Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

 

Результаты  социометрического исследования представим следующей таблицей 2:

Таблица 2 Результаты социометрии

 

Высокий статус

Средний статус

Низкий статус

 

10 «А»

8 %

36 %

56 %

100 %

10 «Б»

0 %

44 %

56 %

100 %

Все

4 %

40 %

56 %

100 %


 

Из 52 человек  престижные профессии выбрали для  себя 28 человек, в пользу не престижных профессий не было сделано ни одного выбора.

Наиболее престижными  у учащихся считаются следующие  профессии:

Таблица 3 Ранжирование профессий по престижности

Наиболее престижные профессии

У девушек (из 29 человек)

У юношей (из 23 человек)

Юрист (22 выбора)

Юрист (18)

Менеджер (11)

Бизнесмен (9)

Экономист (8)

Адвокат (8)

Дизайнер (8)

Автомеханик (7)

Бухгалтер (7)

 

Журналист (6)

 

Психолог (6)

 

Адвокат (6)

 

Наименее престижные профессии

У девушек:

У юношей:

Дворник (23)

Дворник (19)

Уборщица (15)

Уборщик (10)

Учитель (14)

Сантехник (8)

Продавец (7)

Учитель (7)

Лифтер (7)

Слесарь (6)


 

Результаты анкетирования родителей

По итогам проведенного анкетирования было выявлено следующее:

Знают о выбранной  ребенком профессии 45 родителей, не знают – 7.

Рис. 3. Информированность родителей о профессии, выбранной их ребенком

 

Знают о том, соответствует ли выбранная профессия его личностным особенностям 12 родителей, не знают – 40.

Рис. 4. Информированность родителей о соответствии выбранной ребенком профессии его личностным особенностям

 

Результаты исследования показали, что и детям и родителям необходима помощь школы в формировании профессиональных интересов и в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Анализ результатов диагностики. В результате проведенного диагностического исследования было выявлено, что очень высокий уровень притязаний имеют 35%, высокий – 40%, средний – 25% респондентов. Низкий уровень притязаний не выявлены ни у одного из испытуемых. Уровень самооценки очень высокий у 23%, высокий – у 60%, средний – у 15%, низкий – у 2% респондентов. Степень расхождения уровня притязаний и уровня самооценки 27% высокая, 65% средняя, 8% низкая. Это говорит о том, что у большинства респондентов адекватный уровень самооценки и притязаний.

Результаты  социометрического исследования показали, что из 52 человек престижные профессии выбрали для себя 28 человек, в пользу не престижных профессий не было сделано ни одного выбора.

Для выявления  взаимосвязи между личностными  особенностями учащихся и их профессиональными интересами были подсчитаны коэффициенты корреляции между каждым фактором Кэттела и каждым из полученных показателей по другим методикам (см. Приложение, таблица 6)

В работе обсуждаются  только значимые корреляции при a=0,05.

Взаимосвязь характерологических  особенностей личности с ее профессиональными  интересами. Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты: (см. Приложение, таблица 7).

Для учащихся, сделавших  выбор в пользу профессий типа «человек – человек» характерна эмоциональная неустойчивость (С): подверженность чувствам, переменчивость интересов и настроения (r = - 0.372 при a = 0,05).

Если учащимися  был сделан выбор в пользу профессий  типа «человек –знак», то для них  была характерна дипломатичность (N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3103 при a = 0,05).

Для учащихся, выбравших  профессиональную деятельность типа «человек – художественный образ» характерна эмоциональная устойчивость (С): выдержанность, работоспособность, реалистичность настроения, постоянство интересов (r = 0,3469 при a = 0,05); чувствительность (I): мягкость, уступчивость, развитая эмпатия (r = 0,5893 при a = 0,05); прямолинейность (N): наивность, непосредственность поведения (r = - 0,456 при a = 0,05).

Учащиеся, отдавшие предпочтения профессиям типа «человек – техника», обладали дипломатичностью (N): расчетливостью, проницательностью(r = 0,3845 при a = 0,05); жесткостью (I): уверенностью в себе, черствостью по отношению к окружающим (r= - 0,637 при a = 0,05); а также подверженностью чувствам(G): склонностью к непостоянству, подверженностью влиянию случая и обстоятельств (r = - 0,308 при a = 0,05).

Существенной  корреляции между характерологическими особенностями личности и профессиональными предпочтениями типа «человек – природа» не было выявлено.

Связь между характерологическими особенностями и профессиональным типом личности. Анализ коэффициентов корреляции позволил выявить следующие факты (см. Приложение, таблица 8).

Если у учащихся превалировал реалистический тип личности, то им была свойственна дипломатичность (N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3686 при a = 0,05); а также жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,591 при a = 0,05).

Если у учащихся преобладал исследовательский тип личности (Is), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, склонностью к экспериментированию, недоверием авторитетам (r = 0,3542 при a = 0,05).

Если было выявлено преобладание артистического типа (Ar), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления (r = 0,03046 при a = 0,05); чувствительностью (I): мягкостью, уступчивостью, наличием эмпатии (r = 0,3929 при a = 0,05); а также прямолинейностью (N): наивностью, непосредственностью поведения (r = - 0,356 при a = 0,05).

Учащиеся, относящиеся  к социальному типу личности (S), обнаружили доминантность (Е): властность, независимость, самоуверенность (r = 0,3182 при a = 0,05); вместе с тем чувствительность (I): мягкость, наличие эмпатии (r = 0,3001 при a = 0,05); напряженность в группе с относительно низким порогом фрустрации (Q4) (r = 0,2859 при a = 0,05).

Для учащихся с  выраженным предприимчивым типом (Ер) характерна склонность переоценивать  себя (МД) (r = 0,3248 при a = 0,05); жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,376 при a = 0,05); консерватизм (Q1): устойчивость по отношению к традиционным трудностям, верность принципам (r = - 0,358 при a = 0,05).

И, наконец, у  учащихся конвенциального типа (Со) обнаружилось развитое воображение (М): значительный творческий потенциал, ориентация на внутренний мир, затруднительность групповой деятельности (r = 0,3488 при a = 0,05).

Связь между условием притязаний, самооценкой и профессиональными  интересами.

Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение, таблица 9).

Для учащихся, сделавших  выбор в пользу профессий типа «человек – природа» свойственна  меньшая степень расхождения  между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05).

Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий типа «человек – художественный образ» был свойственен низкий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = - 0,281 при a = 0,05).

Учащихся, сделавших  выбор в пользу профессий типа «человек – техника» отличали большая  степень расхождений между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = 0,286 при a = 0,05), высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,309 при a = 0,05) и высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,281 и r = 0,254 при a = 0,05).

Если у учащихся превалировал реалистический тип личности ®, то у них чаще обнаруживались высокий  уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,262 при a = 0,05), большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Ум» (r = 0,281 при a = 0,05), меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Уверенность в себе» (r = - 0,28 при a = 0,05).

Если у учащихся был более выражен исследовательский  тип личности (Is), то чаще они обладали низкими уровнями самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = - 0,30 и r = - 0,294 при a = 0,05).

Учащихся социального  типа личности (S) отличали низкие уровни притязаний по шкалам «Здоровье» и «Умелые руки» (r = - 0,234 и r = - 0,282 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = - 0,35 при a = 0,05).

Учащихся предприимчивого  типа личности (Ер) отмечали высокие  уровни самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = 0,31 и r = 0,31 при a = 0,05), высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,367 и r = 0,505 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождений уровней притязаний и самооценки по шкале «Внешность» (r = - 0,299 при a = 0,05).

При анализе коэффициентов корреляции для средних значений уровней притязания и самооценки и степени расхождения этих уровней были получены следующие факты.

Если учащиеся выбирали профессии типа «человек –  человек», то чаще у них обнаруживалась большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (r = 0,324 при a = 0,05).

У учащихся предприимчивого  типа личности (Ер) чаще встречались  высокие уровни притязаний и самооценки (r = 0,287 и r = 0,351 при a = 0,05), а также большая степень расхождений между уровнями (r = 0,36 при a = 0,05).

Влияние уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального  выбора.

Для анализа  результатов поместим их в таблицу 4.

 

 

 

 

Таблица 4. Влияние уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора

 

Уровень

притязаний, %

Уровень самооценки, %

Степень расхождений, %

Сочетание параметров, говорящих о нормальном личностном развитии, %

Сочетание параметров, говорящих о неблагоприятном  личностном развитии, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Сильная

Умеренная

Слабая

Выбрали престижную профессию

36

39

25

0

18

64

18

0

18

75

7

68

4

Не  выбрали престижную профессию

33

42

25

0

29

54

13

4

38

54

8

46

8


 

Рассмотрим  случаи значительного влияния уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора. Для этого найдем отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с различными параметрами.

29 : 18 » 1,6

Это означает, что учащиеся с очень высоким уровнем самооценки в 1,6 раза реже выбирали престижную профессию.

38 : 18 » 2,1

Это означает, что  учащиеся с сильной степенью расхождения  уровней притязания и самооценки в 2,1 раза реже выбирали престижную профессию.

75 : 54 » 1,4

Это говорит  о том, что чаще в 1,4 раза выбирали престижную профессию учащиеся с  умеренной степенью расхождения  между уровнями притязаний и самооценки.

О влиянии сочетания  параметров на престижность выбора можно  судить по следующему отношению:

68 : 46 » 1,5

То есть в 1,5 раза чаще выбирали престижную профессию  учащиеся с благоприятными результатами личностного развития (случаи сочетания  среднего, высокого или очень высокого уровня притязаний со средним или  высоким уровнем самооценки при  умеренном расхождении этих уровней и сочетания высокой и очень высокой самооценки с очень высоким уровнем притязаний при умеренном расхождении этих уровней).

Реже выбирали престижную профессию учащиеся с  высоким уровнем самооценки и  учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.

Таким образом, проведенное экспериментальное  исследование позволило обнаружить влияние личностных особенностей учащихся на их профессиональные интересы.

Влияние социального статуса учащегося  на престижность его профессионального выбора.

Для сравнения  результатов поместим их в таблицу 5.

Таблица 5. Влияние социального статуса учащегося на престижность его профессионального выбора

   

Высокий статус, %

Средний статус, %

Низкий  статус, %

 

10 «А»

Выбрали престижную профессию

0

47

53

100 %

Не выбрали

33

0

67

100 %

10 «Б»

Выбрали престижную профессию

0

33

67

100 %

Не выбрали

0

50

50

100 %

Всего

Выбрали престижную профессию

0

43

57

100 %

Не выбрали

8

38

54

100 %

Информация о работе Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов