, Т.У. Арлова, М.А. Калiноуская, Мн., 2002.
  34. Наш край беларускi: Дапаможнiк для выхавацеляу/Уклад. Т.А. Шаблоуская. –Мазыр, 2002.
  35. Никонова Л. Е.. Патриотическое воспитание, Минск, 1991
  36. Нiканава Л.Я. Патрыятычнае выхаванне дашкольнiкау. В кн. Педагогiка у 2 ч., Мiнск 1993, 4.1., с. 50-61.
  37. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
  38. Парфенов Л., Козлова С.. Новый патриотизм // Обруч, 2003 № 6, с. 4-7.
  39. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
  40. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
  41. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.
  42. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. -Владимир.: Академия, 1995. -185с.
  43. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.176-185.
  44. Сергеева Д. А как речь -то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
  45. Соловьева О.И. Методика социализации и обучения родному языку в детском саду. -М.: Просвещение, 1966. -176с.
  46. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
  47. Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
  48. Тихеева Е.И. Социализацию детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981. -159с.
  49. Толковый словарь русского языка. –М, 1990.
  50. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.
  51. Ушакова О. Социализацию детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
  52. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня социализации детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
  53. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. -М.: Детская литература, 1977. -32с.
  54. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика социализации детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1977. -239с.
  55. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.
  56. Фольклор - музыка - театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. -М.: Владос, 1999. -214с.
  57. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.
  58. Ходзiць борау па таку. /Склад. Т. А. Барташэвiч, Мiнск, 1993.
  59. Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 1990. -384с.
  60. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
  61. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 1960. -348с.
  62. Ясева Н.Ю.. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников.Могилёв, 2000.
  63.  

Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста