Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Пойдзем к другому.

(Ідуць па зале, дзе стаіць  стол, гучыць беларуская полька)

ІІ. Раптам выскоквае ВОЎК. Усе яго палохаюцца.

Воўча: - О якая смачная вячэра да мяне завітала. З каго пачынаць?

Каза: - Пачакай трошачкі, воўча. Лепей адкажы нам, ад чаго ў  цябе, воўча, лапы крывыя?

Воўча: - Лапы крывыя -

Жар заграбаць.

Каза: -А чаго ў цябе, воўча,

Хвост бухлаты?

Воўча: - Хвост бухлаты -

Печ вымятаць.

Каза: -Ад чаго ў цябе, воўча,

Язык шырокі?

Воўча: -Язык шырокі -

Пірагі садзіць

Каза: -Ад чаго ў цябе, воўча,

Лоб шырокі?

Воўча: - Лоб шырокі -

Печ засланяць.

Каза: - Ад чаго ў цябе, воўча,

Зубы крывыя?

Воўча: - Зубы крывыя -

Цябе з'есці.

(Воўк кідаецца на казу. Каза валіцца на падлогу, нібыта памірае. Напалоханы воўк уцякае).

Цыгане: - Што здарылася, госці? Хіба ж наша каза памерла? Трэба хутка  яе ажывіць, а інакш сонейка да нас не завітае, вясна-красна не пачнецца, ураджаю добрага не будзе. Ці згодны вы нам дапамагчы?

Госці: Так, згодны.

Цыгане: - Ну калі так, то мы зараз паспяваем (частушкі) прыпеўкі, а потым усе разам патанцуем беларускую народную польку.

Фанаграма песні "Спявайце цыгане".

Цыган: Ой, але ж Каза яшчэ не ачнулася. Можа, разам з вамі, госці, скажам замову:

"Ты, стара казіца, устань  ды расхадзіся

Устань ды развесяліся" - 3 р.

(Каза не устае)

Гаспадар падыходзіць  да Казы і гаворыць:

А можа Каза пажадае ўзятку.

Вось рэшата жыта, каб каза была сыта.

Гаспадынька: - А замест аўса паверх каўбаса.

Гаспадар: Кусок сала, каб  каза ўстала.

Каза ўстае...

Усе разам, под музыку прытанцоўваюць польку.

Каза: Ой, замарылася каза! Ой, трэба адпачыць.

Голас каляды (з-за сцэны) - Не козачка, пачакай, ды ад нас не ўцякай. Хіба ты забылася, чаго ад цябе чакаюць  госці. Ты павінна зрабіць надыходзячы  год шчаслівы, ураджайным, цёплым, вяселым  і сказаць для гэтага сваю замову.

Каза: - Добра. Калі так -

Дам трошкі жыта

Для добрабыту.

(Ідзе і бярэ рэшата  з жытам, ходзіць па зале  і рассыпае жыта). У гэты час  госці гавораць:

Госці: Го-го-го, каза, го-го-го, шэра.

Дзе каза ходзе, там жыта родзе.

Дзе каза рогам, там жыта стогам.

Дзе каза хвастом, там жыта кустом.

Дзе каза нагой, там жыта капой.

Дзе каза бывае, там шчасце вітае.

Го-го-го каза, го-го-го, шэра.

Каза (рассыпаючы жыта):

Святкуем Калядкі -

Лавіце зярняткі.

Лавіце рукой, каб добры быў настрой!

Каб моцна грэла сонца -

Кіну ў аконца.

Майце ўсяго даволі, а бяды ніколі.

Нікога не хвалюйце, усім цяпло даруйце.

Механоша: Дзякуй, козачка, ад усіх нас. А зараз пойдзем калядаваць далей.

(Пад фанаграму "Бывайце  здаровы" танцуем "Ручаек", заканчваем свята).

«БАГАЧ»

Сцэнарый  этнаграфiчнога свята для дзяцей

Зала упрыгожана сялянскiмi ручнiкамi, посцiлкамi, рэчамi народнага быту. Пасярод стаiць на стале сноп жыта . Гучыць беларуская народная мелодыя. У залу уваходзяць дз6ецi i уладкойваюцца на лавах. На сярэдзiну выходзiць гаспадыня у беларускiм адзеннi.

Гаспадыня. Шаноуныя госцi! Сёння мы запрасiлi вас на анаша свята.

У мiнулым людзi адзначалi яго тады, калi апошнi сноп быу дажаты.Гэты сноп урачыста прыносiлi у хату, абмалочвалi, а зерне ссыпалi у кубак. Прымацоувалi свечку, якую запальвалi. Такiм чынам рабiуся «Багач», якога насiлii ад аднаго двара да другога.(Да снапа падбягаюць дзяучынкi i хлопчыкi.)

Хлопчык.

Пагляджу вакол – 

Поле каласiцца,

Ураджай наш, ураджай,

Золата-пшанiца.

Дзяйчынка.

Гаварыла поле шырокае,

Жыта яравое:

-- Жнейкi, жнейкi мае маладыя,

Сярпы залатыя.

Прыходзьце да мяне заутра рана,

Каб я не дажатая не стаяла,

Не хачу я у полi стаяуi,

Па-ранейшаму каласамi махацi.

А толькi хачу у полi стагамi

А у гумне капамi.

Песня «Ураджай»

У залу уваходзiць группа жанчын

Жанчына

Радзi Божа жыта,

Радзi i пшанiцу.

На другое лета,

Лепшае за гэта.

Пакрыла нiуку

На добрую спажыуку.

Парадзi божа

Наша збожжа.

Танец «Каласкi»

Гаспадыня да гасцей:

Нешта вы засумавалi, адгадайце загадкi:

Маленiкi, гарбаценькi

Усе поле абскача. (серп)

Ледзь вецер разгуляецца

Яно закалыхаецца

Шумiць вакол, хвалюецца,

А хлебароб любуецца. (Жыта)

Па полi ходзiць, сам жнее i малоцiць.(камбайн)

Гульня  з бацькамi «Збор каласкоу»

Гаспадыня.

Ой, якая багатая восень!

Усё у яе удалося,

Жыта у трубы павялося.

А авёс, як тын, парос

А ячмень палёг на пляцень,

А пшанiца, як бруснiца,

А грэчачка, як кветачка.

Песня «Восень»

Гаспадыня.

А вось, здаецца, сама Восень да нас завiтала.

Ой, Восень, восень сцюдзёная, чаму ты рана расхаладалася?

Восень

Яне раненька, я не раненька

Як мая пара прыйшла  – 

Лiсточак упау, зямельку услау.

Вось колькi лiстоу у мяне. Давайцй патанцуем з iмi.

Танец з лiсточкамi.

Восень.

Дзецi увосень паспявае вялiкi ураджай гароднiны.

Бульбу i гароднiну збiрабць з поля i прывозяць на склады, у магазiны. Давайце i мы дапаможам працаунiкам у гэтым.

Гульня «Перавязi ураджай»

Гаспадыня.

Восенню у лесе цёплае надвор,е—вырастае шмат грыбоу. Вось i у нас вырасла шмат грыбоу. Давайце iх пазбiраем.

Гульня «Грыбочкi»

Гаспадыня.

А восi ужо i жнейкi вяртаюцца.

Жнейкi.

Добры дзень, гаспадыня!

Гаспадыня. Добры дзень, жнейкi!

Жнейкi. Прымi ад нас каравай з новаго ураджаю. Чым хата багата, тым i рада.

Частуюць усiх караваем i гароднiнай.

ПРИЛОЖЕНИЕ C.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для воспитателей

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

Окружающие предметы, впервые  пробуждающие душу ребенка, воспитывающие  в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет  детям с самого раннего возраста понять, что они – часть белорусского народа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как  нигде сохранились особенности  черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представление  о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей  с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем  их к общечеловеческим нравственным ценностям. В народном фольклоре  каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая  заботу, нежность, веру в благополучное  будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные  жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях  устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного  и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные  веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными  изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно  связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей  с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор  объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому  воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические  особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо  выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь  родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много  заводов, фабрик, высотных домов, широких  проспектов. Другой город славен своим  революционным прошлым, памятниками  старины.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.

Труд в каждой местности  тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой –  животноводов, овощеводов, в третьей  – рыбаков, хлеборобов и т.д. Замечательно и неповторимо народное творчество. Необходимо познакомить детей с  изделиями из глины, дерева, белорусской  вышивкой, ткаными изделиями.

В старших группах уже  можно так строить работу, чтобы  каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

- в родном краю могут  жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного. Эстетического, а также физического воспитания.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  D

Таблица 1. Результаты констатирующего  эксперимента (экспериментальная группа)

п/п

Фамилия, имя ребенка

Баллы

1

Арно Саша

1

1

1

1

1

1

1

1

8

2

Аверкин Рома

3

1

3

3

2

1

1

1

15

3

Буклеев Максим

3

2

3

3

2

1

1

1

16

4

Галкина Катя

3

3

3

3

2

2

1

1

18

5

Демин Сергей

3

2

3

3

2

1

1

1

16

6

Дмитриеева Оля

3

2

3

3

2

2

1

2

18

7

Джалеев Саша

2

2

2

3

2

1

1

1

14

8

Жирнова Варя

3

3

3

3

2

2

2

2

20

9

Загидулина Линдана

3

1

1

1

1

1

1

1

10

10

Иванов Леша

3

2

2

3

2

2

2

2

18

11

Кадина Лиза

3

2

3

3

2

1

1

1

16

12

Маркина Настя

3

2

3

3

2

2

2

3

20

13

Моисеев Ваня

3

1

1

1

1

2

1

1

11

14

Науменко Ангелина

3

2

2

3

3

3

3

1

20

15

Мягков Кирилл

2

2

2

3

3

2

1

1

16

16

Шахрай Руслан

3

1

1

1

2

3

3

1

15

17

Сюкрева Катя

2

1

2

1

1

2

1

1

11

18

Милихина Даша

1

1

1

3

2

3

1

1

13

19

Журавлев Влад

3

3

3

3

3

1

1

1

18

20

Крылова Настя

2

1

2

2

2

2

1

1

13

21

Воробей Кирилл

2

1

2

2

1

1

2

2

13

Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста