Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Правила игры. Все игровые действия должны быть четко согласованы со словами.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  B

Літаратурная віктарына па творах беларускага фальклору

Мэта:

  1. выявіць веды у дзяцей беларускага фальклору
  2. вучыць ацэньваць учынкі герояу, выказваць свае адносіны да іх;
  3. паказаць дзецям прыгажосць беларускай мовы, яе вобразнасць.

 

Ход занятка

В. Дзеці, сёння мы ўспомнім беларускія народныя казкі, пацешкі, прыказкі, загадкі. Давайце ўспомнім пацешкі, якія вы ведаеце.

 

Дзеці расказваюць

В. Дзеці, а якую пацешку  можна расказаць, калі кладуцца спаць?

В. Да многіх беларускіх пацешак  кампазітары напісалі музыку. Даайце праспяваем пацешку “Бегау зайка  шэранькі ля ракі”

 

В. Ой, хтосьці стукае да нас  у дзверы. Зараз я пагляджу, хто  гэта прыйшоу.

Уваходзіць Паулінка. У руках у яе кошык з раслінамі ільну, жыта, пшаніцы, бульба.

В. Дзеткі, да нас у госці  прыйшла Паулінка, яна нам штосьці  прынесла. А што, вы павінны адгадаць.

 

1. Стаіць дуб, а пад  дубам дзеці.(Бульба)

2. Увосень рассыпаецца,  улетку збіраецца, само поунае  бывае, людзей накармляе. (Жыта)

3. Маленькі, сухенькі, усіх  абвязвае (Лён)

 

В. Дзеці, адгадваючы гэтыя  загадкі, мы з вамі успомнілі аб багацці  нашай рэспублікі, што збіраюць на яе палях.

А зараз, дзеці, мы з вамі адправімся у чарадзейную краіну казак. Станаіцеся на кавёр-самалёт, і мы паляцім.

 

Чуецца беларуская народная мелодыя  “Чаравік”

— Ой, што гэта за мелодыя  чуецца, ногі так ускач і просяцца. Ды гэта беларуская народная мелодыя. Дзеці, станавіцеся хуценька у круг, будзем танцаваць. (Фізкультхвілінка).

— Вось мы і апынуліся  з вамі у чарадзейнай краіне. Тут жывуць любімыя героі казак. Казкі-- гэта найбагацейшы скарб. У іх людзі выказвалі свае думкі пра лепшае жыццё, пра шчасце. Беларускія народныя казкі складаліся не адным чалавекам, перадаваліся ад дзеда — унуку, ад унука — праунуку. Народныя казкі ствараюцца і у наш час. Зараз я буду паказваць казкі, а вы адгадайце іх назвы.

Выхавальнік  паказвае з дапамогай  лялечнага тэатра казкі.

 

— Дзеці, мы з вамі успомнілі  беларускія казкі. А зараз пагуляем у гульню.

На стале ляжаць картачкі з героямі казак. Герояу добрых, працавітых, разумных мы змесцім на фланелеграфе пад чырвоным кружком, а тых, каго у казцы высмеялі, пакаралі — пад чорным кружком.

Дзеці выконваюць заданне.

 

В. Вось і закончылася наша падарожжа у краіну казак. Вы мяне вельмі парадавалі, ведаеце шмат казак, загадак, пацешак. Вы стараліся размауляць на нашай цудоунай мове.

А зараз пагуляем у гульню “Ткач”. 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ  “ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С  ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ”

 

Цель: Развитие у детей  познавательного интереса к русской  народной культуре через ознакомление с традицией празднования сбора  урожая Осенины-Оспожинки.

Задачи:

Воспитывать интерес и  любовь к русским народным традициям, обычаям, к народным песням, играм, пляскам, к русской народной музыке, осеннему празднику Оспожинки.

Развитие творчества детей.

Под воздействием поэтического, песенного, танцевального фольклоров, осуществлять эстетическое развитие личности ребёнка.

Развивать индивидуальные эмоциональные  проявления во всех видах деятельности.

Развитие музыкального восприятия, памяти, мышления.

Обогащение словаря детей (плетень, Оспожинки, лапти).

Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений между детьми.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Зал оформлен в виде русской  избы (звучит аудиозапись народной песни “Тимоня”, дети с воспитателем входят в зал, находят клубочек).

Воспитатель: Ребята, смотрите, клубочек. Этот волшебный клубочек любит водить нас с вами по старинным  дорожкам. А, вы, помните, куда он нас  водил? О чём мы узнали?

Дети: В деревенскую избу, где хозяюшка рассказала нам об окончании  жатвы, о празднике “Последнего  снопа”.

Воспитатель: А по какой  тропинке он поведёт нас сегодня? Что интересного покажет? А чтобы  волшебный клубочек покатился и  повёл нас за собой, давайте споём  ему песенку.

Дети поют:

Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка

Вейся ниточка, да не путайся.

Ниточка вперёд беги, за собою  нас веди!

(Пускают клубочек и  подходят к плетню).

Воспитатель:

Куда же мы попали?

На улице нашей сто  братьев стоят.

Все в один ряд вместе связаны?

Дети: Плетень.

(Из-за плетня выходит  музыкальный руководитель в народном  сарафане)

М.р.: Здравствуйте, гости  дорогие, ребятушки удалые. Добро  пожаловать! На плетень мой засмотрелись? А знаете ли, вы, зачем на плетень  лапти повешены?

Дети: В огороде раньше скотина паслась, урожай богатый  был. Так пройдёт бывало злой человек, взгляд на лапти бросит, а огорода-то и не заметит.

М.р.: Какие вы умные да догадливые! А играть, любите? Ну-ка, кто быстрей из вас, заплетёт плетень  сейчас! Распределимся на две команды  и переплетём наши ручки, как прутики  в плетне. У какой команды плетень  готов, та и начинает.

Русская народная игра “Заплетися плетень”

М.р.: Поиграли, распотешились, а теперь прошу, гости дорогие, проходите  в дом, в светлую горницу.

(Дети проходят и садятся  на лавочки).

М.р.: Пришли вы ко мне в  осеннею пору. Много в это время работы: овощи поспели, хлеб. Недаром в старину говорили: “Весна красна цветами, а осень – снопами”. Много мудрых слов об осени сказано. А, вы, что о ней знаете?

Дети: “Осенью и у кошки  пиры!”,

“Осень идёт – за собой  дожди ведёт”,

“Осенью без дела сидеть, зимой хлеба не иметь”.

М.р.: И не только пословицы, но и песни в народе об осени  сложены. А, вы, помните, знаете песню  об осени?

Дети: “Осень, осень”.

М.р.: Споём? Не забывайте, что  мы поём улыбаясь, и рассказываем друг другу то о чём поём.

Русская народная песня “Осень, осень”

М.р.: А ведь осенью каждый день к людям с чем-то новым  приходил, новую работу приносил. Какой  урожай снимали, так этот день и называли.

Вот посмотрите на народный календарь, как вы думаете, какой  сегодня день он нам показывает?

(На народном календаре  изображены колоски пшеницы и  овощи).

Дети: ???

М.р.: Не знаете? Что бы вам  лучше понять, давайте составим музыкальную  сказку. А помогут нам народный календарь и моя волшебная  корзиночка. Загадаю вам загадку  прямо с огородной грядки. “У какого овоща есть глазки?”

Дети: Картофель.

М.р.: Проверяйте себя, перелистывайте народный календарь. Правильно, это  картофель.

(Из корзиночки вынимаю  картофель с глазками, в шапочке).

М.р.: Это будет в нашей  сказке добрый Батюшка Картофель. Он очень любит поиграть, о себе всё  хочет знать. А знаете ли вы о картофеле  потешки? Только потешки нужно не сказать, а пропеть, придумать к ним свою мелодию.

Дети: (поют на свои мелодии)

“Выросла картошка – хлебу  присошка”,

“Без картошки, какая еда, жизнь без картошки б не вкусной  была”,

“Картошка – батюшка, капуста  – матушка”.

М.р.: Понравились Батюшке  Картофелю ваши мелодии.

Б.К.: Всё бы хорошо, да вот  беда: поговорить мне не с кем. Вот  бы мне Матушку Капусту, о которой  вы пели.

М.р.: Не тужи, будет, тебе Матушка Капуста.

(Достаю из корзиночки  капусту с глазками, ротиком и  в платочке).

М.р.: Вот какая славная  Матушка Капуста. Она очень любит  петь свою песенку, но поёт её по-разному.

Песенка капусты (русская  народная песня “Вейся, вейся, капустка”), пою высоко <рисунок 7>.

М.р.: Как вы думаете, какая  это песенка?

Дети: Высокая.

(Показывают руками вверху).

М.р.: А эта?

(Песенка капусты, пою  низко).

Дети: Песенка на низких звуках.

(Показывают руками внизу).

М.р.: А кто хочет спеть  песенку Матушки Капусты.

(Дети поют мелодию на  высоких и низких звуках).

М.р.: Ну так вот: стали жить, да поживать Батюшка Картофель и  Матушка Капуста. Всё бы хорошо, да одна беда, дочки у них не было. Стали грустить, да печалиться.

Не печальтесь, будет вам  дочка: Свёколка.

(Вынимаю из корзинки  свёколку).

М.р.: Обрадовались Батюшка  Картофель и Матушка Капуста  и стали жить лучше прежнего. Вот  как-то раз и говорит Свёколка: “Батюшка Картофель, Матушка Капуста  отпустите меня погулять, да поиграть”. Как отказать любимой дочке, отпустили. Заигралась Свёколка и ушла далеко, далеко от дома. А что было дальше со Свёколкой, вам ребята подскажет  музыка.

Звучит аудиозапись отрывка  русской народной мелодии “Пойте, гусли” (музыка тревожная).

М.р.: Ребята, что вы слышите  в музыке, о чём она рассказывает? Какая она по характеру?

Дети: Тревожная, взволнованная.

М.р.: Что же могло произойти  со Свёколкой?

Дети: Она заблудилась.

Звучит аудиозапись отрывка  из русской народной песни “Липа  вековая” (грустная музыка в медленном  темпе).

М.р.: А сейчас какая музыка звучит? Что могло произойти?

Дети: Музыка грустная, печальная. Свёколка загрустила, заплакала.

 

М.р.: Слезами горю не поможешь. Стала Свёколка звать на помощь: “Ау! Ау!” А неподалёку гулял  молодой, да озорной Лучок. Услышал  он голос Свёколки и нашёл её.

Звучит аудиозапись отрывка  из русской народной песни “Камаринская” (веселая музыка в быстром темпе).

М.р.: А что же было дальше? Какая звучит музыка? О чём она  рассказывает?

Дети: Обрадовалась Свёколка своему спасителю, и стали они  веселиться, да плясать.

М.р.: Взял Лучок Свёколку за руку и пошли они к Батюшке  Картофелю и Матушке Капусте. Молодец Лучок, спас Свёколку, давайте  же для него, ребятушки, весёлые частушки о луке споём. Разбирайте инструменты.

Дети поют частушки: “Говорят, что без частушки

Нет и жизни ни какой,

Мы о луке вам частушки

Пропоём со всей душой”.

 

“В огороде лук садили,

Удобряли и рыхлили

Посмотрите, вырос лук

От семи хворей, недуг”.

 

“Бродит Коля между гряд

Выбирает всё подряд:

Где лучок, а где сорняк

Не поймёт того никак”.

 

“В огороде лук пололи

Всем работа нравится,

Только Дима на кровати

Спит, не просыпается”.

 

Все вместе:

 

“Мы ребята удалые,

Хоть и ростом небольшие

Принесли веселье вам

Так похлопайте же нам!”

 

М.р.: Видите, ребята, все овощи  в нашей сказке вместе собрались  и устроили праздник. И на нашем  народном календаре, посмотрите, весь урожай, все овощи собраны. И по случаю общего сбора урожая, устраивался праздник. А назывался он Оспожинки.

 

“Оспожинки – славный  праздник

Осень мы встречали.

А в полях и огородах – 

Урожай снимали”.

 

Ребята, вы поняли, что за день Оспожинки?

Дети: Это когда праздновали  окончание сбора урожая.

М.р.: Правильно! А что за праздник без пляски?

Пляска “Выбирай”.

М.р.: В старину говорили: “Гостя накормишь – сам сыт  будешь”. Угощайтесь, ребятишки, яблоками.

(М.р. угощает детей,  воспитатель – гостей).

Воспитатель: Спасибо Вам, хозяюшка, за интересную сказку про славный праздник Оспожинки. Жди нас ещё в гости, мы хотим узнать, как наши бабушки славный праздник “Коляды” встречали.

(Воспитатель берёт клубок, дети поют песню про клубочек, выходят).

 

«КАЛЯДКI»

Сцэнарый беларускага  народнага свята

Дзеючыя асобы: Каза, воўча, гаспадар, гаспадыня, цыгане(3), госці, Механоша, музыкант.

Рэквізіт: стол, стулы, посуд, зерне пшаніцы у рэшаце, плакаты, святочнае нацыянальнае ўбранне залы.

Пад фанаграму песні "Каляда" выходзяць гаспадар і гаспадыня, ходзяць па хаце, наводзяць парадак (вечар).

Гаспадыня: Гаспадар, ты яшчэ не зачыняй дзеры. Сення ж апошні дзень свята, можа і да нас зойдуць калядоўнікі.

(Чуецца стук).

Гасці уваходзяць у хату, вітаюцца.

Гаспадар і гаспадынька  запрашаюць сесці.

У гасцей з сабой вырабы і ласункі для калядавання.

Гаспадар звяртаецца да гасцей: Ці падабаецца Вам у нас, Вам утульна?

Госці: Вельмі падабаецца і  цёпла у хаце

Гаспадынька: Дык давайце  ж паспяваем.

Гасці спяваюць песні народныя: "Просім, госці" і "Ды марозы трашчаць".

Гучыць вясёлая беларуская полька (фанаграма).

У хату заходзяць цыганы з бубнам, музыкант з гармонікам, Механоша, Каза.

Музыка спыняецца

Каза: - Госці, сення мы з  вамі адзначаем вяселыя Калядкі. Гэтае свята вельмі любілі яшчэ нашы дзяды і прадзеды. Вось і мы зараз пакалядуем, а вы нам дапамагайце.

Калі, я Каза, стукну у бубен, крычыце як мага мацней.

"Каляда - калядзіца,

Прыхадзі павесяліцца.

(Каза б'е у бубен, госці крычаць гэтыя словы - 3 разы)

Каза: - Ну як, Каляда, ці можна з такімі гасцямі калядаваць?

Голас Каляды (з-за сцэны):

- Чую! Слаўныя госці!

Пачынайцеся, Калядкі!

Механоша: - Госці, а з чым  вы прыйшлі на Калядкі? Я не бачу. Пакажыце?

(Гасці падымаюць рукі  і паказваюць свае вырабы)

Не бачу, не бачу. Вышэй! Здаецца, мая торба не застанецца пустою. Я вельмі, вельмі задаволена, таму зараз разам з гаспадынькай для вас спляшам.

(пад фанаграму народнай  песні гаспадынька і Механоша  танцуюць, пасля Механоша са світай пераапранутых калядоўшчыкаў ідуць па зале і збіраюць каляду).

Світа герояў (з бубнам)

- Ішла Каляда па ляду, па ляду, 3 р.

Рассыпала Каляда каляду, каляду

Гасці: - "Каляда, калядзіца  прыхадзі павесяліцца" - 3 р.

Механоша: О, як добра накалядавалі, якія слаўныя госці прыйшлі на свята.

- Дзякуй гэтаму дому,

Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста