Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа

Описание работы

Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом Барановой Т.Г. 6 курс пимно.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)
  • применение знаний о здоровье  в реальной жизни;
  • проявление познавательного интереса к теме здорового образа жизни;
  • проявление активной позиции по отношению к здоровому образу жизни;
  • осознание личной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

         На основе полученных результатов  можно определить три уровня сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни:

        высокий уровень - младший школьник на данном уровне применяет свои знания в реальной жизни, проявляет познавательный интерес к данной теме, тем самым проявляя активную позицию по отношению к здоровому образу жизни и осознавая личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

средний уровень —  младший школьник слабо проявляет  интерес к теме здоровья и здорового  образа жизни, осознает ответственность  за свое здоровье, но не за здоровье окружающих;

низкий уровень —  младший школьник интерес к теме здоровья и здорового образа жизни самостоятельно не проявляет, обращает внимание на тему своего здоровья только в присутствии взрослого человека,не осознает личной ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Результаты тестирования представлены в Таблицу 4.

Таблица 4.

Результаты проявления поведенческого критерия

на констатирующем этапе  эксперимента

Классы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Количество учеников

%

Экспериментальный 3 «Б» класс

3

12

14

56

8

32

Контрольный

3 «В» класс 

2

8,7

15

65,2

6

26,1


 

Графически результаты выявления уровня сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни  на рис.3

Рис.3 Характер сформированности   практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни

Обработка полученных результатов  выявила, что только у 3 учеников 3 «Б» класса и у 2 учеников 3 «В» класса наблюдается высокий уровень сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни. У 14 учеников 3»Б» класса и у 15 учеников 3»В» класса отмечен средний уровень сформированности сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни .   У 32% 3»Б» класса (8 учеников) и 26,1 % 3 «В» класса (6 учеников) отмечен низкий уровень сформированности  практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни.

Полученные результаты констатирующего этапа позволяют  сделать вывод о низком уровне здоровьесберегающей культуры младших  школьников, об их слабой готовности вести здоровый образ жизни.

В соответствии с выводами, сделанными на этапе констатирующего  эксперимента, спланировали, организовали и провели формирующий этап эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Реализация педагогических  условий, обеспечивающих формирование культуры здоровьесбережения младших школьников

 

Формирующий эксперимент  был направлен на проверку эффективности  выделенных нами в теоретической  части исследования педагогических условий формирования здоровьесберегающей  культуры  младших школьников.

Нами был предложен  и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающей  культуры  младших школьников.

Для реализации первого  педагогического условия, в котором  мы говорим об использовании потенциала различных социумов, нами были проведены встречи с медицинским работником с лекцией о ЗОЖ и о вредных привычках «Здоровый образ жизни и его составляющие», с представителем ГИБДД с игровой программой о соблюдении правил дорожного движения «Я шагаю по улице». Школьники принимали активное участие в обсуждении вопросов здорового образа жизни, высказывали свое мнение на заданную тему.

Для реализации второго  условия, в котором говорится  о инновационных здоровьесберегающих  технологиях, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры, были проведены различные упражнения, физкультминутки, вставки о здоровье на уроках по предметам.

Продумывая уроки, мы планировали, как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Этого можно достичь за счет максимального удаления от глаз ребенка учебного дидактического материала, который может быть маленьких размеров. С помощью этого упражнения можно снять напряжение с глазных мышц.

Для того чтобы расширить  зрительно-двигательную активность, мы проводили физкультминутки для глаз используя ориентиры, расположенные в пространстве:

1. Мы использовали  различные траектории (зигзаги,спирали), которые были изображены на  листе ватмана, по которым дети  «бегали» глазами. Причем необходимо  отметить, что толщина линии данных траекторий не должна превышать 1 см.

2. На карточках, которые  мы показывали детям, схематично  изображены человечки, которые  выполняют различные гимнастические  упражнения. Задача детей — повторить  движения человечка, изображенного  на карточке. Размер изображения равен 2 см.  

3.Также нами были  использованы  упражнения психологической  саморегуляции 

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее  и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните… Представьте, что  вы стоите возле водопада. Но  это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд). Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза [12;57].

4. Мы использовали различные упражнения для мышц рук

1) «Моя семья» 

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик  – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная  с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми  ладонями вверх-вниз, поочерёдное  поглаживание подушечек пальцев,  потирать кулачок о кулачок.  Сжимать и разжимать кулачки.) [41;38].

5. Нами также был использован такой методический прием как вставки о здоровье на уроках по предметам.

На уроках русского языка  использовали такие вставки:

Вставка 1.

Списывание текста о  здоровье.

Мы предлагали учащимся правильно списать с доски  текст:

«Здоровье всего дороже.

 Без труда нет добра!

 Терпенье даёт уменье.

Терпенье и труд все  перетрут.

Или такой текст:«Чистота - залог здоровья. Здоровье разум  дарит. Кто долго жуёт, тот долго  живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Русские народные пословицы  – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

После краткого обсуждения пословиц мы предлагали повторить их вслух всем вместе [38;103].

 Вставка 2.

Разбор слова по составу

Ладонь–ладья–ладушки–оладьи–ладошки–ладоши.

Ухо–подушка–заушница–заушная  область

Изучая русский язык, школьники познают смысловое  значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Ладья – это большая  лодка. Ладонь в согнутом положении  образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

Разбирая слова с  корнем «ух (уш)», назовём слово  «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни  – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух [45;207].

Кстати, можно сказать  ребятам, что через воздух плохо  проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем  на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

Вставка 3. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют  делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведем несколько примеров.

«Колобок».

Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Если мама отпустила  погулять на улицу, никуда со  двора выходить нельзя, с незнакомыми  людьми лучше не общаться.

«Сестрица Алёнушка и  братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

-Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут  быть невидимые глазом живые  организмы, микробы, которые вызывают  кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминали пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

 Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Математика

Задача 1. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

Ответ: в 2 раза

- Картофель «в мундире»  и запечённый в кожуре наиболее  полезен. В нём много витамина  С и калия. Они укрепляют  сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций [42;169].

Окружающий мир

Вставка 1.

Лекарственные растения твоего края

- Природа даёт человеку  лекарства. Они растут во дворе,  в саду, в лесу, в поле. Это травы,  кустарники, деревья. Около 150 видов  лекарственных растений признаны  научной медициной. Мы можем  собрать гербарий лекарственных  растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей [17;96].

Для реализации третьего педагогического условия, в котором  говорится что деятельность педагога направлена на создание условий для формирования культуры здоровьесбережения у детей (проведение  мероприятий, используя различные формы и методы), нами был проведен ряд мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающей культуры  младших школьников.

Нами проведены такие мероприятия как «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровым», конкурс Здоровячков и другие. Дети разучивали стихи, участвовали в викторинах, знакомились или сами разрабатывали правила здорового образа жизни. В результате у детей сформировалась положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Для примера рассмотрим краткое содержание «урока здоровья», посвященному формированию знаний о  рациональном питании. Так тема "Из чего варят каши" рассказывает детям  о полезных свойствах этого блюда, могущего стать прекрасным вариантом завтрака[2].

Информация о работе Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников