Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

Семья, как первичная  ячейка государства, в первую очередь  ощутила эти преобразования, она  оказалась подверженной испытаниям рождающегося демократического общества. Перемены коснулись и сферы образования, где консервативные тенденции обучающих технологий сменяются новыми подходами (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко). Порой эти процессы затрагивают не только субъектов педагогического взаимодействия (учителей и учащихся), но и другие социальные институты, имеющие отношение к проблемам детства и отрочества. Естественно, что семья, как социальный институт, продолжает оказывать существенное влияние на личность ребенка и принимать активное участие в сопереживании событий школы по пути подготовки учащихся к самостоятельной зрелой жизни.

Однако некоторая  обособленность семьи и школы  в решении вопросов, относящихся  к внешкольной жизни учащихся, определила свои пути воздействия на личность подрастающего поколения  как со стороны родных и близких  детей, так и образовательных учреждений, в которых осуществляется их обучение и воспитание. Это нашло свое отражение и в вопросах профессионального выбора у старшеклассников, когда, с одной стороны, школа ограничилась лишь выполнением образовательных задач, то есть, предоставила будущему выпускнику аттестат зрелости, а, с другой стороны, - семья, мобилизуя свои возможности и влияние на подростка, попыталась в последний момент разрешить узел дальнейшего его профессионального становления. Спустя некоторое время (в юношеском или зрелом возрасте) молодой человек сможет ретроспективно оценить роль школы, конкретного педагога, или членов семьи в истинности его профессионального выбора. И тем самым определить эффективность педагогического воздействия на его личностное, в том числе, и профессиональное становление [5].

Необходимость поиска оптимальных путей педагогического  взаимодействия семьи и школы  в подготовке школьников к выбору профессии отмечена в работах Н.П. Калушиной, Р.М. Капраловой, Г.И. Куцебо, С.В. Сальцевой и др. Профессиональное консультирование, осуществляемое в рамках работы школьного психолога, является также одним значимых звеньев на пути взаимодействия членов семьи и школы в профессиональной ориентации учащихся (Е.А. Климов, К.К. Платонов, Н.И. Чистякова и др.). Однако педагоги школы не имеют четких рекомендаций к использованию совместных программ работы семьи и школы в деле профессиональной ориентации учащихся.

Учитывая задачи, которые ставит современная школа  по обучению и воспитанию учащихся, а также социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашем обществе, немаловажным становится формирование у старшеклассников [9, с. 39]:

а) критичности  к будущей самостоятельной жизни;

б) оценки явлений  изменяющейся общественной жизни;

в) умений активно включаться в преобразующие процессы;

г) способности  к адекватной социальной адаптации  в сфере отношений, учебной и  профессиональной деятельности.

Иными словами, сказанное можно рассматривать  в контексте проблемы разработки и апробации программ профессионального ориентированного обучения (А. Д. Сазонов, С. В. Сальцева, С. Н. Чистякова и др.), где известная роль в вопросах профессионального самоопределения учащихся может принадлежать таким социальным институтам, как семье и школе. И взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении призвано сыграть важную роль.

В отечественной  науке проблема взаимодействия получила многоаспектное отражение. В классической философии взаимодействие трактуется как категория отношения, которое  порождает единство вещей и процессов чувственного мира [11, с. 66]. Таким образом, взаимодействие

представляет  собой процесс взаимовлияния и взаимообусловленности объектов. В социальном плане взаимодействие рассматривается как форма социальных коммуникаций двух или более лиц или общностей, в рамках

которой, систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого. Кроме того, формируется общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между этими лицами [3].

В психологии взаимодействие характеризуется как процесс  воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность  и связь. Известный отечественный психолог К.А. Абдульханова-Славская выделяет несколько социально-психологических типов взаимодействия. В их числе: сотрудничество, противоборство, уклонение, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие. Сказанное позволяет считать, что взаимодействие может осуществляться в разнообразных формах и не всегда иметь конструктивную направленность. В педагогике взаимодействие рассматривается как личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [3, с. 33]. Взаимодействие в гуманистически ориентированном педагогическом процессе трактуется как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.П. Тряпицина), как условие актуализации субъктности человека (В.В. Горшкова, А. Ксенофонтова), как особым образом организованное общение и как метод нравственного воспитания личности (З.И. Васильева). Следовательно, в педагогическом взаимодействии оба его участника выступают как равноценные (в меру своих знаний и возможностей) партнеры по совместной деятельности. Особенностью их контакта является то, что в ходе взаимодействия осуществляется влияние участников педагогического процесса друг на друга, пересматриваются установки, согласуются мотивы и способы достижения целей обучения и воспитания.

С учетом проанализированных нами положений мы рассматриваем взаимодействие школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников как совместную работу педагогов и родителей, направленную на оказание школьникам поддержки в формировании позитивного отношения к определенному виду деятельности и создающую благоприятные условия для сознательного выбора будущей профессии. В ходе такого взаимодействия уточняются позиции учителей и родителей по вопросам профессионального самоопределения школьников, согласуются интересы и подходы к решению данной проблемы, проектируются и реализуются методы управления профессиональным самоопределением детей.

В отечественной школе сложился большой опыт привлечения родителей к работе по профессиональной ориентации учащихся. В 60-80-е гг. ХХ в. широко использовались такие формы работы, как встречи с родителями, представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, где работают члены семей, руководство кружками, выступления на родительских собраниях, конференциях и лекториях.

Однако в  организации таких мероприятий педагогическое взаимодействие принимало форму только однонаправленного воздействия на родителей со стороны учителей, инициатива всегда исходила от педагога.

Сейчас, когда  образовательные учреждения нацелены на диалог с социальными партнерами, когда школы становится все более открытой социально-педагогической системой, важно строить работу по профессиональному самоопределению школьников на основе взаимодействия семьи и школы, в котором педагоги и родители выступают как равноправные партнеры, обоюдно заинтересованные в успешном решении педагогических задач.

Особую актуальность взаимодействие педагогов и родителей приобретает и на этапе введения в школе профильного обучения.

На каком  бы высоком уровне не проводилась  эта работа, ребенку нужна помощь родителей в более полном осознании  своих наклонностей, необходим родительский совет в выборе дальнейшего образовательного маршрута, а также важна психологическая поддержка со стороны семьи в определении выбора будущей профессии. В то же время школа может расширить, обогатить воспитательные возможности семьи в рамках планирования и реализации совместных действий по организации профильного обучения учащихся. В ходе этой работы осуществляется взаимное консультирование и корректировка программы по управлению профессиональным самоопределением детей. Таким образом создается ситуация сопереживания, установка на взаимопонимание педагогов и родителей в оказании помощи растущему человеку в выборе будущей профессиональной деятельности.

Изучение публикаций по исследуемой нами проблеме позволили сформулировать цель взаимодействия школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением детей. Эта цель заключается в разработке и реализации совместных мероприятий, направленных на создание условий для воспитания у учащихся позитивного отношения к определенной профессиональной деятельности, к осознанию выбора будущей профессии на основе согласования личностных и социально-профессиональных потребностей.

Названная цель определяет основные задачи этой работы, которые включают [17]:

- разработку  программ и планов совместных действий по организационно-методической поддержке учащихся в сознательном выборе образовательного маршрута;

- изучение и  выявление индивидуальных особенностей  и наклонностей

школьников  к определенной профессиональной деятельности;

- разработку  совместных рекомендаций, методических  материалов для оказания учащимся помощи в профессиональном самоопределении с учетом выявленных интересов и склонностей;

- координацию  усилий по ознакомлению школьников  с различными видами профессий, проведение консультаций, информирование о реальном или ожидаемом спросе на профессии;

- воспитание уважительного отношения к различным видам профессионального труда как социально равноценным.

Сформулированные  выше задачи определяют ведущие направления  содержания совместной деятельности школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением учащихся, которые включают: анализ воспитательных возможностей семьи в формировании у детей позитивного отношения к трудовой деятельности и подготовке их к осознанному выбору будущей профессии, информирование и консультирование детей по этим вопросам, разработку и реализацию системы мер по развитию интересов и склонностей учащихся, связанных с профессиональным самоопределением, совместную работу по повышению качества предпрофильного и профильного обучения.

Основываясь на понимании взаимодействия как процесса воздействия объектов друг на друга, порождающего их взаимообусловленность, мы предприняли попытку выделить основные этапы сотрудничества школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением учащихся.

Сущность первого  этапа заключается, на наш взгляд, в установлении взаимопонимания педагогов и родителей на основе согласования мотивов и интересов в оказании помощи взрослеющему человеку в решении вопросов, связанных с выбором будущей профессиональной деятельности и профиля

обучения в  школе.

На втором этапе разрабатываются концепция и стратегия совместных действий по управлению профессиональным самоопределением.

На третьем  этапе реализуются основные направления этой работы.

На четвертом  этапе школьные педагоги и родители оказывают психолого-педагогическую поддержку ребенку в выборе и реализации профильного маршрута, профессиональной ориентации и контроль за этой работой.

И, наконец, на пятом этапе подводятся итоги и осуществляется оценка взаимодействия школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников.

Педагогическое  взаимодействие школьных педагогов и родителей обеспечит эффективную подготовку учащихся к выбору профессии при соблюдении следующих условий [5]:

- систематическая  психолого-педагогическая подготовка  учителей к работе с родителями по вопросам профессионального самоопределения учащихся;

- педагогическое  просвещение родителей для формирования  у них готовности к взаимодействию со школой;

- активное привлечение  родителей к работе по повышению качества подготовки школьников к жизни и к труду, опора на родительский актив в решении этой проблемы;

- выработка  и соблюдение единых требований со стороны школы и семьи к воспитанию учащихся;

- поэтапное  усложнение задач, содержания, форм  и методов сотрудничества учителей  и родителей в подготовке детей к трудовой деятельности.

Взаимодействие  семьи и школы по формированию профессиональных интересов учащихся может быть эффективным, если:

- изучается  состояние социально-педагогической  и психологической представленности  учащимися старших классов потребностно-мотивационной готовности к профессиональному выбору;

– профессиональный выбор выступает как условие образовательной среды школы;

- семья является  субъектом адаптации учащихся  к будущему профессиональному  выбору;

- совместная  работа семьи и школы выступает как открытая социально-педагогическая система, способствующая совершенствованию внутренних потенциалов личности старшеклассника и ориентирующая на самореализацию и готовность их к профессиональному выбору;

- родители вовлекаются  в образовательно-воспитательный процесс, ведется работа по повышению их психолого-педагогической культуры на основе индивидуального и дифференцированного подходов;

- создается  единое образовательное пространство, включающее совместную творческую  деятельность учащихся, их родителей и учителей школы в освоении программ профессиональной ориентации;

- разрабатывается  научно-методическое обеспечение  по социально-педагогической и  психологической ориентации молодежи к выбору профессии [7, с. 43].

Взаимодействие  семьи и школы – это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает [9, с. 4]:

- общее понимание цели  профориентации применительно к  дан 
ному подростку;

- совместное  выделение конкретных задач, решение  которых и 
обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями);

- распределение  этих задач между педагогами, классными руководителями, психологами и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);

- постоянный  взаимоконтроль за выполнением  намеченных за 
дач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если 
ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность или 
непонимание...

Информация о работе Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов