Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в
этот период дети с поразительной
быстротой и активностью
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог
– народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. накормить:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капусту,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.
Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.
Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!..»; «Чики, чики, чикалочки...»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу».
Научившись
различать вариативность
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Но этим не
исчерпывается глубина
— пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Наряду с
песенками, созданными специально для
маленьких, в круг детского чтения уже
давно вошли отрывки из лирических,
обрядовых, хороводных, скоморошьих
песен — это золотой фонд, любовно
сохраненный предшествующими
Маша...», «Ладушки...», «Огуре-чик...» — до белого стиха — «Солнышко катилось ко западу...», «Ты трава ли моя, травушка...»); интонацией (от ласковой лирической — «Потя-гунушки, потягунушки...» — до юмористической —
«Ты умница, разумница...»).
Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых.
Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных произведений программой детского сада должно быть предусмотрено ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки «Теремок» добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки «Зимовье»; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки «Привередница» ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки «Гуси-лебеди».
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их.
Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.
Эта внутренняя активность—«жизнь вместе с героем»—как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.
Рассказывать
сказку надо неоднократно. При первом
прослушивании впечатления
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых.
Для такого ребенка,
прослушавшего после первого
рассказывания взволнованные
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).
У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой.
Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.
Присказок сложено много, например:
За ступенькою ступенька —
Станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько —
Будет песенка.
А колечко на колечко —
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Широко используются и нестихотворные присказки вроде:
«На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки.
По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет :— песню заводит, вниз идет — сказки сказывает.
Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди».
Присказка может иметь и такую концовку: «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».
В качестве присказок могут быть использованы и потешки: «Из-за леса, из-за гор..» и др.
Новую сказку лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми
— присказкой новой, интересной и забавной.
Заканчивать сказку можно широко известными концовками: «Тут и сказке конец, кто дослушал — молодец»; «Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя» или:
Так они живут,
Пряники жуют,
Медом запивают.
Нас в гости поджидают.
И я там был,
Мед, пиво пил,
По усам оно бежало,
В рот ни капли не попало.
Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы:
«Так-то! Смелость города берет!» или «Сам погибай, а товарища выручай!» и др. Такая концовка закрепит впечатление от услышанного.
Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей.
Как показал
опыт, выразительные рассказывания,
беседы о героях сказок, о чувствах,
которые они испытывают, о трудностях,
которые им приходится преодолевать,
рассматривание иллюстраций, игры в
сказки — все это значительно
развивает эмоциональную
Фольклористы, этнографы, а также ученые-диктаты, занимающиеся исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей. Так называется и специальное исследование Г.Н.Волкова, посвященное и этой отрасли науки, и сферам влияния народного воспитания, и фольклору как сокровищнице народной педагогики.
Культура белорусского народа наиболее ярко выражена в традиционных видах народного творчества: играх, обрядах, сказках, песнях, танцах, праздниках. Произведения народного искусства радуют нас не только своей красотой, художественным оформлением, но всегда обязательно имеют и воспитательное значение.
Каждый человек должен знать свой родной язык, должен уметь петь народные песни, танцевать народные танцы, знать, как из века в век праздновали праздники в нашем крае, любить родные места, свою родину – Беларусь.
Приобщение детей к национальной культуре происходит через ознакомление с родным краем, белорусскими традициями, фольклором, через воспитание любви к родным, к дому, развитие чувства гражданственности и любви к Родине.
Экспериментальная работа осуществлялась нами в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Его основной целью являлась диагностика знаний старших дошкольников о своей стране; степени включённости детей в народные игры, праздники, обряды. Кроме того, нами исследовалось готовность педагогов к организации патриотического воспитания дошкольников и их педагогические знания и умения.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
В исследовании приняли участие 42 ребенка 5-6 лет, 3 воспитателя.
С целью изучения уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста мы провели диагностическое обследование.
При диагностике уровня сформированности патриотического воспитания старших дошкольников мы учитывали программные требования и разработали критерии оценки. Ими стали знания детей о своей стране, умения и интересы детей.
Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста