Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа
Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Приамурский государственный
университет имени Шолом-
ФАКУЛЬТЕТ «Педагогики и психологии – центр педагогического образования»
КАФЕДРА «Педагогики»
Специальность 050708.65 Педагогика и методика начального образования
ВКР ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой Р.К. Серёжникова «_____»._________________.20__ |
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(дипломная работа)
на тему «Педагогическое сопровождение формирования
здоровьесберегающей культуры младших школьников»
Студент (ка) 6 курса ОЗО
Т.Г.Баранова
Научный руководитель
Р.К.Серёжникова, доктор педагогических наук, профессор
г. Биробиджан
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……............................
1.1.Содержание понятия
«здоровьесберегающая культура»
1.2.Особенности процесса
формирования здоровьесберегающей культуры
младших школьников....................
1.3.Сущность педагогического
сопровождения,
Выводы ……………………………………………………………………....
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…...........
2.1. Характеристика
2.2.Реализация педагогических
условий, обеспечивающих
2.3.Анализ результатов
экспериментального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ ….............................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.............................
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.............................
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания
здорового поколения
Здоровье нации
Последние годы стали периодом активного внедрения здоровьесберегающих технологий, разработки авторских программ по разным аспектам формирования потребностей в здоровом образе жизни. Однако отсутствие разработанной педагогической системы формирования здоровьесберегающей культуры и технологии ее реализации в общеобразовательной школе, а также комплексного педагогического сопровождения данного процесса существенно затрудняет решение задачи сохранности и укрепления здоровья детей.
Таким образом, актуальность исследования определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение их учебной деятельности; необходимостью разработки и внедрения целостной системы формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.
Вопросы формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников рассмотрены в многочисленных работах Н.П.Абаскаловой, Н.М.Амосова, В.К.Бальсевича, И.И.Брехмана, М.Я.Виленского, Г.К.Зайцева, А.Г.Комкова, Г.М.Соловьева, Л.Г.Татарниковой, О.Л.Трещевой.
Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры. В них не представлена целостная система, включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные цели, содержание и конкретные методы и формы, направления деятельности, имеющая важное значение для обеспечения комплексного педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.
Проблема исследования: какие педагогические условия могут быть эффективными в процессе педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников».
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников здоровьесберегающей культуры.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективное педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагогическое сопровождение при формировании у младших школьников здоровьесберегающей культуры будет эффективным, в процессе реализации следующих педагогических условий:
Методы исследования:
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом подтверждении педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования обоснованных и апробированных экспериментальных выводов и рекомендаций для формирования здоровьесберегающей культуры.
Работа состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая — эмпирический характер.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Содержание понятия
«здоровьесберегающая культура»
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения [7;10].
На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущности данного понятия и его структуры [35;4]. Рассмотрим составляющие данного понятия: «культура» и «здоровьесбережение».
В литературе существуют различные подходы к пониманию феномена культуры. С точки зрения деятельностного подхода, культура трактуется как специфический способ человеческой деятельности (Ю.А.Жданов, М.С.Каган), сторонники же аксиологического подхода определяют культуру как набор ценностей, созданных человечеством (Н.З.Чавчавадзе). Как процесс творческой деятельности человека культуру рассматривают представители индивидуально-творческого направления (Н.С.Злобин, Л.Н.Коган) [1;67].
Здоровьесбережение же представляет собой целенаправленную системную деятельность образовательного учреждения по применению на практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей основных факторов нарушения здоровья [47;3].
Глебова Н.Ю. под здоровьесбережением понимает осуществление комплекса различных системных мер, таких как социально-гигиенические, психолого-педагогические, морально-этические, физкультурно-оздоровительные и экологические, которые обеспечивают учащимся и педагогу психическое, физическое благополучие, бытовую и моральную комфортность в течение всего пребывания в образовательном учреждении [40;58].
Перепелкина Т.В. рассматривает здоровьесбережение как процесс укрепления и сохранения здоровья, который направлен на преобразование эмоциональной, интеллектуальной сфер личности, повышение ценностного отношения к своему здоровью, а также здоровью окружающих на основе осознания ребенком личной ответственности [30;263].
На основе представленных понятий можно сделать вывод, что здоровьесберегающая культура рассматривается как общекультурный феномен, компонент общей культуры, интегральное качество, базовая характеристика личности, совокупность сформированных валеологических знаний, умений и способов поведения, осознанно выработанное ценностное отношение учащихся к здоровью и оздоровительной деятельности, уровень развития личности как субъекта оздоровительной деятельности.
Традиционно здоровьесберегающая культура – это часть общей культуры, связанная с отношением человека к своему здоровью и с ведением им здорового образа жизни [23;34].
Л.Н. Волошина отмечает, что здоровьесберегающая культура представляет собой не только информированность по проблемам здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности ведения здорового образа жизни, заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих [7;49].
По мнению З.И. Тюмасовой
под здоровьесберегающей