Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:24, дипломная работа
Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……...............................................7-31
1.1.Содержание понятия «здоровьесберегающая культура» ….............................................................................................................................7-10
1.2.Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................11-16
1.3.Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников......17-24
Выводы ……………………………………………………………………....24-25
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…................................................................................................26-49
2.1. Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников...........................................................................................................26-31
2.2.Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровьесберегающей культуры младших школьников……………………..32-44
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования …...............45-49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50-53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, можно утверждать, что цель достигнута, проблема и задачи исследования раскрыты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абакумова Е.С. Культура
и ее компоненты/Е.С.
2. Агулова М.В. http://nsportal.ru/nachalnaya-
3.Аксенова М.В. Искусство воспитания в школе/ М.В. Аксенова. – М.: Феникс, 2009.– с.138
4.Базарных В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома /В.Ф.Базарных.– М.: Аркти, 2005 . – с.176
5.Битянова М.Р. Организация
6.Бочаров Е.Н. Как привить ребенку полезные привычки/ Е.Н.Бочаров. – Киров: Пресс, 2006. – с.167
7.Волошина Л.Н. Организация
8.Вульфов Б.З. Педагогическое
сопровождение как явление/ Б.
9.Герасимова О.Л. Подвижные игры в помещении для 7-8 лет/ О.Л.Герасимова. – Новосибирск, 2011. – с.213
10.Гитянов А.Д. Психолого-
11.Гречаник Т.С. Валеология: Учебное пособие/ Т.С.Гречаник. – Томск, 2005. – с.127
12.Гриророва И.П. Тренинги
13.Дашкова И.Т. Воспитание
здоровой личности/ под ред. Б.М.Старкова.
– Новосибирск: изд-во НГПУ,
2007. – с.160
14.Демидова М.Ю. Методика личностно-ориентированного обучения/ М.Ю.Демидова. – М.: Просвещение, 2008. – с.215
15.Зинукова Е.В. Педагогика
16.Клюева Н.В. Педагогическая психология: учеб./ Н.В.Клюева. – М.: Влад-Пресс, 2008. – с.341
17.Краснов С.Т.
18.Куренков Г.И. Пути
19.Лукина Т.Н. Воспитание детей в школе: новые подходы и технологии/ Т.Н.Лукина, С.М. Березина. – Спб: Питер, 2005. – с.251
20.Майер А.А. Педагогическая
21.Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное пособие/ Н.Н.Малярчук. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. — с.210
22.Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное
пособие. Часть 2. – Тюмень: Изд-во
Тюменского государственного
23.Маркина Н.М. Путь к
24.Мельников И.В. Как научить ребенка соблюдать режим дня/ И.В.Мельников. – М.: ЛитРес, 2012. – с.75
25.Мухин Е.П. Основы
26.Новиков А.Р. Лекции о
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов. – М.:ООО «Изд-во Оникс»,2011. — с.1101
28.Оратовский В.В.
29.Павлидис Теодорос. Компоненты
основ культуры здорового
30.Пасюков П.Н.
31.Перкрестова М.Л.
32.Петрова О.О. Возрастная
33.Пирогов Е.К. Беседы о
34.Попова А.И. Здоровье через образование/ А.И.Попова. – СПб: Речь, 2011.– с.160
35.Распопов П.Н. Культура
36.Родынина К.Г. Особенности
37.Рожков М.И. Сопровождение
38.Симакова Д.Е. Формирование ЗОЖ на уроках в начальной школе/ Д.Е.Симакова. – М.: Альфа-пресс, 2011. – с.103
39.Сладков И.Р. Азбука
40.Смирнов А.Г.
41.Смирнов Н.К. Здоровьесберег
42.Соловьёв Г. М. Здоровый
43.Тележук А.М. Интеллектуальная радуга. Часть 2/ А.М.Тележук.– Екатеринбург, 2001. – с.183
44.Тепляк И.Г.
45.Толковый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. – М.:ЭКСПО, 2005. – с.207
46.Толковый словарь русского языка: в 4 т./ под ред.проф.Д.Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. –Т.4. – с.378
47.Храмко Л.Г. Роль
48.Холодок О.В. Здоровью надо учить/ О.В.Холодок. – М.: Профи, 2009. – с.148
49.Шевчук Л.Е. Педагогическое
сопровождение в условиях
50. Яшина Л.Д. Педагогика
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика Горелова А.В.
«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
Внимательно прочитай и ответь на вопросы
1.Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:
Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки
2.На дверях столовой вывесили два
варианта расписания приема пищи: одно
расписание - правильное, другое неправильное.
Определи и отметь правильное расписание
Завтрак 8.00
Обед 13.00
Полдник 16.00
Ужин 18.00
Завтрак 9.00
Обед 15.00
Полдник 18.00
Ужин 21.00
3.Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Вера: зубы чистят утром и вечером.
Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
4.Ты назначен дежурным и
Перед чтением книги
Перед едой
Перед посещением туалета
Перед тем как идешь гулять
После посещения туалета
После игры в баскетбол
После того как заправил постель
После того как поиграл с кошкой
5.Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Каждый день,
2-3 раза в неделю,
1 раз в неделю
6.Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать кожу вокруг ранки йодом
7.Какие из перечисленных
Иметь много денег
Иметь интересных друзей
Много знать и уметь
Быть красивым и привлекательным
Быть здоровым
Иметь любимую работу
Быть самостоятельным
Жить в счастливой семье
8.Какие условия для
Регулярные занятия спортом
Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать
Хороший отдых
Знания о том, как заботиться о здоровье
Хорошие природные условия
Возможность лечиться у хорошего врача
Выполнение правил ЗОЖ
9.Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.
Утренняя зарядка, пробежка
Прогулка на свежем воздухе
Завтрак
Сон не менее 8 часов
Обед
Занятия спортом
Ужин
Душ, ванна
10.Какие мероприятия по
Уроки, обучающие здоровью
Спортивные соревнования
Классные часы о том, как заботиться о здоровье
Викторины, конкурсы, игры
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье
Праздники на тему здоровья.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анализ анкеты
Таблица 1
Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни
Вопрос |
Ответ |
Балл |
Суммарный балл |
Интерпретация |
1. Знание правил пользования средствами гигиены |
Мыло Зубная щетка Мочалка Зубная паста Шампунь Тапочки |
2 2 2 0 0 2 |
6-8баллов
4 балла
0-2балла |
Достаточная осведомленность
недостаточная осведомленность
незнание правил пользования средствами гигиены |
2.Осведомленность о правилах организации режима питания |
Первое расписание
второе расписание |
4
0 |
4 балла
0 баллов |
Ребенок осведомлен о правилах организации режима питания
не осведомлен |
3,4,4 Осведомленность о правилах гигиены |
По вечерам
утром и вечером
по утрам |
0
4
0 |
4 балла
0 баллов |
Осведомлен
не осведомлен |
Перед чтением книги Перед посещением туалета После посещения туалета Когда заправил постель Перед едой Перед прогулкой После игры в баскетбол После игры с кошкой |
0
2
2
0
2 0
2
2 |
8-10 баллов
2-8 баллов
0-2 балла |
Осведомлен
плохо осведомленности
не осведомлен | |
Каждый день Два-три раза в неделю Один раз в неделю |
4
2
0 |
2-4 балла
0-2 балла |
Осведомлен
не осведомлен | |
6.Осведомленность о правилах оказания первой помощи |
Положить палец в рот |
0
0
4
6 |
4-6 баллов
0 баллов |
Осведомлен об оказании первой помощи
не осведомлен |
7.Личностная ценность здоровья |
Иметь много денег Много знать и уметь быть здоровым Быть самостоятельным Иметь интересных друзей Быть красивым и привлекательным Иметь любимую работу Жить в счастливой семье |
0
1
2
2
0
0
1 |
26-7 баллов
4-5 баллов
1-3 балла |
высокая личностная значимость здоровья
недостаточная личная значимость здоровья низкая значимость здоровья |
8.Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья |
Регулярные занятия спортом Хороший отдых Знания о здоровье Хорошая экология Хороший врач Средства для питания Выполнение правил ЗОЖ |
2
0
2
0
0 0
2 |
6 баллов
4 балла
0-2балла |
понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья; недостаточное понимание; отсутствие понимания |
9.Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа жизни |
Утренняя зарядка, пробежка Завтрак Обед Ужин Прогулка на свежем воздухе Сон не менее 8 часов Занятия спортом Душ, ванна |
За каждый ответ «1» - 2 балла; «2» - 1 балл; «3» - 0 баллов |
14-16 баллов
9-13 баллов 0-8 баллов -
|
полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ неполное соответствие; несоответствие |
10.Оценка учащимися
личностной значимости |
Уроки, обучающие здоровью Классные часы о здоровье Показ фильмов Спортивные соревнования Викторины, конкурсы, игры Праздники |
За каждый ответ «1» - 2 балла; «2» - 1 балл; «3» - 0 баллов |
10-12 баллов
6-9 баллов
0-5 баллов |
высокая значимость мероприятий, проводимых в школе; недостаточная значимость; низкая значимость |