Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71
Лучше, если такой план совместной работы будет не просто «проговорен», но и представлен в напечатанном виде.
В самом общем плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями) [13].
1. Обсуждение
возможных перспектив
2. Организация родительских
лекториев по вопросам
Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа, учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.
Индивидуальные беседы и
профконсультации. Это могут быть
консультации самих родителей, а также
совместные консультации с
присутствием родителей
и их детей. В последнем случае психолог-
консультант должен
быть уверен, что между родителями и школьником
существует взаимоуважение и некоторое
взаимопонимание.
Иногда рекомендуется
поддерживать определенные контакты с
семьей для получения оперативной информации
о сложных подростках. Например, с
помощью телефонных разговоров, а иногда
- и через посещение семьи
подростка, хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но
он представляется достаточно перспективным.
Понятно, что когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.
Выводы по первой главе
1. Несмотря на то, что по проблемам школьной профориентации и выбора профессии накоплено большое количество теоретического материала, проблема взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников остается открытой для научного поиска.
Профессиональное
самоопределение можно
В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению необходима педагогическая поддержка, основанная на деятельностном, активизирующем, развивающем, психологическом, возрастном, личностном и опережающем подходах. Вариативная организация педагогического процесса способствует развитию у старшеклассников личностного и профессионального самоопределения.
2. Факторами, влияющими на профессиональное самоопределение личности, являются особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, и различные компоненты направленности личности. Ситуации выбора профессии обусловлены также такими факторами, как позиция старших членов семьи, позиция сверстников, позиция педагогов, личные профессиональные планы, способности, самопознание и адекватная самооценка.
3. Взаимодействие школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников – совместная работа педагогов и родителей, направленная на оказание школьникам поддержки в формировании позитивного отношения к определенному виду деятельности и создающую благоприятные условия для сознательного выбора будущей профессии. Цель данного взаимодействия школы и семьи заключается в разработке и реализации совместных мероприятий, направленных на создание условий для воспитания у учащихся позитивного отношения к определенной профессиональной деятельности, к осознанию выбора будущей профессии на основе согласования личностных и социально-профессиональных потребностей.
Создание программы взаимодействия семьи и школы по воспитанию профессиональных интересов школьников проводилось в 2 этапа.
На первом этапе были исследованы профессиональные интересы учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 45 ст. Северской Северского района Краснодарского края. Также были определены личностные особенности старшеклассников, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников. Было проведено анкетирование родителей по вопросу: знают ли они о том, какую профессию хотят приобрести их дети, и знают ли они, соответствует ли выбранная их ребенком профессия его личностным особенностям.
На втором этапе на основе полученных данных была проведена работа по составлению программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников. Также была изучена эффективность программы к концу 2011-2012 учебного года.
Для выделения
характерологических
Фактор А – «замкнутость – общительность»;
Фактор В – «интеллект»;
Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;
Фактор Е – «подчиненность – доминантность»;
Фактор F – «сдержанность – экпрессивность»;
Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»;
Фактор Н – «робость – смелость»;
Фактор I – «жесткость – чувствительность»;
Фактор L – «доверчивость – подозрительность»;
Фактор М – «практичность – развитое воображение»;
Фактор N – «прямолинейность – дипломатичность»;
Фактор О – «уверенность в себе – тревожность»;
Фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»;
Фактор Q2 - «конформизм – нонконформизм»;
Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
Фактор Q4 - «расслабленность – напряженность»
И дополнительный фактор МД – «адекватность самооценки».
Для выявления
профессиональных интересов и склонностей
был использован
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
Первую группу составляют профессии типа «Человек – природа», где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.
Основой второго типа являются отношения «Человек – техника», объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются профессии радиомеханика, токаря, слесаря, шофера, тракториста, инженера и т.п.
Третью группу образуют профессии типа «Человек – человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
Четвертую группу составляют профессии типа «Человек – знаковая система». Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты и т.п.
Пятую группу образуют профессии типа «Человек – художественный образ». Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Это такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д..
Опросник Климова
содержит 20 пар вопросов, результаты
ответов на которые и будут
характеризовать область
Для оценки профессионального личностного типа была использована методика Голланда. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:
- реалистический
тип – несоциальный, ориентированный
на настоящее, эмоционально
- интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Развито абстрактное мышление. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и т.п.
- социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Стремятся поучать и воспитывать, психологически настроены на человека, гуманны. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи и т.п.).
- конвенциальный
тип – предпочитает четко
- предприимчивый
тип – избирает цели, которые
позволяют проявить энергию,
- артистический
тип – опирается на эмоции,
воображение, интуицию; имеет сложный
взгляд на жизнь. Независим
в решениях, оригинален. Развиты
моторные и вербальные
Тест Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно указать одну, предпочитаемую.
Социальный статус определялся с помощью социометрического исследования групп учащихся.
Учащимся была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:
Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе новой группы (не более 5 человек)?
Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в составе новой группы (не более 5 человек)?
Число выборов, полученное каждым учащимся, измеряет его социометрический статус.
После применения
методов статистического
Самооценка и притязания учащихся определялись с помощью методики Дембо – Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан.
Учащимся предлагалось отметить на каждой из семи шкал («Здоровье», «Ум», «Характер», «Авторитет у сверстников», «Умелые руки», «Внешность», «Уверенность в себе») уровень своей самооценки в настоящий момент, а также тот уровень, который нужно достигнуть, чтобы быть удовлетворенным собой, почувствовать гордость за себя.
По каждой из шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определялся:
А) уровень притязаний в отношении данного качества (по расстоянию в мм от нижней точки шкалы до поставленного учащимся знака);
Б) высота самооценки (от нижней точки до поставленного знака);
В) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой (разность между соответствующими величинами).
Далее определялась средняя мера каждого из показателей у учащегося. Ее характеризует среднее арифметическое каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.
Кроме того, каждому учащемуся было предложено составить список из 5 престижных и 5 не престижных, по его мнению, профессий, а также написать две профессии, которые он выбрал для своего будущего.
Характеристика выборочной совокупности. В исследовании принимали участие 52 учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 45 ст. Северской: 27 учащихся из 10 «Б» класса и 25 учащихся из 10 «А» класса. Из них 29 девушек и 23 юноши.
Диагностические характеристики выборки. Данные о группе, полученные в результате исследования самооценки, можно представить таблицей 1.
Таблица 1 Уровень самооценки и притязаний старшеклассников
Уровень притязаний |
Уровень самооценки |
Степень расхождения | |||||||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокая |
Средняя |
Низкая | |
10 «А» |
7 28 % |
10 40 % |
8 32 % |
- 0 % |
3 12 % |
17 68 % |
5 20 % |
- 0 % |
7 28 % |
16 64 % |
2 8 % |
10 «Б» |
11 41 % |
11 41 % |
5 18 % |
- 0 % |
9 33 % |
14 52 % |
3 11 % |
1 4 % |
7 26 % |
18 67 % |
2 7 % |
Все |
18 35 % |
21 40 % |
13 25 % |
- 0 % |
12 23 % |
31 60 % |
8 15% |
1 2% |
14 27% |
34 65% |
4 8% |