Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа

Описание работы

Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом Барановой Т.Г. 6 курс пимно.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Однако в большинстве  семей каша сегодня не входит в  традиционный рацион питания, поскольку, как уверяют мамы, их дети "не любят  каши". Можно ли сделать так, чтобы  каша понравилась детям? На занятиях ребята узнали о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Педагог  вначале рассказал детям о том, какие добавки используются для каш (изюм, орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков в тетради "готовили" для себя каши (в нарисованные тарелки ученики приклеивали рисунки с изображениями добавок, некоторые из ребят сами рисовали добавки) и придумывали им названия.

В классе мы организовали  конкурс "Самая вкусная каша". По договоренности с родителями вместе с детьми  ими было приготовлено несколько видов каш. Команды ребят, используя добавки, придумывали свои варианты каш и названия к ним, а затем угостили своих товарищей.

Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для  того, чтобы отношение к кашам и завтраку вообще у ребят кардинально изменилось. Это блюдо становится у них одним из самых любимых, а родителям уже не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей, которые отмечают: "Мы сами многое узнали для себя", "Я тоже не любил(а) кашу, но теперь с удовольствием ем ее вместе с сыном".

Одними из важных приемов  формирования знаний о ЗОЖ мы считаем  практические занятия.

Такие занятия можно  проводить вместе с родителями. Некоторые  задания могут быть рекомендованы  для домашней работы. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками [18;13].

. Чистые руки:

показать, как правильно  мыть руки;

доказать, почему нужно  держать руки в чистоте, когда  обязательно следует их мыть.

. Здоровые зубы:

показать на рисунке  последовательность чистки зубов;

доказать, почему нужно  чистить зубы, когда и как;

составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для  зубов».

. Красивые ногти:

показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

порассуждать, почему маленьким  девочкам не следует отращивать длинные  ногти, красить их лаком, носить на пальцах  множество колечек.

. Внешний вид:

выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения  праздника, для дома и т.д.;

показать, как следует  чистить одежду и обувь, пришивать  пуговицы;

доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой  платок, и пояснить, для чего.

Также нами была использована такая форма мероприятия, как беседа. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Нами были проведены  беседы:

1. Здоровый образ жизни  [28]

2.Признаки болезни  [48;212].

Также мы использовали различные  виды игр: подвижные, интеллектуальные.

Подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности, а  также обеспечивают социализацию ребенка  через коллективную деятельность. Как  правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, граница действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадки). Однако, неожиданные изменения игровой ситуации или действия водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.

Подвижная игра создает  благоприятные условия для овладения  пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и  представлений. Постоянно сравнивания  и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

В упражнениях и подвижных  играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности [38;105].

Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.

Приведем пример подвижных  игр. Перед началом игр учитель провозглашает вслух девиз - "Профилактика старенья - в бесконечности движенья". Любимое занятие всех детей - бегать, прыгать, играть.  Первая игра называется "Кольцеброс".

Правила игры

У одного из ребят  в  руках держатель. У каждого ученика  по три кольца. По очереди дети бросают кольца. Количество попаданий соответствует количеству очков.

Вторая игра называется "Поезд".

Правила игры

По сигналу учителя  каждая команда должна на полу составить "поезд", используя содержимое карманов, одежду, обувь и т.д. Исключается помощь болельщиков. Побеждает команда, которая первой дошла до учителя.

Подводятся итоги игр, подсчитывается количество очков [9;154].

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Примером такой игры может быть игра «Отгадай слово». Рассмотрим содержание этой игры:

Переставляя буквы, разгадайте слова и расскажите, что помогает человеку быть здоровым.

На доске:

Движение, прогулка, режим, правильное питание и, конечно, осторожность.  

Одна из форм поддержания  здоровья - это движение. Движение - это жизнь. Человек, который мало двигается, быстро стареет, полнеет, дряхлеет.

Ведь недаром

Люди с самого рожденья

Жить не могут без  движенья.

Прогулка необходима для снятия стресса, поддержания хорошего настроения, встречи с друзьями, отдыха. Закончи свой день прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учеба пошла успешнее.

Правильное питание - залог долголетия. Неправильное питание приводит к болезням.

Человек должен быть внимательным и осторожным повсюду: в быту, на улице, на производстве, при обращении  с животными. Осторожность - одно из важнейших качеств человека, продлевающих его жизнь.

Режим необходим, как  воздух. Правильное распределение времени в течение всего дня снимает утомляемость всего организма, повышает его работоспособность [43;183].

В-третьих, игры с использованием элементов психодрамы или театрализованного  проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).

В-четвертых, долговременные ролевые игры, в которых и строятся вся проектная деятельность «больших»  и «малых» коллективных творческих дел.

Особо следует отметить интеллектуальные игры, весьма привлекательные  для ребенка как юного телезрителя. Правила не требуют особых разъяснений, ибо каждый из участников мог смотреть их по телевизору. Речь идет о «брейн-ринге», КВНах, «Поле чудес», «Что, где, когда», «Счастливый случай», «О, счастливчик». Стимулом в таких играх, конечно, не может быть материальное вознаграждение, но система поощрительных баллов при правильной педагогической инструментовке весьма эффективна.

Проектная деятельность детей.

Третьеклассникам мы предложили работу над мини-проектами  на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами  строилась таким  образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают  у детей школьного возраста; затем  из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.

В течение месяца дети работали над проблемой сохранения здоровья и готовили папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня  и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения»,  оформляли стенды на соответствующие темы. Итогом работы стал урок, который мы провели с использованием компьютерных презентаций.

Таким образом, в работе направленной на формирование здоровьесберегающей  культуры   младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная  беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки - путешествия, уроки - КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результатов экспериментального  исследования

 

Для проверки эффективности  формирующего эксперимента по  формированию  здоровьесберегающей культуры  был проведен контрольный этап эксперимента, на котором проводилось ретестирование детей контрольного и экспериментального классов с помощью методик, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

      Методика Горелова А.В. «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (см. Приложение 1).

Цель - определение уровня сформированности здоровьесберегающей  культуры  младших школьников через понимание  ценности здоровья и здорового образа жизни.

   Учащиеся должны внимательно прочитать задание и ответить на поставленные вопросы.

Обработка результатов  с помощью Таблицы 1, размещенной  в Приложении 2.

В рамках исследования были получены результаты, представленные в Таблице 5.

Таблица 5

Результаты проявления мотивационно-ценностного критерия

на контрольном этапе эксперимента

Классы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Экспериментальный 3 «Б» класс

9

36

12

48

4

16

Контрольный

3 «В» класс 

3

13,05

17

73,9

3

13,05


 

Результаты исследования показали, что у 9 учеников 3 «Б» класса   отмечен высокий уровень сформированности здоровьесберегающей культуры, что  составляет 36%  класса. У третьеклассников сформировано полное и четкое представление  о здоровье, о его ценности. У 12 учеников 3 «Б» класса отмечен средний уровень сформированности здоровьесберегающей культуры, что составляет 48% 3 «Б» класса. У младших школьников на этом уровне сформировано понятие о здоровье, но оно является недостаточно полным и четким. У 4 учеников 3 «Б» класса отмечен низкий уровень сформированности здоровьесберегающей культуры, что составляет 16% 3 «Б2 класса. У данных учеников сформировано неправильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.

Далее учащимся был предложен тест-опросник Гридневой О.И. с  различными валеологическими ситуациями, помогающими младшим школьникам овладеть нормами и правилами поведения (Приложение 3). Каждый ответ оценивался от 1 до 3 баллов, на основе полученных результатов были определены три уровня представлений.

Информация о работе Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников