Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91
Для оценки знаний детей мы провели индивидуальные беседы. Примерные вопросы: В какой стране ты живешь? Что ты знаешь о Беларуси? Умеешь ли ты разговаривать по-белорусски? В каком городе ты живешь? Какие памятники, исторические места есть в твоем городе? Как называют людей, которые живут в Беларуси? Какие ты знаешь народные праздники, как они отмечаются?
Какие праздники проводятся у вас в саду? В каких праздниках ты участвовал? У нас скоро будет белорусский народный праздник. Хотел бы ты в нем участвовать?
Для уточнения
уровня сформированности патриотического
воспитания (знаний и умений детей)
было проведено анкетирование
Воспитатели
оценили знания и умения детей
по предложенным критериям, отнеся каждого
ребенка к определенному
Оценка уровня патриотической воспитанности детей производилась по следующей шкале оценок (табл. 1).
Таблица 1.
Уровень |
Показатели |
Низкий |
Поверхностные знания о родной стране. Наличие коммуникативного барьера, напряженности в общении, отсутствие стремления участвовать в мероприятиях (в народных праздниках, играх и. т. д.). Отсутствие интереса к истории Родины, народным традициям, нежелание изучать белорусский язык |
Средний |
Неполные знания о родной стране, желание изучить родной язык, историю Родины; Неустойчивый интерес к |
Высокий |
Глубокие знания о своей стране, владение белорусским языком. Устойчивый интерес к истории Родины, народным традициям, активное участие в народных играх и праздниках. |
Результаты констатирующего эксперимента представлены в Приложении D.
Таблица 2.
Уровень сформированности основ патриотизма
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Низкий |
7 |
33% |
10 |
48% |
Средний |
11 |
52% |
10 |
48% |
Высокий |
3 |
14% |
1 |
4% |
Результаты констатирующего эксперимента показали, что основная часть детей имеет представления о своей Родине, а также желание и интерес к участию в народных играх и праздниках. Вместе с тем, 33% экспериментальной и 48% контрольной группы имеют низкий уровень знаний и умений и не проявили интереса к предложенной им деятельности.
Исходя, из анализа результатов ответов на поставленные вопросы мы сделали следующие выводы:
1.Работа по патриотическому воспитанию детей данных групп сведена лишь к формированию у ребят знаний о стране, в которой они живут.
2.У детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного города и края; представления о наиболее значимых событиях и традиция города.
3.В группе не создана среда, которая смогла бы способствовать формированию в растущем человеке гражданской позиции: внутреннее убранство помещений, где находятся дети, не включает элементы народной культуры
4.Слабо поставлена работа, направленная на приобщение родителей и их детей к традициям народа.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам спланировать методику формирующего этапа эксперимента
Второй этап
нашего исследования заключался в проведении
формирующего эксперимента. На этом этапе
нами был апробирован комплекс педагогических
условий патриотического
При организации формирующего эксперимента мы использовали различные методы работы: занятия групповые и индивидуальные, игры, развлечения.
Начали мы с организации окружающей среды в группе, так как окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Поэтому для развития чувства патриотизма у дошкольников мы оборудовали “белларускі куток” в группе.
Во-вторых, мы стали следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. во время занятий и свободной игровой деятельности. В устном народном творчестве сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщали их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Об этом мы говорили с детьми во время обсуждения народных сказок. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Сказки “Лёгкий хлеб”, “Ховрошечка”.
Во время формирующего эксперимента мы провели
Занятия по ознакомлению с окружающим:
Занятия по развитию речи и ознакомлению с произведениями искусства
Занятия мы проводили с использованием кукол ручного театра, в игровой форме. На каждом занятии предусматривалось повторение ранее изученного. Перед занятием проводилась предварительная работа.
Большую часть нашей экспериментальной работы мы организовывали вне занятий. В календарно-тематические планы были внесены дополнения: введены белорусские игры и хороводы во время прогулок и на физкультурных занятиях, в работу по речевому развитию – ознакомление с малыми формами фольклора (см. Приложение 1), чтение белорусских народных сказок.
При подготовке мы использовали
произведения белорусского фольклора,
которые рекомендовали
Казкі, калыханкі, забаўлянкі, заклічкі, прыгаворы, песні:
“Белы зайчык, шэры воўк,” “Чаму мядзведзь хваста не мае,” “Каза-дзераза;”
“Ходзіць
певень па капусце,” “А ты,
коцік, не хадзі,” “Люлі-люлі-
“Коці, коці лапкі,” “Кую, кую ножку,” “Чы-чы-чы! Сарока,” “Мышка, мышка, дзе была?,” “Ішлі козы рагатыя;”
“Камар лазню тапіў,” “Касы заяц, касы заяц, ” “Сядзіць сыч на капе,” “Сядзіць камар на дубочку,” “Ты каза, каза,” “Ого-го, каза,” “Каза мая белая,” “У ката-варката.”
Прыказкі і прымаўкі, скарагаворкі і загадкі
Лічылкі і дражнілкі:
“Бег сабака цераз мост,” “Ішла курка па таку,” “Бегла курка па таку,” “Саломіна паломана,” “Заяц-месяц,” “Плыла жаба па вадзе,” “Доры-доры памідоры,” “Агурэчак, агурэчак;”
“Юрка-курка,” “Жук, жук, дзе твой дом?,” “Бусел, бусел, клекатун,” “У чырвоных ботах.”
Гульні і карагоды: “Мядзведзь, мядзведзь,” “Божая кароўка,” “Скок-паскок,” “Мурашкі, мурашкі;” “Верабей,” “Казёл,” “Яшчур,” “Грушка,” “Грушка,” “Воўк,” “Пастух і авечкі,” “У ворана,” “Гусак,” “Арол,” “У ката і мышку,” “Ліскі
Мы считаем, что большое место в приобщении детей к народной культуре, в воспитании патриотизма должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Одной из форм работы по ознакомлению дошкольников с историей белорусского народа, традициями, особенностями характера белорусов мы выбрали проведение праздников в детском саду.В ходе формирующего эксперимента были подготовлены и проведены 3 досуга-развлечения для детей: «Осенние оспожинки или сказка с огородной грядки», «Каляды», «Багач». (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). В их организации приняли активное участие дети экспериментальной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Мы выбрали народные белорусские праздники «Багач» и «Каляды», так как они по содержанию наиболее доступты и понятны детям дошкольного возраста. При подготовке и проведении праздников дети знакомились не только с музыкально-литературным, игровым фольклором, но и предметами декоративно-прикладного искусства (народный костюм, бытовая утварь и др.), которые являются неотъемлемой частью каждого белорусского народного праздника. Педагоги в процессе подготовки давали детям представления об особенностях праздника, помогали установить связь с сезонными изменениями в природе, характером труда и отдыха человека, а также важными для него датами и событиями.
Календарные
народные праздники - уникальная возможность
для детей и взрослых ежегодно
погружаться в мир одних и
тех же народных песен, танцев, обрядов,
игр. Праздники позволяют в
«Народность» праздника, т.е. участие всего народа - от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.
К проживанию календарного праздника детей мы готовили в течение определенного времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.
Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.
Календарные праздники - это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению народного музыкального творчества, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.
Параллельно с работой по знакомству детей с народным музыкальным творчеством мы составили тематический план по ознакомлению детей с родным городом. Данная работа проводилась на занятиях по ознакомлению с окружающим и в разнообразных видах совместной деятельности детей и педагогов. В проведении данной работы, мы также старались использовать народное творчество.
Игры, также
как и занятия, способствуют решению
задач патриотического
Не оставили мы без внимания и работу с родителями, т.к огромная роль в воспитании у детей любви к своей малой Родине принадлежит именно семье. С родителями был проведен праздник «Каляды».
С народным творчеством дети экспериментальной группы знакомились на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывала интерес детей, приносила им радость, создавала хорошее настроение, снимала чувство страха, беспокойства, тревоги - словом, обеспечивала эмоционально-психологическое благополучие. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладали большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомились с жизнью и бытом берусского народа, с образцами народного музыкального творчества. На занятиях в доступной форме рассказывали детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял - неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Произведения
русского и белорусского музыкального
и устного народного
Широко использовали мы в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучала при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащало музыкально-ритмические движения детей, отводило их от трафарета и придавала движениям определенную окраску.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастала, если ознакомление с ними осуществлялось на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми мы добивались, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В ряде случаев мы использовали взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включалась в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создавали декоративные композиции по мотивам народных промыслов.
Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста