Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа

Описание работы

Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом Барановой Т.Г. 6 курс пимно.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, можно утверждать, что цель достигнута, проблема и задачи исследования раскрыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абакумова Е.С. Культура  и ее компоненты/Е.С. Абакумова.–  М.:. Академия, 2010. – с.67-68.

2. Агулова М.В.  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-razvitiya-rechi-okruzhayushchii-mir-dlya-gorodskogo-sem-3

3.Аксенова М.В. Искусство воспитания в школе/ М.В. Аксенова. – М.: Феникс, 2009.– с.138

4.Базарных В.Ф. Здоровье и  развитие ребенка: экспресс –  контроль в школе и дома /В.Ф.Базарных.–  М.: Аркти, 2005 . – с.176

5.Битянова М.Р. Организация психологической  работы в школе/М.Р.Битянова.–  М.: Совершенство, 2008. – с.154

6.Бочаров Е.Н. Как привить  ребенку полезные привычки/ Е.Н.Бочаров.  – Киров: Пресс, 2006. – с.167

7.Волошина Л.Н. Организация здоровьесберегающего  пространства: учеб.-метод.пособие /Л.Н.Волошина.–Екатеринбург,2007. — с.49

8.Вульфов Б.З. Педагогическое  сопровождение как явление/ Б.З.  Вульфов// Психологическое и социально-педагогическое  сопровождение детей и молодежи[Материалы  международной научной конференции]. – Ярославль, 2005. – с.13

9.Герасимова О.Л. Подвижные игры в помещении для 7-8 лет/ О.Л.Герасимова. – Новосибирск, 2011. – с.213

10.Гитянов А.Д. Психолого-педагогическое  сопровождение развития ребенка/  А.Д.Гитянов.  – М.: Эгвес, 2006. –  с.40

11.Гречаник Т.С. Валеология: Учебное  пособие/ Т.С.Гречаник. – Томск, 2005. –   с.127

12.Гриророва И.П. Тренинги для  детей/ И.П.Григорова. – Самара:БИОМ, 2006.–    с.82

13.Дашкова И.Т. Воспитание  здоровой личности/ под ред. Б.М.Старкова.  –  Новосибирск: изд-во НГПУ, 2007. – с.160                             

14.Демидова М.Ю. Методика личностно-ориентированного обучения/ М.Ю.Демидова. –  М.: Просвещение, 2008.  – с.215

15.Зинукова Е.В. Педагогика здоровья/ Е.В.Зинукова. –  М.: Инфро-М, 2007. –   с.273

16.Клюева Н.В. Педагогическая  психология: учеб./ Н.В.Клюева. – М.: Влад-Пресс, 2008.  – с.341

17.Краснов С.Т. Валеологические  основы УВП в школе/ С.Т.Краснов.  – М.: Просвещение, 2007.  –  с.144

18.Куренков Г.И. Пути формирования  здоровья школьников: Методическое  пособие/ Г.И.Куренков.  – М.: Астрель, 2010. – с.180

19.Лукина Т.Н. Воспитание детей в школе: новые подходы и технологии/ Т.Н.Лукина, С.М. Березина.  – Спб: Питер, 2005.  – с.251

20.Майер А.А. Педагогическая валеология/ А.А.Майер. – М.: Астрель, 2010. –   с.260

21.Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное  пособие/ Н.Н.Малярчук. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. — с.210

22.Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное  пособие. Часть 2. – Тюмень: Изд-во  Тюменского государственного университета, 2008. — с.192

23.Маркина Н.М. Путь к здоровью/ Н.М.Маркина.  – М.: Экспо, 2009.  – с.139

24.Мельников И.В. Как научить  ребенка соблюдать режим дня/  И.В.Мельников.  – М.: ЛитРес, 2012. –   с.75

25.Мухин Е.П. Основы здорового  образа жизни/ Е.П.Мухин. – СПб.: Питер Ком, 2006.  – с.110

26.Новиков А.Р. Лекции о воспитании  культуры здоровьесбережения/ А.Р.Новиков.  – М.: АСТ, 2009.  – с.53

27. Ожегов С.И. Толковый словарь  русского языка/ С.И.Ожегов. –  М.:ООО «Изд-во Оникс»,2011. — с.1101

28.Оратовский В.В. Воспитательное  внеклассное мероприятие беседа  «Здоровый образ жизни». –  http://festival.1september.ru/articles/414544

29.Павлидис Теодорос. Компоненты  основ культуры здорового образа  жизни/Теодорос Павлидис, Р.Н.Терехина// Ученые записки университета  им.П.Ф.Лесгафта.  – 2008. - №12.  –  с.79

30.Пасюков П.Н. Здоровьесбережение  как стратегия модернизации педагогического образования в современных условиях (монография) / П.Н. Пасюков, О.Р. Кокорина, Т.М. Пономаренко. – М.: Компания Спутник +, 2006. – с.304

31.Перкрестова М.Л. Теоретические  основы педагогического сопровождения  личности / М.Л.Перекрестова. – Екатеринбург: МИР, 2008.  – с.110-111

32.Петрова О.О. Возрастная психология: Конспект лекций. 2-е изд. –  Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.  –с. 241

33.Пирогов Е.К. Беседы о здоровье  школьников: Книга для учителей. М.: Просвещение, 2012. –с.136

34.Попова А.И. Здоровье через  образование/ А.И.Попова.  – СПб:  Речь, 2011.–  с.160

35.Распопов П.Н. Культура здоровья/ П.Н.Распопов.  – Минск, 2006. –   с.140

36.Родынина К.Г. Особенности педагогического  сопровождения учащихся младшего  звена/ К.Г.Родынина.  – Новгород: Корифей, 2009. – с.169

37.Рожков М.И. Сопровождение детей  и молодежи как компонент социально-педагогической  деятельности: матер.международ.науч.конфер. – Ярославль, 2005. – с.3

38.Симакова Д.Е. Формирование  ЗОЖ на уроках в начальной школе/ Д.Е.Симакова.  – М.: Альфа-пресс, 2011. – с.103

39.Сладков И.Р. Азбука здорового  образа жизни/ И.Р.Сладков. –  Екатеринбург, 2008. –  с.117

40.Смирнов А.Г. Здоровьесбережение  в школе/ А.Г.Смирнов. – М.: ЭКСПО, 2005.  – с.183

41.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/ Н.К.Смирнов.  – М.: АПК ПРО, 2002.  – с.240

42.Соловьёв Г. М. Здоровый образ  жизни: научно-теоретические и  методические основы: Учебное пособие,ч.3. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2010. –   с.169

43.Тележук А.М. Интеллектуальная радуга. Часть 2/ А.М.Тележук.–   Екатеринбург, 2001.  – с.183

44.Тепляк И.Г. Оздоровительные  технологии в образовательном  процессе // Педагогика, 2009. – стр.110

45.Толковый словарь русского  языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой.  – М.:ЭКСПО, 2005.  – с.207

46.Толковый словарь русского  языка: в 4 т./ под ред.проф.Д.Ушакова.  – М.:  ТЕРРА, 1996.  –Т.4.  –  с.378

47.Храмко Л.Г. Роль здоровьесберегающей  среды в образовательном учреждении/ Л.Г.Храмко.   – Кемерово, 2011. –   с.246

48.Холодок О.В. Здоровью надо учить/ О.В.Холодок. – М.: Профи, 2009. – с.148

49.Шевчук Л.Е. Педагогическое  сопровождение в условиях начальной  школы/ Л.Е. Шевчук.   – М.: ООО «Изд-во Оникс», 2011.  – с.189

50. Яшина Л.Д. Педагогика здоровья/ Л.Д.Яшина.  – Краснодар: ЭпиТек, 2007.–   с.142

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика  Горелова А.В.

«Отношение детей к  ценности здоровья и здорового образа жизни»

 

Внимательно прочитай и  ответь на вопросы

1.Представь, что ты приехал  в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:

 

Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка  шампунь тапочки

 

2.На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание - правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание 

Завтрак 8.00

Обед 13.00

Полдник 16.00

Ужин 18.00

 

Завтрак 9.00

Обед 15.00

Полдник 18.00

Ужин 21.00

 

3.Оля, Вера и Таня не могут  решить, сколько раз в день  нужно чистить зубы. Отметь тот  ответ, который тебе кажется  верным:

Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Вера: зубы чистят утром и вечером.

Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

 

4.Ты назначен дежурным и должен  проследить за тем, как твои  друзья соблюдают правила гигиены.  Отметь, в каких случаях ты  посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги

Перед едой

Перед посещением туалета

Перед тем как идешь  гулять

После посещения туалета 

После игры в баскетбол

После того как заправил постель

После того как поиграл с кошкой

 

5.Как часто ты посоветуешь  своим друзьям принимать душ?

Каждый день,

2-3 раза в неделю,

1 раз в неделю

 

6.Твой товарищ поранил палец.  Что ты ему посоветуешь?

Положить палец в рот

Подставить палец под кран с  холодной водой

Помазать ранку йодом

Помазать кожу вокруг ранки йодом

 

7.Какие из перечисленных условий  ты считаешь наиболее важными  для счастливой жизни? Выбери 4 из них:

Иметь много денег

Иметь интересных друзей

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным

Быть здоровым

Иметь любимую работу

Быть самостоятельным

Жить в счастливой семье

 

8.Какие условия для сохранения  здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4

Регулярные занятия  спортом

Деньги, чтобы хорошо питаться и  отдыхать

Хороший отдых

Знания о том, как заботиться о здоровье

Хорошие природные условия

Возможность лечиться у хорошего врача

Выполнение правил ЗОЖ

 

9.Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.

Утренняя зарядка, пробежка

Прогулка на свежем воздухе

Завтрак

Сон не менее 8 часов

Обед

Занятия спортом

Ужин

Душ, ванна

 

10.Какие мероприятия по охране  здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся  неинтересно; «3»- не проводятся:

Уроки, обучающие здоровью

Спортивные соревнования

Классные часы о том, как заботиться о здоровье

Викторины, конкурсы, игры

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Праздники на тему здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ анкеты

 

Таблица 1

Отношение детей  к ценности здоровья и здорового  образа жизни

Вопрос

Ответ

Балл

Суммарный балл

Интерпретация

1. Знание правил пользования  средствами гигиены

Мыло

Зубная щетка

Мочалка

Зубная паста

Шампунь

Тапочки

2

2

2

0

0

2

6-8баллов

 

 

 

4 балла

 

 

0-2балла

Достаточная осведомленность

 

недостаточная осведомленность

 

незнание правил пользования средствами гигиены

2.Осведомленность о  правилах организации режима  питания 

Первое расписание

 

второе расписание

4

 

 

0

4 балла

 

 

 

0 баллов

Ребенок осведомлен о правилах организации  режима питания

 

не осведомлен

3,4,4 Осведомленность о правилах гигиены

По вечерам

 

утром и вечером

 

по утрам

0

 

4

 

 

0

4 балла

 

0 баллов

Осведомлен

 

не осведомлен

 

Перед чтением книги 

Перед посещением туалета 

После посещения туалета 

Когда заправил постель 

Перед едой Перед прогулкой После  игры в баскетбол После игры с кошкой

0

 

2

 

 

2

 

 

0

 

2

0

 

2

 

2

8-10 баллов

 

2-8 баллов

 

 

0-2 балла

Осведомлен

 

плохо осведомленности

 

не осведомлен

 

Каждый день Два-три  раза в неделю

Один раз в неделю

4

 

2

 

 

0

2-4 балла

 

0-2 балла

Осведомлен

 

не осведомлен

6.Осведомленность о правилах оказания первой помощи

Положить палец в рот Подставить палец под кран с холодной водой  Помазать ранку йодом Помазать вокруг ранки

0

 

0

 

 

 

4

 

6

4-6 баллов 

 

 

0 баллов

Осведомлен об оказании первой помощи

 

 

не осведомлен

7.Личностная ценность здоровья

Иметь много денег 

Много знать и уметь быть здоровым Быть самостоятельным 

Иметь интересных друзей

Быть красивым и привлекательным 

Иметь любимую работу

Жить в счастливой семье

 0

 

1

 

 

2

 

 

2

 

 

0

 

 

 

0

 

 

1

26-7 баллов

 

 

4-5 баллов

 

1-3 балла

высокая личностная значимость здоровья

 

недостаточная личная значимость здоровья

низкая значимость здоровья

8.Оценка роли поведенческого  фактора в охране и укреплении  здоровья

Регулярные занятия  спортом Хороший отдых 

Знания о здоровье Хорошая экология Хороший врач Средства для питания Выполнение правил ЗОЖ

2

 

 

0

 

2

 

0

 

 0

0

 

2

6 баллов 

 

 

 

 

4 балла 

 

0-2балла  

понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

недостаточное понимание;

отсутствие понимания

9.Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни

Утренняя зарядка, пробежка Завтрак 

Обед 

Ужин Прогулка на свежем воздухе

 Сон не менее 8 часов Занятия спортом

Душ, ванна

За каждый ответ «1» - 2 балла; «2» - 1 балл; «3» - 0 баллов

14-16 баллов 

 

 

 

 9-13 баллов 

0-8 баллов -

 

полное соответствие распорядка дня  учащегося требованиям ЗОЖ

неполное соответствие;

несоответствие

10.Оценка учащимися  личностной значимости мероприятий,  проводимых в школе для формирования  здорового образа жизни

Уроки, обучающие здоровью Классные часы о здоровье Показ фильмов  Спортивные соревнования Викторины, конкурсы, игры Праздники

За каждый ответ «1» - 2 балла; «2» - 1 балл; «3» - 0 баллов

10-12 баллов 

 

 

 6-9 баллов  

 

0-5 баллов 

высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;

недостаточная значимость;

низкая значимость

Информация о работе Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников