Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа
Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
О.Л. Трещева считает, что здоровьесберегающая культура характеризуется наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью; организацией здорового образа жизни [11;12].
В.В. Кожанов определяет здоровьесберегающую культуру как интегративное личное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания [22;92].
Содержание здоровьесберегающей культуры включает в себя три компонента [44;10]:
- интеллектуальный, который включает в себя знания в области здоровьесбережения;
- эмоционально-ценностный, включающий активное, положительное отношение к своему здоровью;
- действенно-практический, выявляет применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
К.К.Платонов выделяет следующие компоненты здоровьесберегающей культуры:
- мотивационно-личностный, который включает в себя совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте здоровьесберегающей культуры в системе общественных отношений;
- когнитивный, который представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений;
- деятельностный, который обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни [3;91].
На основе изученной литературы можно выделить следующие подходы к определению сущности здоровьесберегающей культуры: валеологический (Н.Н.Куинджи, А.И.Федорова, М.М.Безруких); культурологический (П.Г.Маркова, М.С.Каган); аксиологический (Н.А.Асташова, И.Ф.Исаев); социологический (М.С.Бедный, В.М.Медков, А.И.Антонов), психолого-педагогический (Л.И.Божович, Ш.А.Амоношвили, Г.К.Зайцев).
Анализ литературы позволил выделить категории понятия «здоровьесберегающая культура»:
- осознанное понимание того, чтобы сохранить свое физическое и духовное здоровье;
- стремление быть гармоничной личностью;
- необходимое знание
правил обеспечения своего
- умение рационально распределять режим дня;
- ориентированная деятельность,
направленная на укрепление и
развитие индивидуального и
- формы и способы
укрепления здоровья в
Исходя из имеющихся подходов к определению сущности культуры, здоровьесбережения и выделенных категорий этого понятия можно сделать вывод, что здоровьесберегающая культура — это уровень развития личности в качестве субъекта здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности в соответствии с ее интересами, способностями и возможностями.
1.2.Особенности процесса
формирования
Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности[32; 17]. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связаны со здоровьем. Тогда же дети испытывают потребность знаний о теле, биологии человека и проблемах здоровья.
Здоровьесберегающая культура является важной составляющей жизни ребенка. Ее формирование должно начинаться именно в младшем школьном возрасте, причем необходимо учитывать особенности возраста и актуальные задачи развития.
В младшем школьном возрасте
происходит перестройка системы
отношений ребенка с окружающей
действительностью. Центральное место
занимает система «ребенок-учитель».
Педагог, организовывая воспитательный процесс, должен учитывать особенности конкретной возрастной группы. У детей младшего школьного возраста еще отсутствует осознание объективной ценности здоровья, у них нет опыта «нездоровья»и они не всегда осознают негативные перспективы поведения, касающиеся несоблюдения правил здорового образа жизни. Именно поэтому работа педагога по формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников должна быть непременно связана с формированием конкретных навыков поведения и интеграции их в актуальную для младших школьников деятельность [33;136].
Так, например, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой, чистка зубов) должно формироваться не столько через разъяснение значимости, важности данной процедуры для здоровья, сколько за счет использования такой формы поведения в игровой деятельности, обязательно значимой и представляющей интерес для ребенка, как организация соревнования между детьми. Именно в таких играх «незаметно» для самого ребенка происходит формирование полезной привычки [6;167].
При формировании здоровьесберегающей культуры необходимо учитывать новообразования возраста, которые могут стать основой здоровьесберегающего поведения. У ребенка младшего школьного возраста появляется новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, который позволяет ему освоить не только виды деятельности, связанные с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Педагог может использовать такие формы воспитательной работы, основанной на самоконтроле, самооценке своего поведения со стороны детей, как ведение дневника здоровья, где отмечается соблюдение правил здорового образа жизни, самоконтроль за временем приема пищи и др. У младшего школьника происходит постепенная ориентация на группу сверстников, мнение и оценка друзей становятся так же важны, как и оценки взрослых людей. На основании этого педагогом могут быть использованы коллективные формы работы по формированию здоровьесберегающей культуры[16;341].
Выделяют следующие принципы формирования здоровьесберегающей культуры:
- принцип возрастной адекватности, проявляющаяся в том, что вся информация и формируемые навыки должны быть востребованы в повседневной жизни ребенка.
- принцип социокультурной адекватности, который заключается в том, что формируемые навыки должны находить свое отражение в актуальной культуре общества.
- принцип системности, отражающий, что формирование полезных привычек является долгим и сложным процессом, охватывающим все стороны жизни ребенка [26;46].
В основе формирования здоровьесберегающей культуры лежат такие составляющие как научные знания, соблюдение режима дня, занятие спортом, профилактические меры, правильное питание, отсутствие вредных привычек.
Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Режим дня основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка, в связи с чем способствует установлению равновесия организма с окружающей средой. Для младших школьников соблюдение режима дня играет особую роль. Режим дня обеспечивает ребенку высокую работоспособность на протяжении учебного дня, предохраняет от переутомления и создает необходимые условия для развития ребенка, как физического, так и психического.
Основными составляющими режима дня являются: сон, занятия спортом, учебная деятельность в школе и дома, отдых, питание и личная гигиена. Соотношение данных компонентов с возрастом меняется по времени, больше времени уделяется учебе, меньше прогулкам. При этом главным является оптимальное чередование труда и отдыха, причем любая деятельность не должна превышать пределов работоспособности младшего школьника, а отдых обязательно должен обеспечить полное восстановление организма [24;23].
Занятие спортом является неотъемлемой частью формирования здоровьесберегающей культуры. Младшие школьники большинство времени находятся в статическом положении, это отражается на функционировании дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма ребенка, в связи с этим происходит снижение работоспособности организма: ослабляется память, снижается внимание и нарушается координация движений. Именно младший школьный возраст является периодом, когда у детей выражена потребность в двигательной активности. Физические умения выступают неким «престижем» среди сверстников, а хорошее владение своим телом в целом определяет социальный статус школьника (в основном это характерно для мальчиков) [25;18].
Занятия спортом имеют большую образовательную ценность, так как способствует развитию у детей логического мышления, воображения, инициативы, самостоятельности, памяти.
Немалую роль в формировании здоровьесберегающей культуры играет правильное питание младших школьников. В его основе лежат такие принципы как регулярность, адекватность, безопасность, разнообразие и удовольствие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы помочь младшему школьнику усвоить эти принципы.
Одной из составляющих здоровьесберегающей культуры является отказ от вредных привычек, среди которых выделяют курение, алкоголь, наркоманию, токсикоманию и чрезмерное увлечение компьютером.
Основными мотивами, почему младшие школьники начинают курить, являются любопытство, стремление подражать взрослым, стремление завоевать авторитет среди сверстников. И хотя ребенок знает, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны им. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы рассказать ребенку, что на детский организм воздействие никотина в 10-15 раз сильнее, чем на организм взрослого человека, причем к летальному исходу могут привести 2-3 сигареты, выкуренные подряд [4;176].
В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, алкоголю и курению, и если ребенок получит положительную информацию по употреблению наркотиков, сигарет или алкоголя, то у ребенка может возникнуть желание попробовать. Поэтому важно как можно раньше сформировать у младших школьников отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и сигарет. Для этого можно использовать специальные и соответствующие младшему школьному возрасту методы такие как сказки, игры, кукольные спектакли и др.
Приобщению к пагубным привычкам
способствуют низкая самооценка ребенка,
неуверенность в себе, неспособность ребенка
выражать свои чувства и эмоции, реагировать
на ситуацию, низкий уровень самоконтроля
и самодисциплины, непонимание и непринятие
ребенком социальных норм и ценностей,
неумение планировать свою будущую жизнь
и делать правильный выбор в жизни
[15;213].
Чрезмерное увлечение компьютером становится на сегодняшний день одним из распространенных наркотиков. Дети начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и необходимо что-то изменить в себе. Поэтому педагогу совместно с родителями нужно правильно организовать работу ребенка с компьютером, дать ребенку разобраться в плюсах и минусах работы за компьютером.
Важным в формировании здоровьесберегающей культуры является пример педагога и родителей. В силу своих возрастных особенностей дети младшего школьного возраста испытывают большое доверие к взрослым. Слова, поступки и оценки взрослых имеют огромное значение для ребенка. Взрослые не только словами, но и поведением, своей личностью формируют представления ребенка об окружающей действительности. Даже самые эффективные методики воспитания не дадут должного результата, если родители и педагог не будут соблюдать здоровый образ жизни [13;94].
Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте ребенок овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. С поступлением в школу дети встречаются с системой моральных требований, контроль за которыми соблюдается постоянно. Задача детей состоит в том, чтобы освоить нормы и правила поведения, позволяющие правильно выстроить взаимоотношения с окружающими. В возрасте 7-8 лет младшие школьники психологически подготовлены к пониманию моральных требований, касающихся взаимоотношений и отношения к себе и своем здоровью. Моральные качества, сформированные именно в этом возрасте, становятся внутренним и органическим достоянием личности.
К мотивам здоровьесбережения у детей младшего школьного возраста относятся:
- мотив самосохранения. Младшие школьники знают о смерти, боятся ее и поэтому охраняют жизнь. Например, если дети обучены правилам поведения на улице, то в большинстве случаев дети эти правила будут выполнять, за исключением того момента, когда они отвлечены игрой;
- мотив подчинения этнокультурным требованиям. Так как в младшем школьном возрасте взрослые являются для ребенка примером, то ребенок повторяет действия взрослых, пытается закрепить автоматизм некоторых действий. Например, если все его авторитеты — родители, педагог — моют руки перед едой, то навык у ребенка закрепится. Но обязательно нужно дать ребенку объяснение мотивации: «Мы делаем это для того, чтобы микробы не попали с пищей в наш желудок. Если попадут микробы, то будет болеть живот, да и грязные руки выглядят некрасиво». Такие замечания очень важны, так как ребенок в 7-8 лет является великим эстетом.
- мотив получения удовольствия от самосовершенствования. Независимо от возраста ощущение здоровья приносит людям радость. Научить ребенка осознавать эту радость совсем не трудно, просто он должен овладеть осознанием эмоций, понять, что чистые руки по ощущению гораздо приятнее, чем грязные [34;85].