Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений
за состоянием объектов в разные сезоны
года, организация сезонного
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
На каждом возрастном этапе
проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности.
Патриотизм применительно к ребенку
старшего дошкольного возраста определяется
нами как его потребность
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей
детского сада с членами семьи
выражается в установлении доверительных
деловых контактов с семьями
воспитанников; обеспечении родителей
минимумом психолого-
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические
условия взаимосвязаны и
Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусcтво. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие
образы, темы, мотивы, формы фольклора
возникают в сложном
Л.С. Выготский
подчёркивал, что сущность процесса
развития индивида состоит в его
постепенном вхождении в
Педагоги отмечают, что в произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. «Народная педагогика еще в глубокой древности, - пишет автор книги «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников, - выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…» [28, с.42].
Калыханкі - песенькі, якія спявае маці для дзіцяці, каб яго ўсыпіць. Назва песні абумоўлена яе выкананнем: спяваецца ў час калыхання калыскі з дзіцем. Калыханкі старажытныя па свайму паходжанню і ўстойлівыя па бытаванню: яны не страцілі сваіх функцый і папулярнасці і ў наш час. Мэта калыханкі - супакоіць дзіця - дасягаецца ўсім яе зместам і манерай выканання: ласкава і пяшчотна заклікаецца дзіця спаць, спасылаючыся пры гэтым на жывёльных персанажаў - "памочнікаў" у хаце, здольных узяць на сябе ўсё ліха, каб дзіця было здаровае. У наступнай калыханцы гучыць своеасаблівая замова:
Пайдзі, коця, на вулку,
А дзіця у люльку.
На ката варкота,
А на дзіця дрымота.
На ката безгалоўе.
А на дзіця здароўе.
На ката ўсё ліха,
А ты, дзіця, спі ціха.
Ты, коця, не вурчы,
А ты, дзіця, спі-маўчы.
Самымі распаўсюджанымі
Для самых маленьких, еще в пеленках, - незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек. К головке, к его улыбке и агуканью. По сути, этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием, легким сжиманием тельца…
К концу колыбельного возраста ребенку поют прибаутки, которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их назначение – сосредоточить внимание на содержании, тем самым, развивая ум ребенка:
Лады, лады, ладкі.
Паедзем да бабкі,
Паедзем да бабкі
Па цёплую шапку,
Па новыя боты
Харошай работы,
Па цёпленькі кажушок,
Па кілбаску у мяшок...
«Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала» (34, с.45).
В фольклоре
каждому возрасту соответствуют
свои жанры, свой репертуар. Как только
ребенок научается говорить, начинает
активно двигаться, он включается в
процесс собственно детского творчества.
Этому периоду детства
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность. Вот один из примеров:
- Бегаў бай па сцяне
У чырвоным каптане.
Добрая мая казка ці не?
- Добрая.
- Як табе добрая, то і мне добрая.
Бегаў бай па сцяне
У чырвоным каптане.
Добрая мая казка ці не?
- Ну, добрая.
- Як табе добрая, то і мне добрая.
Бегаў бай па сцяне
У чырвоным каптане.
Добрая мая казка ці не?
- Ай, ідзі ты.
Известно, что существовала строгая возрастная саморегуляция в жизни деревенских ребятишек. Они объединялись в определенные группы, которые имели в некоторых местах и свои названия – «младшие», «середёны», «старшие». Здесь соблюдалось неписаное правило: что было дозволено одним, не дозволялось другим.
Есть жанры и для поры вступления в зрелость. Типичный жанр неженатой молодежи – хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния.
В древности молодежи поручалась определенная миссия в земледельческой магии. Следы этого сохранились, например, и в форме вождения хороводов (многие рисунки хороводов близки древней символике космических сил: круг, спираль, волнистая линия…), и в самом отношении молодежи к хороводам как важному, обязательному и сокровенному, а не только развлекательному времяпровождению. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство.
В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок» (31, с.45, 47).
У гульні-карагодзе "Заінька" у сярэдзіне карагоднага кола вядучы - "зайчык" імкнецца выскачыць з кола і пры заканчэнні песні ("А пайдзі, наш зайка, ў скокі, ў бокі, //Запляшы, наш зайка, да ў далонкі"), калі ўсе павінны пляскаць у далоні, ён хапае каго-небудзь з кругу і становіцца на яго месца, а той замяняе яго. Заінька - галоўны персанаж і карагоднай гульні 'У садочку", але ён спачатку ходзіць за кругам, потым пад песню ўваходзіць у круг, танцуе, пад словы "Заінька, выбірай" выбірае каго-небудзь з круга, і той становіцца зайчыкам. У карагодзе "Казёл" дзяўчынкі, узяўшыся за рукі, утвараюць кола, вядуць карагод, а адна ў сярэдзіне кола - казелінька - імітуе пад песню, як скачуць бабулькі, мужчынкі, дзевачкі, хлопчыкі і, нарэшце, казёл.
Воспитание
подрастающих членов общины входило
в повседневность с ее ритмом труда
и праздника, с ритмом возрастных
переходов. Дети были вовлечены в
трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми
леи становилась нянькой своих
младших братьев и сестер, и
вот уже она сама – исполнительница
колыбельных, пестушек, потешек…Мальчик
того же возраста шел в подпаски
и усваивал вместе с навыками труда
навыки изготовления нехитрых пастушеских
музыкальных инструментов и игры
на них. Во многих обрядах дети принимали
специальное участие –
Так, следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность растущего человека; приобретал он и специальные навыки, без которых его существование было бы неполноценным и даже невозможным.
Мастрество воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности дететей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы ? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.
Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста