Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общей педагогики

 

 

 

Дипломная работа

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ  В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ  УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент факультета педагогики и психологии специальности 050706.65 Педагогика и психология с дополнительной специальностью 050711.65 Социальная педагогика

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа защищена с отметкой «___________________»

Председатель  государственной

экзаменационной комиссии

________________/…/

«_____»_______________2012 г.

«Допустить  к защите»

Заведующий  кафедрой

_______________/Г.Е. Муравьева/

«_____»__________________2012 г.


 

Шуя 2012 
Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность. Формирование личности профессионала – одна из наиболее актуальных проблем в мировой и отечественной педагогической науке последних лет. Исследования процессов профессионального становления молодых людей позволяют говорить о том, что при сложившейся организации подготовки будущего профессионала не формируется требуемый уровень осознания старшеклассниками себя как субъекта профессиональной деятельности. Недостаточность первоначальных представлений о цели получения профессионального образования оказывает влияние на весь последующий процесс профессионального становления, поскольку фактор выбора профессии приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека.

Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом, и как проблему особой значимости для старшеклассников.

Сложившееся понимание профессионального самоопределения как составляющей общего процесса развития личности, предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны – это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению старшеклассника.

Информатизация  современного общества усиливает разрыв между возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни.

На новые требования практики должна ответить система образования. Миссией школы становится обеспечение подрастающего поколения необходимой ориентировкой и средствами самоопределения в трудовой, социальной и экономической жизни.

Это определяет в качестве одной из актуальных задач современной школ создание условий для успешного профессионального самоопределения учащихся. Школе необходимо не только дать выпускникам знания, сформировать умения, опыт, которые в одинаковой мере необходимы всем и во всех сферах деятельности, но и на базе общих знаний, навыков и специфических особенностей личности развивать индивидуальные профессиональные интересы, направлять, управлять ими с целью подготовки к сознательному и свободному выбору и овладению профессией, увязывая эти интересы с требованиями общества.

Как основа прогресса XXI века выступает фундаментальная  идея непрерывного профессионального  образования. Важную роль в эффективности функционирования этой идеи играет научно-организованная профессиональная ориентация учащихся старших классов школы с целью развития устойчивых профессиональных интересов и профессиональных качеств. Она оказывает огромное влияние на повышение производительности труда, рост национального богатства, способствует своевременному и правильному профессиональному самоопределению школьников, помогает всестороннему их развитию и умению самосовершенствоваться.

Каждый год  перед выпускниками школ встает задача профессионального выбора. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника.

В процессе профессионального  самоопределения учащихся встречаются  определенные препятствия (их отмечают 92% респондентов), возникающие в связи  с решением задач выбора профессии. В их основе лежит несколько групп противоречий: противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей; противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы: между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей, между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности, между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой и другие противоречия, связанные с оценкой своей пригодности для избираемого пути: между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой, между уровнем притязаний и реальными возможностями, между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Взаимодействие  семьи и школы в вопросах профессионального  самоопределения должно и способно помочь старшеклассникам в разрешении этих противоречий.

Все вышесказанное и определило цель нашего исследования: изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.

Объектом исследования выступает профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования – формы и методы взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.

В соответствие с целью, объектом и предметом  исследования необходимо решить следующие задачи:

– изучить литературу по проблеме исследования;

–  дать характеристику профессиональному самоопределению и влияющим на нее факторам;

– проанализировать особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте;

– рассмотреть формы и методы взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников;

– провести исследование профессиональных интересов и личностных особенностей старшеклассников, влияющих на их профессиональное самоопределение;

– выяснить уровень  осведомленности родителей о  профессиональных интересах и соответствии личностных особенностей школьников выбранной профессии;

– на основе проведенной диагностики учащихся и анкетирования родителей разработать программу взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников.

Практическая  значимость работы заключается в составлении программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся.

Базой данного  исследования является муниципальное  общеобразовательное учреждение СОШ  № 45 ст. Северской Северского района Краснодарского края.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 51 источник и приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Вторая глава  посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников

1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников

Проблема профессионального  самоопределения учащихся рассматриваются  сегодня не только в контексте  модернизации российского образования, но и как общечеловеческая проблема. Можно утверждать, что подготовка человека к жизни в разные исторические периоды являлась делом государственным, олицетворяющим менталитет и культуру современной эпохи. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме свидетельствует, что на сегодняшний день все большую популярность приобретают подходы, при которых человек сам определяет меру личной ответственности за выбор своего жизненного и профессионального пути.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голомшток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова и др.).

По мнению многих авторов (Е.А. Климов, В.В. Кревневич, Б.И. Лившиц, Г.И. Щукина) большинство молодых  людей, стоящих перед выбором  профессионального пути, руководствуются, прежде всего, интересом к определенной профессии. Поэтому важно развить у школьников устойчивые профессиональные интересы, которые помогли бы им быть готовыми к реализации профессиональных намерений.

По проблемам  школьной профориентации и выбора профессии  накоплено большое количество теоретического материала. Фундаментальные основы профориентации разработаны Ю.К. Васильевым, А.Е. Голомштоком, Л.А. Йовайша, Н.Н. Захаровым, М.Н. Скаткиным, М.Х. Титмой, Е.А.Климовым. Социально-экономическим и правовым проблемам профориентации посвящены работы Л.П. Буевой, В.В. Водзинской, В.И. Журавлева, В.А. Кузьмина, И.Н. Назимова, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина, В.В. Ядова и других.

Изучению возможностей учебной и профессиональной ориентации в процессе школьного обучения посвящены работы С.Д. Дармодехина, Н.А.Бобровой; возможностям внеклассной и внешкольной работы по формированию готовности к производительному труду - М.Т. Благина, В.Ф.Сахарова. В трудах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина и других политехническое образование рассматривается как теоретическая и практическая основа сознательного выбора профессии.

В исследованиях  С.П. Крягжде отражено формирование профессиональных интересов, А.П. Сейтешев обосновал системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся. В.В. Ярошенко и Е.М. Павлютенков изучали вопросы мотивации выбора профессии. Теоретико-методические аспекты профконсультирования рассмотрены в работах Н.Ф. Гейжан, С.С. Грийшпун, Е.А. Климова, А.К. Осинский, Н.С.Пряжникова.

Б.А. Федоришин  обосновал системный подход к профессиональной ориентации школьников. Методические основы профориентации разрабатывались А.Д. Сазоновым, В.Д. Симоненко. С.Н. Чистякова исследовала подготовку молодежи к выбору профессии как ценностный процесс и обосновала концепцию системного подхода к управлению профориентацией.

Однако при  всей несомненной значимости рассмотренных  исследований и их важности в решении  образовательных задач необходимо отметить, что проблема профессионального  самоопределения старшеклассников и взаимодействие семьи и школы в этом вопросе остается открытой для научного поиска.

В большинстве  случаев подросток сталкивается с уже готовым планом обучения и профессионализации. Такая форма  профессионального самоопределения  «извне» приводит к пассивности, потере мотивации учения, к снижению интереса к собственной личности и размытости самосознания. И как следствие этому – старшеклассник испытывает потребность в педагогической поддержке, сущность которой заключается в понимании и сопереживании молодому человеку, совместном изучении и развитии его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, связанных с профессиональным становлением, мешающих ему достигать позитивных результатов в обучении, в осознании себя субъектом профессиональной деятельности [11].

Таким образом, выявляются противоречия между целями, способами и содержанием образовательной деятельности в школе, между желаниями, интересами, возможностями старшеклассников и требованиями, предъявляемыми к человеку современным профессиональным миром.

Эти противоречия в образовательном процессе старшей ступени школы затрудняют для школьников выбор профессионального пути, не обеспечивают самостоятельность в самоопределении на основе своих профессиональных интересов, уверенность в реализации своих профессиональных планов.

Вместе с  тем, существуют противоречия между высокими требованиями, предъявляемыми социальным окружением к уровню подготовленности выпускников школ реализовывать свои профессиональные планы и эффективно обучаться в профессиональной школе для получения выбранной профессии, и недостаточной нацеленностью образовательного процесса на развитие профессиональных интересов, как внутреннего мотива профессионального выбора старшеклассников.

Для подростка  выбор профессии – в значительной степени моральная проблема.  Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.

Профессиональное  самоопределение в отечественной  науке понимается и как компонент  личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности [8].

Согласно словарному определению В.И. Даля «самоопределение» можно трактовать как «самостоятельное распоряжение собственной судьбой по собственному выбору» [15, с.554]. В новейшем философском словаре категория «самоопределения» раскрывается как «процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни» [25, с.593]. В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада термин «самоопределение» обозначен как «центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений» [34, с.252-253]. В психологическом энциклопедическом словаре под редакцией М.И. Еникеева  «самоопределение» трактуется как «выбор и утверждение собственной позиции в проблемных и критических социально значимых ситуациях» [40, с.403].

Информация о работе Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов