Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

Лучше, если такой план совместной работы будет не просто «проговорен», но и представлен в напечатанном виде.

В самом общем  плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями) [13].

1. Обсуждение  возможных перспектив профессионального  самоопределения школьников па родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, дополнительных занятий по подготовке в вузы (на базе школы или в других местах), информировать родителей о той профориентационной работе, которая ведется в данной школе и в данном классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. И уже па других собраниях заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не только педагогов и психологов, но и тех родителей, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов плана.

2. Организация родительских  лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только специалисты данной школы, но и приглашенные психологи из Центров профориентации, Центров занятости, из психолого-педагогических вузов, которые профессионально занимаются данными вопросами.

Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением,  подготовить основных докладчиков  (например,  из числа, учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.

Индивидуальные беседы и  профконсультации. Это могут быть 
консультации самих родителей, а также совместные консультации с 
присутствием родителей и их детей. В последнем случае психолог- 
консультант должен быть уверен, что между родителями и школьником существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.

Иногда рекомендуется  поддерживать определенные контакты с 
семьей для получения оперативной информации о сложных подростках. Например, с помощью телефонных разговоров, а иногда - и через посещение семьи подростка, хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но он представляется достаточно перспективным.

Понятно, что  когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.

Выводы по первой главе

1. Несмотря на то, что по  проблемам школьной профориентации и выбора профессии накоплено большое количество теоретического материала, проблема взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников остается открытой для научного поиска.

Профессиональное  самоопределение можно рассматривать  как компонент личностного новообразования  старшего школьного возраста, и как  длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности.

В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному  самоопределению необходима педагогическая поддержка, основанная на деятельностном, активизирующем, развивающем, психологическом, возрастном, личностном и опережающем подходах. Вариативная организация педагогического процесса способствует развитию у старшеклассников личностного и профессионального самоопределения.

2. Факторами,  влияющими на профессиональное  самоопределение личности, являются особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, и различные компоненты направленности личности. Ситуации выбора профессии обусловлены также такими факторами, как позиция старших членов семьи, позиция сверстников, позиция педагогов, личные профессиональные планы, способности, самопознание и адекватная самооценка.

3. Взаимодействие школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников – совместная  работа педагогов и родителей, направленная на оказание школьникам поддержки в формировании позитивного отношения к определенному виду деятельности и создающую благоприятные условия для сознательного выбора будущей профессии. Цель данного взаимодействия школы и семьи заключается в разработке и реализации совместных мероприятий, направленных на создание условий для воспитания у учащихся позитивного отношения к определенной профессиональной деятельности, к осознанию выбора будущей профессии на основе согласования личностных и социально-профессиональных потребностей.

 

Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение  старших  школьников

2.1. Исследование личностных особенностей  и профессиональных интересов  школьников, влияющих на профессиональное самоопределение

Создание программы взаимодействия семьи и школы по воспитанию профессиональных интересов школьников проводилось в 2 этапа.

На первом этапе  были исследованы профессиональные интересы учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 45 ст. Северской Северского района Краснодарского края. Также были определены личностные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников. Было проведено анкетирование родителей по вопросу: знают ли они о том, какую профессию хотят приобрести их дети, и знают ли они, соответствует ли выбранная их ребенком профессия его личностным особенностям.

На втором этапе  на основе полученных данных была проведена  работа по составлению программы  взаимодействия семьи и школы  по профессиональному самоопределению школьников. Также была изучена эффективность программы к концу 2011-2012 учебного года.

Для выделения  характерологических особенностей учащихся был использован 16-факторный  опросник Кэттела, состоящий из 105 вопросов и предназначающийся для работы с подростками. Данный опросник позволил выделить и оценить развитость следующих личностных качеств, составляющих 16 факторов:

Фактор А  – «замкнутость – общительность»;

Фактор В  – «интеллект»;

Фактор С  – «эмоциональная неустойчивость –  эмоциональная устойчивость»;

Фактор Е  – «подчиненность – доминантность»;

Фактор F – «сдержанность  – экпрессивность»;

Фактор G – «подверженность  чувствам – высокая нормативность  поведения»;

Фактор Н  – «робость – смелость»;

Фактор I – «жесткость – чувствительность»;

Фактор L – «доверчивость  – подозрительность»;

Фактор М  – «практичность – развитое воображение»;

Фактор N – «прямолинейность – дипломатичность»;

Фактор О  – «уверенность в себе – тревожность»;

Фактор Q1 – «консерватизм  – радикализм»;

Фактор Q2 - «конформизм  – нонконформизм»;

Фактор Q3 – «низкий  самоконтроль – высокий самоконтроль»;

Фактор Q4 - «расслабленность – напряженность»

И дополнительный фактор МД – «адекватность самооценки».

Для выявления  профессиональных интересов и склонностей  был использован дифференциально-диагностический  опросник Климова.

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа «Человек – природа», где объектом труда  являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго  типа являются отношения «Человек –  техника», объектом труда служат технические  системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются профессии радиомеханика, токаря, слесаря, шофера, тракториста, инженера и т.п.

Третью группу образуют профессии типа «Человек –  человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа «Человек – знаковая система». Объектами  являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты и т.п.

Пятую группу образуют профессии типа «Человек – художественный образ». Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Это такие  специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д..

Опросник Климова  содержит 20 пар вопросов, результаты ответов на которые и будут  характеризовать область профессиональных интересов и склонностей испытуемых.

Для оценки профессионального личностного типа была использована методика Голланда. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:

- реалистический  тип – несоциальный, ориентированный  на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

- интеллектуальный  тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Развито абстрактное мышление. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и т.п.

- социальный  тип – обладает социальными  умениями, нуждается в контактах. Стремятся поучать и воспитывать, психологически настроены на человека, гуманны. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи и т.п.).

- конвенциальный  тип – предпочитает четко структурированную  деятельность. Стереотипны, конкретны,  практичны. Слабо развиты организаторские  способности, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные  с канцелярией и расчетом.

- предприимчивый  тип – избирает цели, которые  позволяют проявить энергию, энтузиазм,  импульсивность, любит приключения.  Доминантны, любят признание, любят  руководить. Обладают хорошими вербальными  способностями. Предпочтительна  следующая деятельность: журналист, артист, телеоператор, директор, дипломат и т.п.

- артистический  тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный  взгляд на жизнь. Независим  в решениях, оригинален. Развиты  моторные и вербальные способности.  Характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Предпочитает творческие занятия; музыку, рисование, литературное творчество и т.п..

Тест Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно указать одну, предпочитаемую.

Социальный статус определялся с помощью социометрического исследования групп учащихся.

Учащимся была предложена анкета, содержащая следующие  вопросы:

Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в  составе новой группы (не более 5 человек)?

Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в составе новой группы (не более 5 человек)?

Число выборов, полученное каждым учащимся, измеряет его социометрический статус.

После применения методов статистического анализа  были получены следующие результаты: учащиеся 10 «А» класса имели высокий статус, если они получали 13 выборов и больше, средний статус – от 12 выборов до 4, низкий статус – от 3 выборов и меньше; учащиеся 10 «Б» класса имели высокий статус, если они получали 15 выборов и более, средний статус – от 14 выборов до 5 и низкий статус – от 4 и меньше.

Самооценка  и притязания учащихся определялись с помощью методики Дембо –  Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан.

Учащимся предлагалось отметить на каждой из семи шкал («Здоровье», «Ум», «Характер», «Авторитет у сверстников», «Умелые руки», «Внешность», «Уверенность в себе») уровень своей самооценки в настоящий момент, а также тот уровень, который нужно достигнуть, чтобы быть удовлетворенным собой, почувствовать гордость за себя.

По каждой из шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определялся:

А) уровень притязаний в отношении данного качества (по расстоянию в мм от нижней точки  шкалы до поставленного учащимся знака);

Б) высота самооценки (от нижней точки до поставленного  знака);

В) величина расхождения  между уровнем притязаний и самооценкой (разность между соответствующими величинами).

Далее определялась средняя мера каждого из показателей  у учащегося. Ее характеризует среднее  арифметическое каждого из показателей  по всем анализируемым шкалам.

Кроме того, каждому  учащемуся было предложено составить список из 5 престижных и 5 не престижных, по его мнению, профессий, а также написать две профессии, которые он выбрал для своего будущего.

Характеристика выборочной совокупности. В исследовании принимали участие 52 учащихся 10-х классов МОУ СОШ  № 45 ст. Северской: 27 учащихся из 10 «Б» класса и 25 учащихся из 10 «А» класса. Из них 29 девушек и 23 юноши.

Диагностические характеристики выборки. Данные о группе, полученные в результате исследования самооценки, можно представить таблицей 1.

Таблица 1 Уровень самооценки и притязаний старшеклассников

 

Уровень притязаний

Уровень самооценки

Степень расхождения

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Высокая

Средняя

Низкая

10 «А»

7

28 %

10

40 %

8

32 %

-

0 %

3

12 %

17

68 %

5

20 %

-

0 %

7

28 %

16

64 %

2

8 %

10 «Б»

11

41 %

11

41 %

5

18 %

-

0 %

9

33 %

14

52 %

3

11 %

1

4 %

7

26 %

18

67 %

2

7 %

Все

18

35 %

21

40 %

13

25 %

-

0 %

12

23 %

31

60 %

8

15%

1

2%

14

27%

34

65%

4

8%

Информация о работе Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов