Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа
Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- использование в урочной
и внеурочной деятельности
- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры;
Выводы
Важнейшим фактором становления здоровьесберегающего образования в современных условиях является разработка стратегии постепенного перехода от насильственного, внешнего принуждения к самообучению и самовоспитанию учащихся.
Реализация данной задачи осуществляется через особый вид педагогической деятельности - педагогическое сопровождение, которое представляет собой метод, создающий условия для достижения целей субъектами образовательного пространства в субъектно-субъектных отношениях в интересах здоровья подрастающего поколения.
Мы выделили следующие педагогические условия:
- использование в урочной
и внеурочной деятельности
- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры здоровьесбережения;
- создание условий для формирования здоровьесберегающей культуры у детей (проведение мероприятий, используя различные формы и методы).
Критериями процесса формирования здоровьесберегающей культуры являются:
- мотивационно-ценностный — проявляется в убеждении необходимости ведения здорового образа жизни;
- когнитивный — определяется полнотой и объемом представления ценности здоровья и здорового образа жизни;
- поведенческий — наличие практического опыта готовности следовать принятым нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни.
Сформированность здоровьесберегающей культуры у младших школьников выявляется с помощью уровневой характеристики.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека.
Задачи эмпирического исследования:
- провести диагностику уровня формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников, осуществить анализ и интерпретацию полученных данных;
- апробировать комплекс
педагогических условий для
- проверить эффективность формирующего эксперимента.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) с 01 ноября 2013 по 16 декабря 2013 года.
Этапы проведения исследования:
- констатирующий этап,
направленный на выявление
- формирующий этап, целью которого является апробирование педагогических условий для формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;
-контрольный этап, направленный
на повторную диагностику
Для выявления уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников был проведен анализ работ учащихся по следующим критериям:
Для изучения сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников использовали следующие методики: наблюдение за детьми, методика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Горелов А.В.), тест-опросник Гридневой О.И., количественный и качественный анализ полученных данных исследования.
Методика Горелова А.В. «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (см. Приложение 1).
Цель - определение уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников через понимание ценности здоровья и здорового образа жизни.
Учащиеся должны внимательно прочитать задание и ответить на поставленные вопросы.
Обработка результатов представлена в таблице 1 в Приложении 2.
На основании полученных результатов нами были выделены три уровня сформированности здоровьесберегающей культуры у учащихся третьих классов:
65-77 баллов: у ребенка
сформирован высокий уровень
здоровьесберегающей культуры. Младший
школьник отвечает на
46-64 балла: средний
уровень сформированности
21-45 баллов: низкий уровень
сформированности
В результате исследования были получены следующие результаты (см.Таблицу 2)
Таблица 2.
Результаты проявления
мотивационно-ценностного
на констатирующем этапе эксперимента
Классы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% | |
Экспериментальный 3 «Б» класс |
2 |
8 |
16 |
64 |
7 |
28 |
Контрольный 3 «В» класс |
3 |
13,05 |
15 |
65,22 |
5 |
21,73 |
Мы изучали уровень сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников с помощью методики «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни».
Данная методика позволила
выявить уровень
Результаты исследования уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников представлены на рис.1
Рис.1 Характер сформированности здоровьесберегающей культуры
Таким образом, проанализировав результаты исследования уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников (констатирующий этап эксперимента), пришли к выводу, что у большей половины учащихся средний уровень сформированности здоровьесберегающей культуры, низкий уровень в экспериментальном классе 28 %, а в контрольном классе 21,73%, следовательно, работа над формированием здоровьесберегающей культуры необходима. Для учащихся с высоким уровнем данная работа позволит совершенствовать уровень здоровьесберегающей культуры.
На следующем этапе констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование учащихся. Оно позволило определить поведение младших школьников различных валеологических ситуациях.
Учащимся был предложен тест-опросник Гридневой О.И. с различными валеологическими ситуациями, позволяющий выявить владение младшими школьниками нормами и правилами поведения (Приложение 3).
Каждый ответ оценивался от 1 до 3 баллов:
На основе полученных результатов можно определить три уровня представлений:
Результаты тестирования представлены в Таблицу 3.
Таблица 3.
Результаты проявления когнитивного критерия
на констатирующем этапе эксперимента
Классы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% | |
Экспериментальный 3 «Б» класс |
3 |
12 |
14 |
56 |
8 |
32 |
Контрольный 3 «В» класс |
2 |
8,7 |
15 |
65,2 |
6 |
26,1 |
Мы изучали уровень
представлений младших
На основе данного
теста-опросника мы оценили уровни
сформированности представлений о
нормах и правилах поведения в
различных валеологических
Графически результаты выявления уровня сформированности представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях представлены на рис.2
Рис.2 Характер сформированности
представлений о нормах и правилах
поведения в различных
Обработка полученных результатов выявила, что только у 3 учеников 3 «Б» класса и у 2 учеников 3 «В» класса наблюдается высокий уровень представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях. У 14 учеников 3»Б» класса и у 15 учеников 3»В» класса отмечен средний уровень сформированности представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях. У этих учащихся частично сформированы валеологические представления. У 32% 3»Б» класса (8 учеников) и 26,1 % 3 «В» класса (6 учеников) отмечен низкий уровень сформированности представлений,у них вообще не сформированы нормы и правила поведения в различных валеологических ситуациях.
Для выявления уровня практического опыта готовности следовать нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни,нами было проведено наблюдение за учащимися экспериментального и контрольного классов.
В процессе наблюдения мы оценивали сформированность уровня практического опыта готовности следовать нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни, по следующим параметрам: