Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Для оценки знаний детей мы провели  индивидуальные беседы. Примерные вопросы:  В какой стране ты живешь? Что  ты знаешь о Беларуси? Умеешь ли ты разговаривать  по-белорусски? В каком городе ты живешь? Какие памятники, исторические места есть в твоем городе? Как называют людей, которые живут в Беларуси?  Какие ты знаешь народные праздники, как они отмечаются?

Какие праздники проводятся у вас  в саду? В каких праздниках ты участвовал? У нас скоро будет  белорусский народный праздник. Хотел  бы ты в нем участвовать?

Для уточнения  уровня сформированности патриотического  воспитания (знаний и умений детей) было проведено анкетирование воспитателей.

Воспитатели оценили знания и умения детей  по предложенным критериям, отнеся каждого  ребенка к определенному уровню.

Оценка уровня патриотической воспитанности детей  производилась по следующей шкале  оценок (табл. 1).

 

Таблица 1.

 

Уровень

Показатели

Низкий

Поверхностные знания о родной стране.

Наличие коммуникативного барьера, напряженности  в общении, отсутствие стремления участвовать  в мероприятиях (в народных праздниках, играх и. т. д.).

Отсутствие интереса к истории  Родины, народным традициям, нежелание  изучать белорусский язык

Средний

Неполные знания о родной стране, желание изучить родной язык, историю  Родины;

Неустойчивый интерес к истории  Родины.

Высокий

Глубокие знания о своей стране, владение белорусским языком.

Устойчивый интерес к истории  Родины, народным традициям, активное участие в народных играх и  праздниках.


 

Результаты  констатирующего эксперимента представлены в Приложении D.

Таблица 2.

Уровень сформированности основ патриотизма

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

7

33%

10

48%

Средний

11

52%

10

48%

Высокий

3

14%

1

4%


 

Результаты  констатирующего эксперимента показали, что основная часть детей имеет  представления о своей Родине, а также желание и интерес  к участию в народных играх  и праздниках. Вместе с тем, 33% экспериментальной  и 48% контрольной группы имеют низкий уровень знаний и умений и не проявили интереса к предложенной им деятельности.

Исходя, из анализа  результатов ответов на поставленные вопросы мы сделали следующие  выводы:

1.Работа по патриотическому воспитанию детей данных групп сведена лишь к формированию у ребят знаний о стране, в которой они живут.

2.У детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного города и края; представления о наиболее значимых событиях и традиция города.

3.В группе не создана среда, которая смогла бы способствовать формированию в растущем человеке гражданской позиции: внутреннее убранство помещений, где находятся дети, не включает элементы народной культуры

4.Слабо поставлена работа, направленная на приобщение родителей и их детей к традициям народа.

Результаты  констатирующего эксперимента позволили  нам спланировать методику формирующего этапа эксперимента

2.2 Использование  фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников

Второй этап нашего исследования заключался в проведении формирующего эксперимента. На этом этапе  нами был апробирован комплекс педагогических условий патриотического воспитания средствами фольклора, проверялась  эффективность внесенных нами в  образовательный процесс изменений, в частности, опытно-экспериментальное  построение патриотического воспитания на основе традиций народной педагогики с учетом возрастных особенностей дошкольников.

При организации формирующего эксперимента мы использовали различные методы работы: занятия групповые и индивидуальные, игры, развлечения.

Начали мы с организации  окружающей среды в группе, так  как окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Поэтому для развития чувства патриотизма у дошкольников мы оборудовали “белларускі куток” в группе.

Во-вторых, мы стали следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. во время занятий и свободной игровой деятельности. В устном народном творчестве сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщали их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Об этом мы говорили с детьми во время обсуждения народных сказок. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Сказки “Лёгкий хлеб”, “Ховрошечка”.

Во время  формирующего эксперимента мы провели 

Занятия по ознакомлению с окружающим:

    1. Экскурсiя у беларускую хатку
    2. Гутарка «Адкуль наш род»
    3. КВЗ «Цi ведаем мы Беларусь?»

Занятия по развитию речи и ознакомлению с  произведениями искусства 

      1. Лiтаратурная вiктарына па творах беларускага фальклору(ПРИЛОЖЕНИЕ B)

Занятия мы проводили с  использованием кукол ручного театра, в игровой форме. На каждом занятии  предусматривалось повторение ранее  изученного. Перед занятием проводилась предварительная работа.

Большую часть  нашей экспериментальной работы мы организовывали вне занятий. В календарно-тематические планы были внесены дополнения: введены белорусские игры и хороводы во время прогулок и на физкультурных занятиях, в работу по речевому развитию – ознакомление с малыми формами фольклора (см. Приложение 1), чтение белорусских народных сказок.

При подготовке мы использовали произведения белорусского фольклора, которые рекомендовали воспитателям включать в их дальнейшую работу по патриотическому воспитанию:

Казкі, калыханкі, забаўлянкі, заклічкі, прыгаворы, песні:

“Белы зайчык, шэры воўк,” “Чаму мядзведзь хваста не мае,” “Каза-дзераза;”

 “Ходзіць  певень па капусце,” “А ты, коцік, не хадзі,” “Люлі-люлі-люлі,прыляцелі куры,” “Ходзіць зайчык па капусце;”

 “Коці,  коці лапкі,” “Кую, кую  ножку,” “Чы-чы-чы! Сарока,” “Мышка, мышка, дзе была?,” “Ішлі козы рагатыя;”

“Камар лазню  тапіў,” “Касы заяц, касы заяц, ”  “Сядзіць сыч на капе,” “Сядзіць камар на дубочку,” “Ты каза, каза,” “Ого-го, каза,” “Каза мая белая,” “У ката-варката.”

Прыказкі  і прымаўкі, скарагаворкі і загадкі 

Лічылкі і дражнілкі:

“Бег  сабака цераз мост,” “Ішла курка па таку,” “Бегла курка па таку,” “Саломіна паломана,” “Заяц-месяц,” “Плыла жаба па вадзе,” “Доры-доры памідоры,” “Агурэчак, агурэчак;”

“Юрка-курка,” “Жук, жук, дзе твой дом?,” “Бусел, бусел, клекатун,” “У чырвоных ботах.”

Гульні  і карагоды: “Мядзведзь, мядзведзь,” “Божая кароўка,” “Скок-паскок,” “Мурашкі, мурашкі;” “Верабей,” “Казёл,” “Яшчур,” “Грушка,” “Грушка,” “Воўк,” “Пастух і авечкі,” “У ворана,” “Гусак,” “Арол,” “У ката і мышку,” “Ліскі

 

Мы считаем, что большое место в приобщении детей к народной культуре, в воспитании патриотизма должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Одной из форм работы по ознакомлению дошкольников с историей белорусского народа, традициями, особенностями  характера белорусов мы выбрали  проведение праздников в детском  саду.В ходе формирующего эксперимента были подготовлены и проведены 3 досуга-развлечения для детей: «Осенние оспожинки или сказка с огородной грядки», «Каляды», «Багач». (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). В их организации приняли активное участие дети экспериментальной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Мы выбрали  народные белорусские праздники  «Багач» и «Каляды», так как  они по содержанию наиболее доступты и понятны детям дошкольного  возраста. При подготовке и проведении праздников дети знакомились не только с музыкально-литературным, игровым  фольклором, но и предметами декоративно-прикладного  искусства (народный костюм, бытовая  утварь и др.), которые являются неотъемлемой частью каждого белорусского народного  праздника. Педагоги в процессе подготовки давали детям представления об особенностях праздника, помогали установить связь  с сезонными изменениями в  природе, характером труда и отдыха человека, а также важными для  него датами и событиями.

Календарные народные праздники - уникальная возможность  для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и  тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим  репертуаром народных песен, закличек, считалок.

«Народность»  праздника, т.е. участие всего народа - от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся  о них переходя постепенно от зрелища  к активным действиям, малыши осваивают  все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.

К проживанию календарного праздника детей мы готовили в течение определенного  времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.

Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней  жизнью ребенка.

Календарные праздники - это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению народного музыкального творчества, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу  ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом  виде деятельности по выбору и на любом  уровне, без излишних физических и  психологических нагрузок.

Параллельно с работой по знакомству детей  с народным музыкальным творчеством  мы составили тематический план по ознакомлению детей с родным городом. Данная работа проводилась на занятиях по ознакомлению с окружающим и в  разнообразных видах совместной деятельности детей и педагогов. В проведении данной работы, мы также  старались использовать народное творчество.

Игры, также  как и занятия, способствуют решению  задач патриотического воспитания. Поэтому в своей работе мы использовали народные игры. (Приложение 4).

Не оставили мы без внимания и работу с родителями, т.к огромная роль в воспитании у детей любви к своей малой Родине принадлежит именно семье. С родителями был проведен праздник «Каляды».

С народным творчеством  дети экспериментальной группы знакомились  на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии  в народных праздниках. Народная музыка вызывала интерес детей, приносила  им радость, создавала хорошее настроение, снимала чувство страха, беспокойства, тревоги - словом, обеспечивала эмоционально-психологическое  благополучие. Все народные песни, а  также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладали большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомились с жизнью и бытом берусского народа, с образцами народного музыкального творчества.  На занятиях в доступной форме рассказывали детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял - неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Произведения  русского и белорусского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому  дети их быстро усваивают. Народные песни  способствуют развитию певческих навыков  у детей. В старшем возрасте они  очень эффективны в качестве распевания.

Широко использовали мы в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно  звучала при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащало  музыкально-ритмические движения детей, отводило их от трафарета и придавала движениям определенную окраску.

Сила воздействия  на ребенка произведений народного  творчества возрастала, если ознакомление с ними осуществлялось на основе собственной  деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми мы добивались, чтобы они были не только активными  слушателями и зрителями, но и  активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр  и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и  развлечениям.

В ряде случаев  мы использовали взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включалась в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создавали декоративные композиции по мотивам народных промыслов.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста