Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

приобщение детей к  культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и  другое;

организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой  ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в  разные сезоны года в связи с приспособлением  к новым жизненным условиям и  ежедневно по необходимости;

На каждом возрастном этапе  проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку  старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать  во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство  собственного достоинства; осознание  себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного  возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Для более эффективной  работы по воспитанию патриотизма детей  старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском  саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами  семьи, подготовленность педагогов  и родителей к решению проблем  воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется  насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем  для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи  выражается в установлении доверительных  деловых контактов с семьями  воспитанников; обеспечении родителей  минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения  с ребенком; обеспечении регулярного  взаимодействия детей, воспитателей и  родителей; вовлечении членов семьи  в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов  к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие  у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального  мастерства, а также способности  к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.3 Фольклор как  средство воспитания личности  ребенка

Фольклор  – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусcтво. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие  образы, темы, мотивы, формы фольклора  возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как  правило, анонимного) творчества и коллективного  художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным  претворением этих традиций в отдельных  произведениях.

Л.С. Выготский  подчёркивал, что сущность процесса развития индивида состоит в его  постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение  особыми "орудиями ума". К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком  и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Родной язык обладает особыми личностно-развиваюшими функциями, выделенная Е. н. Верещагиным и в. г. Костомаровым кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного развития личности (Н. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, в. И. Даль и др.). Народный язык традиционно рассматривается как важнейшая культуроносная сила национального самосознания, поскольку именно в языке народ выражает себя полно и многосторонне (И.И.Срезневский), язык представляет собой "историческую память народа" (Ф.И.Буслаев), в нем отражается "душа народа" (К. Д. Ушинский), морально-этические принципы и идеалы, творческие возможности народа-языкотворца (А. А. Потебня). Таким образом, культурологическая значимость родного языка для развития личности ребенка обусловлена тем, что в нем отражается для дошкольника вся картина мира, "пропущенная через человеческое сознание" (Т. Г. Рамзаева, Е. Н. Смольянинова). К.Д. Ушинский подчеркивал: "Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка". Процесс вхождения ребёнка в языковую культуру начинается в дошкольном детстве. Особая роль в процессе языкового развития принадлежит устному народному творчеству, которое сконцентрировало в себе всё красоту и богатство родного языка. Устное народное творчество, созданное взрослыми для детей, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении, которые теснейшим образом связаны между собой. Это позволяет рассматривать его как значимое средство развития личности ребёнка в целом (К. Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, А. п. Усова, К.И.Чуковский, М.А.Рыбникова, Н.С.Карпинская и другие). В трудах отечественных фольклористов (В. П. Аникин, П. Г. Богатырев, И. И. Кравцов, С.Г. Лазутин и др. ) устное народное творчество (устный фольклор) определяется как совокупность художественных произведений, созданных народом в процессе устного, коллективного, непрофессионального творчества, основанного на традициях. В произведениях устного творчества народа и в деятельности по их исполнению соединяются элементы различных видов искусств: словесного, хореографического, театрального, музыкального. Данная особенность обусловлена "культурным синкретизмом" фольклора (Л.С. Выготский), то есть его слитностью со всеми явлениями жизни и взаимосвязью разных видов и жанров народного искусства. Синтетический характер устного фольклора делает его важнейшим средством развития творчества в разных видах художественной деятельности. В работах по теории фольклора определяются стилевые черты устного творчества как вида народного искусства. Основной из них называется традиционность, которая наиболее ярко проявляется в языковых особенностях. Основу любого фольклорного произведения составляет словесный текст, в котором "слово приобретает действенность закона"(28, с. 202). Традиционность языка дополняется традиционной манерой рассказывания фольклорных произведений, основу которой составляет специфичная "сказовая" интонация, позволяющая передать слушателям художественный образ, подчеркнуть красоту родного языка. Вместе с тем, "следование традиционным нормам при создании или исполнении фольклорных произведений органически, структурально связано с различными видами импровизации" (28, с. 399). Данная особенность обусловлена спецификой устного бытования фольклора, когда тексты рассказываются по памяти, что влечёт бессознательное или сознательное изменение слышанного ранее произведения.. Существенными признаками устного народного творчества являются традиционность текстов и импровизационность деятельности по их исполнению, которые определяются спецификой 'устного бытования фольклора. Это предполагает особое взаимодействие "рассказчика-артиста-автора" со "слушателем-зрителем-участником". Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм произведений устного народного творчества, которые передаются с помощью особых стилистических средств близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям; соответствуют образной структуре сознания дошкольника. Таким образом, в произведениях устного народного творчества заключены большие потенциальные возможности для приобщения детей к народной культуре и, прежде всего, к языковой культуре. Устное народное творчество многообразно по своему составу, К нему относят произведения разных видов и жанров. Многие исследователи утверждают, что сказка, загадка, потешка и прибаутка, являясь наиболее типичными фольклорными жанрами в отношении содержания, композиции и языка, в большей степени соответствуют особенностям восприятия, языковой и коммуникативной компетентности детей 5-8 лет. В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам ознакомления детей с устным творчеством народа. Во многих исследованиях рассматривается обшевоспитательное значение фольклора, устное народное творчество считается важным средством приобщения к народной культуре своей страны. Эта традиция берёт своё начало в работах К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой. Наиболее полно эта проблема была раскрыта в работах А. П. Усовой, которая определила педагогические основы использования русского народного творчества в детском саду. Аналогичные идеи развиваются многими современными педагогами (Г.И.Батурина, Н.Ф.Виноградова, Р.И.Жуковская, Г.Ф.Кузина, О.И.Соловьёва, Е. И. Радина и др.).

Педагоги  отмечают, что в произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание  их возрастных особенностей. «Народная  педагогика еще в глубокой древности, - пишет автор книги «Русский детский  фольклор» М.Н.Мельников, - выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный  период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для  воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых  в раннем возрасте…» [28, с.42].

Калыханкі - песенькі, якія спявае маці для дзіцяці, каб яго ўсыпіць. Назва песні абумоўлена яе выкананнем: спяваецца ў час калыхання калыскі з дзіцем. Калыханкі старажытныя па свайму паходжанню і ўстойлівыя па бытаванню: яны не страцілі сваіх функцый і папулярнасці і ў наш час. Мэта калыханкі - супакоіць дзіця - дасягаецца ўсім яе зместам і манерай выканання: ласкава і пяшчотна заклікаецца дзіця спаць, спасылаючыся пры гэтым на жывёльных персанажаў - "памочнікаў" у хаце, здольных узяць на сябе ўсё ліха, каб дзіця было здаровае. У наступнай калыханцы гучыць своеасаблівая замова:

Пайдзі, коця, на вулку,

А дзіця у  люльку.

На ката варкота,

А на дзіця  дрымота.

На ката безгалоўе.

А на дзіця  здароўе.

На ката ўсё  ліха,

А ты, дзіця, спі  ціха.

Ты, коця, не вурчы,

А ты, дзіця, спі-маўчы.

Самымі распаўсюджанымі персанажамі  беларускіх калыханак апрача ката, як у прыведзенай песеньцы, з'яўляюцца куры, пеўнік, галубы. Г.А.Барташэвіч слушна заўважыла: "Надзвычайная напеўнасць, пяшчотнасць у калыханках ствараецца паўтарэн-нем асобных слоў, гукаў, ужываннем слоў з памяншальна-ласкальнымі суфіксамі. Не апошняе месца тут належыць і гукаперайманню. Бадай што самымі распаўсюджанымі паўторамі ў калыханках з'яўляюцца алітэрацыі і асанансы

Для самых  маленьких, еще в пеленках, - незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек. К головке, к его улыбке и агуканью. По сути, этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием, легким сжиманием тельца…

К концу колыбельного возраста ребенку поют прибаутки, которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их назначение – сосредоточить внимание на содержании, тем самым, развивая ум ребенка:

Лады, лады, ладкі.

Паедзем да бабкі,

Паедзем да бабкі

Па цёплую шапку,

Па новыя  боты

Харошай работы,

Па цёпленькі  кажушок,

Па кілбаску у мяшок...

 

«Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью  здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность  ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес  к животному миру, огромное значение игры для его развития… - все эти  черты детской психики нашли  свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала» (34, с.45).

В фольклоре  каждому возрасту соответствуют  свои жанры, свой репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в  процесс собственно детского творчества. Этому периоду детства свойственны  считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность. Вот один из примеров:

- Бегаў бай  па сцяне

У чырвоным каптане.

Добрая мая казка ці не?

- Добрая.

- Як табе  добрая, то і мне добрая.

 

Бегаў бай  па сцяне

У чырвоным каптане.

Добрая мая казка ці не?

- Ну, добрая.

- Як табе  добрая, то і мне добрая.

 

Бегаў бай  па сцяне

У чырвоным каптане.

Добрая мая казка ці не?

- Ай, ідзі  ты.

Известно, что  существовала строгая возрастная саморегуляция  в жизни деревенских ребятишек. Они объединялись в определенные группы, которые имели в некоторых  местах и свои названия – «младшие», «середёны», «старшие». Здесь соблюдалось  неписаное правило: что было дозволено  одним, не дозволялось другим.

Есть жанры  и для поры вступления в зрелость. Типичный жанр неженатой молодежи – хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния.

В древности  молодежи поручалась определенная миссия в земледельческой магии. Следы  этого сохранились, например, и в  форме вождения хороводов (многие рисунки  хороводов близки древней символике  космических сил: круг, спираль, волнистая  линия…), и в самом отношении  молодежи к хороводам как важному, обязательному и сокровенному, а  не только развлекательному времяпровождению. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого  жеста, совместного пения. Девушки  в праздничных костюмах демонстрировали  свое рукодельное мастерство.

В игровых  формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых  главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж  мы сеяли ленок» (31, с.45, 47).

У гульні-карагодзе "Заінька" у сярэдзіне карагоднага  кола вядучы - "зайчык" імкнецца выскачыць  з кола і пры заканчэнні песні ("А пайдзі, наш зайка, ў скокі, ў бокі, //Запляшы, наш зайка, да ў  далонкі"), калі ўсе павінны пляскаць у далоні, ён хапае каго-небудзь  з кругу і становіцца на яго  месца, а той замяняе яго. Заінька - галоўны персанаж і карагоднай гульні 'У садочку", але ён спачатку ходзіць за кругам, потым пад песню  ўваходзіць у круг, танцуе, пад словы "Заінька, выбірай" выбірае каго-небудзь  з круга, і той становіцца зайчыкам. У карагодзе "Казёл" дзяўчынкі, узяўшыся за рукі, утвараюць кола, вядуць карагод, а адна ў сярэдзіне кола - казелінька - імітуе пад песню, як скачуць  бабулькі, мужчынкі, дзевачкі, хлопчыкі і, нарэшце, казёл.

 

Воспитание  подрастающих членов общины входило  в повседневность с ее ритмом труда  и праздника, с ритмом возрастных переходов. Дети были вовлечены в  трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми леи становилась нянькой своих  младших братьев и сестер, и  вот уже она сама – исполнительница  колыбельных, пестушек, потешек…Мальчик  того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда  навыки изготовления нехитрых пастушеских  музыкальных инструментов и игры на них. Во многих обрядах дети принимали  специальное участие – колядовали, закликали весну. В некоторых  деревнях на свадьбе в ритуале  продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни.

Так, следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность растущего  человека; приобретал он и специальные  навыки, без которых его существование  было бы неполноценным и даже невозможным.

Мастрество  воспитателя ярче всего проявляется  в организации самостоятельной  деятельности дететей. Как направить  каждого ребенка на полезную и  интересную игру, не подавляя его активности и инициативы ? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов  и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при  знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра  открытых занятий, игр) обнаруживают новые  приемы руководства и оформления игровых зон и механически  переносят их в свою работу, не получая  при этом желаемого результата.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста