Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71
Семья, как первичная ячейка государства, в первую очередь ощутила эти преобразования, она оказалась подверженной испытаниям рождающегося демократического общества. Перемены коснулись и сферы образования, где консервативные тенденции обучающих технологий сменяются новыми подходами (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко). Порой эти процессы затрагивают не только субъектов педагогического взаимодействия (учителей и учащихся), но и другие социальные институты, имеющие отношение к проблемам детства и отрочества. Естественно, что семья, как социальный институт, продолжает оказывать существенное влияние на личность ребенка и принимать активное участие в сопереживании событий школы по пути подготовки учащихся к самостоятельной зрелой жизни.
Однако некоторая обособленность семьи и школы в решении вопросов, относящихся к внешкольной жизни учащихся, определила свои пути воздействия на личность подрастающего поколения как со стороны родных и близких детей, так и образовательных учреждений, в которых осуществляется их обучение и воспитание. Это нашло свое отражение и в вопросах профессионального выбора у старшеклассников, когда, с одной стороны, школа ограничилась лишь выполнением образовательных задач, то есть, предоставила будущему выпускнику аттестат зрелости, а, с другой стороны, - семья, мобилизуя свои возможности и влияние на подростка, попыталась в последний момент разрешить узел дальнейшего его профессионального становления. Спустя некоторое время (в юношеском или зрелом возрасте) молодой человек сможет ретроспективно оценить роль школы, конкретного педагога, или членов семьи в истинности его профессионального выбора. И тем самым определить эффективность педагогического воздействия на его личностное, в том числе, и профессиональное становление [5].
Необходимость
поиска оптимальных путей
Учитывая задачи,
которые ставит современная школа
по обучению и воспитанию учащихся,
а также социально-
а) критичности
к будущей самостоятельной
б) оценки явлений изменяющейся общественной жизни;
в) умений активно включаться в преобразующие процессы;
г) способности к адекватной социальной адаптации в сфере отношений, учебной и профессиональной деятельности.
Иными словами, сказанное можно рассматривать в контексте проблемы разработки и апробации программ профессионального ориентированного обучения (А. Д. Сазонов, С. В. Сальцева, С. Н. Чистякова и др.), где известная роль в вопросах профессионального самоопределения учащихся может принадлежать таким социальным институтам, как семье и школе. И взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении призвано сыграть важную роль.
В отечественной науке проблема взаимодействия получила многоаспектное отражение. В классической философии взаимодействие трактуется как категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира [11, с. 66]. Таким образом, взаимодействие
представляет собой процесс взаимовлияния и взаимообусловленности объектов. В социальном плане взаимодействие рассматривается как форма социальных коммуникаций двух или более лиц или общностей, в рамках
которой, систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого. Кроме того, формируется общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между этими лицами [3].
В психологии взаимодействие характеризуется как процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Известный отечественный психолог К.А. Абдульханова-Славская выделяет несколько социально-психологических типов взаимодействия. В их числе: сотрудничество, противоборство, уклонение, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие. Сказанное позволяет считать, что взаимодействие может осуществляться в разнообразных формах и не всегда иметь конструктивную направленность. В педагогике взаимодействие рассматривается как личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [3, с. 33]. Взаимодействие в гуманистически ориентированном педагогическом процессе трактуется как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.П. Тряпицина), как условие актуализации субъктности человека (В.В. Горшкова, А. Ксенофонтова), как особым образом организованное общение и как метод нравственного воспитания личности (З.И. Васильева). Следовательно, в педагогическом взаимодействии оба его участника выступают как равноценные (в меру своих знаний и возможностей) партнеры по совместной деятельности. Особенностью их контакта является то, что в ходе взаимодействия осуществляется влияние участников педагогического процесса друг на друга, пересматриваются установки, согласуются мотивы и способы достижения целей обучения и воспитания.
С учетом проанализированных нами положений мы рассматриваем взаимодействие школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников как совместную работу педагогов и родителей, направленную на оказание школьникам поддержки в формировании позитивного отношения к определенному виду деятельности и создающую благоприятные условия для сознательного выбора будущей профессии. В ходе такого взаимодействия уточняются позиции учителей и родителей по вопросам профессионального самоопределения школьников, согласуются интересы и подходы к решению данной проблемы, проектируются и реализуются методы управления профессиональным самоопределением детей.
В отечественной школе сложился большой опыт привлечения родителей к работе по профессиональной ориентации учащихся. В 60-80-е гг. ХХ в. широко использовались такие формы работы, как встречи с родителями, представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, где работают члены семей, руководство кружками, выступления на родительских собраниях, конференциях и лекториях.
Однако в организации таких мероприятий педагогическое взаимодействие принимало форму только однонаправленного воздействия на родителей со стороны учителей, инициатива всегда исходила от педагога.
Сейчас, когда образовательные учреждения нацелены на диалог с социальными партнерами, когда школы становится все более открытой социально-педагогической системой, важно строить работу по профессиональному самоопределению школьников на основе взаимодействия семьи и школы, в котором педагоги и родители выступают как равноправные партнеры, обоюдно заинтересованные в успешном решении педагогических задач.
Особую актуальность взаимодействие педагогов и родителей приобретает и на этапе введения в школе профильного обучения.
На каком бы высоком уровне не проводилась эта работа, ребенку нужна помощь родителей в более полном осознании своих наклонностей, необходим родительский совет в выборе дальнейшего образовательного маршрута, а также важна психологическая поддержка со стороны семьи в определении выбора будущей профессии. В то же время школа может расширить, обогатить воспитательные возможности семьи в рамках планирования и реализации совместных действий по организации профильного обучения учащихся. В ходе этой работы осуществляется взаимное консультирование и корректировка программы по управлению профессиональным самоопределением детей. Таким образом создается ситуация сопереживания, установка на взаимопонимание педагогов и родителей в оказании помощи растущему человеку в выборе будущей профессиональной деятельности.
Изучение публикаций по исследуемой нами проблеме позволили сформулировать цель взаимодействия школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением детей. Эта цель заключается в разработке и реализации совместных мероприятий, направленных на создание условий для воспитания у учащихся позитивного отношения к определенной профессиональной деятельности, к осознанию выбора будущей профессии на основе согласования личностных и социально-профессиональных потребностей.
Названная цель определяет основные задачи этой работы, которые включают [17]:
- разработку программ и планов совместных действий по организационно-методической поддержке учащихся в сознательном выборе образовательного маршрута;
- изучение и
выявление индивидуальных
школьников к определенной профессиональной деятельности;
- разработку
совместных рекомендаций, методических
материалов для оказания
- координацию
усилий по ознакомлению
- воспитание уважительного отношения к различным видам профессионального труда как социально равноценным.
Сформулированные выше задачи определяют ведущие направления содержания совместной деятельности школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением учащихся, которые включают: анализ воспитательных возможностей семьи в формировании у детей позитивного отношения к трудовой деятельности и подготовке их к осознанному выбору будущей профессии, информирование и консультирование детей по этим вопросам, разработку и реализацию системы мер по развитию интересов и склонностей учащихся, связанных с профессиональным самоопределением, совместную работу по повышению качества предпрофильного и профильного обучения.
Основываясь на понимании взаимодействия как процесса воздействия объектов друг на друга, порождающего их взаимообусловленность, мы предприняли попытку выделить основные этапы сотрудничества школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением учащихся.
Сущность первого этапа заключается, на наш взгляд, в установлении взаимопонимания педагогов и родителей на основе согласования мотивов и интересов в оказании помощи взрослеющему человеку в решении вопросов, связанных с выбором будущей профессиональной деятельности и профиля
обучения в школе.
На втором этапе разрабатываются концепция и стратегия совместных действий по управлению профессиональным самоопределением.
На третьем этапе реализуются основные направления этой работы.
На четвертом этапе школьные педагоги и родители оказывают психолого-педагогическую поддержку ребенку в выборе и реализации профильного маршрута, профессиональной ориентации и контроль за этой работой.
И, наконец, на пятом этапе подводятся итоги и осуществляется оценка взаимодействия школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников.
Педагогическое взаимодействие школьных педагогов и родителей обеспечит эффективную подготовку учащихся к выбору профессии при соблюдении следующих условий [5]:
- систематическая
психолого-педагогическая
- педагогическое
просвещение родителей для
- активное привлечение родителей к работе по повышению качества подготовки школьников к жизни и к труду, опора на родительский актив в решении этой проблемы;
- выработка и соблюдение единых требований со стороны школы и семьи к воспитанию учащихся;
- поэтапное
усложнение задач, содержания, форм
и методов сотрудничества
Взаимодействие семьи и школы по формированию профессиональных интересов учащихся может быть эффективным, если:
- изучается
состояние социально-
– профессиональный выбор выступает как условие образовательной среды школы;
- семья является субъектом адаптации учащихся к будущему профессиональному выбору;
- совместная работа семьи и школы выступает как открытая социально-педагогическая система, способствующая совершенствованию внутренних потенциалов личности старшеклассника и ориентирующая на самореализацию и готовность их к профессиональному выбору;
- родители вовлекаются в образовательно-воспитательный процесс, ведется работа по повышению их психолого-педагогической культуры на основе индивидуального и дифференцированного подходов;
- создается
единое образовательное
- разрабатывается
научно-методическое
Взаимодействие семьи и школы – это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает [9, с. 4]:
- общее понимание цели
профориентации применительно
ному подростку;
- совместное
выделение конкретных задач,
обеспечивает достижение
намеченной цели (лучше эти задачи выписать
перечнем и обсудить с родителями);
- распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, психологами и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);
- постоянный
взаимоконтроль за выполнением
намеченных за
дач и своевременная корректировка задач
и их исполнителей, если
ответственные за их выполнение демонстрируют
пассивность или
непонимание...