Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа
Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В результате контрольного исследования были получены следующие результаты (см.Таблицу6)
Таблица 6
Результаты проявления когнитивного критерия
на контрольном этапе эксперимента
Классы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% | |
Экспериментальный 3 «Б» класс |
10 |
40 |
10 |
40 |
5 |
20 |
Контрольный 3 «В» класс |
2 |
8,7 |
18 |
78,25 |
3 |
13,05 |
Обработка полученных результатов выявила, что у 10 учеников 3 «Б» класса и наблюдается высокий уровень представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях. У 10 учеников 3»Б» класса отмечен средний уровень сформированности представлений о нормах и правилах поведения в различных валеологических ситуациях. У этих учащихся частично сформированы валеологические представления. У 20% 3»Б» класса (5 учеников) отмечен низкий уровень сформированности представлений,у них вообще не сформированы нормы и правила поведения в различных валеологических ситуациях.
Для выявления уровня практического опыта готовности следовать нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни,нами было проведено повторное наблюдение за учащимися экспериментального и контрольного классов.
Результаты тестирования представлены в Таблицу 7.
Таблица 7.
Результаты проявления поведенческого критерия
на контрольном этапе эксперимента
Классы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% | |
Экспериментальный 3 «Б» класс |
8 |
32 |
14 |
56 |
3 |
12 |
Контрольный 3 «В» класс |
2 |
8,7 |
17 |
73,9 |
4 |
17,4 |
Графически результаты выявления уровня сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни на рис.4
Рис.4 Характер сформированности практического опыта
готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни
Обработка полученных результатов выявила, что только у 8 учеников 3 «Б» класса и у 2 учеников 3 «В» класса наблюдается высокий уровень сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни. У 14 учеников 3»Б» класса и у 17 учеников 3»В» класса отмечен средний уровень сформированности сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни . У 3 учеников 3 «Б» и 4 учеников 3 «В» класса отмечен низкий уровень сформированности практического опыта готовности следовать нормам и правилам, касающихся здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, полученные
результаты свидетельствуют о том,
что предположение
Сравнительный анализ проявления сформированности критериев здоровьесберегающей культуры младших школьников представлен в таблице 8.
Таблица 8.
критерии\уровни |
мотивационно-ценностный |
когнитивный |
поведенческий | |||||||||
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
ЭК |
КК | |||||||
Высокий (до Э) |
2 |
8,00% |
3 |
13,05% |
3 |
12,00% |
2 |
8,70% |
3 |
12,00% |
2 |
8,70% |
Высокий (после Э) |
9 |
36,00% |
3 |
13,05% |
10 |
40,00% |
2 |
8,70% |
8 |
32,00% |
2 |
8,70% |
динамика |
7 |
28,00% |
0 |
0 |
7 |
28,00% |
0 |
0 |
5 |
20,00% |
0 |
0 |
Средний (до Э) |
16 |
64,00% |
15 |
65,22% |
14 |
56,00% |
15 |
65,20% |
14 |
56,00% |
15 |
65,20% |
Средний (после Э) |
12 |
48,00% |
17 |
73,9 |
10 |
40,00% |
18 |
78,25 |
14 |
56,00% |
17 |
73,90% |
динамика |
4 |
16,00% |
2 |
8,68% |
4 |
16,00% |
3 |
13,05% |
0 |
0 |
2 |
8,70% |
Низкий (до Э) |
7 |
28,00% |
5 |
21,73% |
8 |
32,00% |
6 |
26,1 % |
8 |
32,00% |
6 |
26,10% |
Низкий (после Э) |
4 |
16,00% |
3 |
13,05% |
5 |
20,00% |
3 |
13,05% |
3 |
12,00% |
4 |
17,40% |
динамика |
3 |
12,00% |
2 |
8,68% |
3 |
12,00% |
3 |
13,05% |
5 |
20,00% |
2 |
8,70% |
Данные динамики уровней здоровьесберегающей культуры младших школьников 3 «Б» класса показали: число детей с высоким уровнем увеличилось за счет перехода детей со среднего уровня на высокий.
Анализ данных позволяет с уверенностью утверждать,что реализация разработанного нами содержания педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников, прошла успешно.
Положительная динамика изменений в развитии сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников свидетельствует о необходимости и возможности использования предложенных нами педагогических условий для формирования здоровьесберегающей культуры.
Сущность формирующего эксперимента, результаты апробации педагогических условий, которые представлены во 2 главе нашей работы, оценивались по критериям сформированности здоровьесберегающей культуры.
По результатам контрольного исследования большинство учащихся экспериментальных классов имели высокий и средний уровень сформированности здоровьесберегающей культуры, получены позитивные изменения: учащиеся проявляют активность в вопросах здорового образа жизни, могут вести себя в различных валеологических ситуациях.
Младшие школьники на занятиях были заинтересованы, с удовольствием пытались найти правильные решения в приведенных валеологических ситуациях, высказывали свое мнение относительно проблемы здоровья и здорового образа жизни. Третьеклассники работали над ситуациями, связанными с проблемами здоровья, предлагали свои решения ситуаций, анализировали мероприятия, пытались закрепить полученные знания на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование
Проблема нашего исследования
заключалась в недостаточной
разработанности в
Поставленная нами цель,
выявить, обосновать и экспериментально
проверить эффективность
Выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс формирования у младших школьников здоровьесберегающей культуры будет эффективным, если будут реализованы педагогические условия, была доказана, поставленные задачи выполнены.
Теоретическая значимость была обоснована в ходе исследования:
Нами было рассмотрено, что здоровьесберегающая культура представляет собой уровень развития личности в качестве субъекта здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, способностями и возможностями. Были выделены структурные компоненты данного понятия: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу были выявлены особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников. Нами было раскрыто определение педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников, под которым понимается метод, создающий условия для достижения целей субъектами образовательного пространства в субъектно-субъектных отношениях в интересах здоровья подрастающего поколения.
Нами были определены критерии, уровни и педагогические условия формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.
Мы выделили следующие педагогические условия:
- создание условий для формирования здоровьесберегающей культуры у детей (проведение мероприятий, используя различные формы и методы).
Выделили следующие критерии сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников:
- поведенческий — наличие практического опыта готовности следовать принятым нормам и правилам поведения, касающихся здоровья и здорового образа жизни.
Сформированность здоровьесберегающей культуры младших школьников характеризуется тремя уровнями: низкий, средний, высокий.
Во 2 главе мы проанализировали результаты исследования возможностей позитивного изменения уровня здоровьесберегающей культуры младших школьников, из чего сделали следующие выводы:
1. Положительная динамика
изменений в развитии
2. Сущность формирующего
По результатам контрольного исследования большинство учащихся экспериментальных классов имели высокий и средний уровень сформированности здоровьесберегающей культуры, получены позитивные изменения: учащиеся проявляют активность в вопросах здорового образа жизни, могут вести себя в различных валеологических ситуациях.
У детей сформирована мотивация здорового образа жизни, преобладают широкие социальные и собственно здравосозидательные мотивы деятельности; потребность быть здоровыми возводит здоровье в ранг наивысших ценностей; ребятами освоены основные правила гигиенического поведения: они стремятся к чистоте, выполняют требования личной гигиены, следуют режиму дня; под контролем старших разумно чередуют работу и отдых, умственные и физические нагрузки; знают и с помощью взрослых придерживаются основных правил рационального питания, такие как разнообразие, умеренность и своевременность; ученики знакомы с основными правилами и видами закаливания, знают сущность и значение для здоровья простейших закаливающих процедур; под контролем учителя и родителей используют некоторые из них в повседневной жизни; у ребят достаточная двигательная активность; под руководством педагога они регулярно используют физкультминутки и подвижные перемены для снятия статического напряжения; ежедневно гуляют на свежем воздухе (до 2-х часов в день); отдельные школьники посещают спортивные секции и кружки; у детей присутствует понимание значения физкультуры как средства саморазвития и самосовершенствования; школьники осуществляют рефлексию собственных состояний и поведения, владеют навыками саморегуляции, некоторыми приемами психотехники, позволяющими на простейшем уровне снимать страхи, стрессы и тревожное состояние; они стремятся управлять своим настроением, чувствовать, строить отношения с окружающими людьми на основе уважения их интересов, признания права каждого на здоровье.