Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  отношение количества процентов  учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с низким, средним и высоким социальным статусом:

57 : 54 » 1,06;                      43 : 38 » 1,13;                              0 : 8 » 0

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.

2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников

 

Совместная профориентационная деятельность школы и семьи осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1 по 11 класс («вертикаль системы»), работу школы с семьей и социумом («горизонталь системы»). В основе системы лежит периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1996г.) и взаимодействие различных социальных институтов, описанное Е.Ю. Пряжниковой, Н.С.Пряжниковым.

Вертикаль системы. В системе выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через все этапы профориентационной деятельности школы. Таких этапов мы выделяем шесть.

1 этап. «Профессия, здравствуй!» – 1-2 классы.

2 этап. «Профессии моей семьи» – 3-4 классы.

3 этап. «Я и профессии вокруг меня» – 5-8 классы.

4 этап. «Мир профессий» – 9 классы.

5 этап. «Я в мире профессий» – 10-11 классы.

6 этап. «Моя профессия» – внешкольные учебные заведения, работа.

Диагностическая линия профориентационной деятельности включает в себя различные диагностики, опросники, анкеты и т.п., которые повторяются на каждом этапе с добавлением новых. В 1-4 классах добавляется диагностика мотивации к учебной деятельности, в 5-8 – индивидуальных особенностей, склонностей, мотивации к социальной сфере, мотивов саморазвития. В 9 классах дополнительно диагностируется способности и мотивация учащихся к трудовой сфере, в 10-11 – мотивы профессиональной направленности, личностные особенности и профессиональные интересы, влияющие на их профессиональное самоопределение.

Развивающая линия проходит через различные направления психолого-педагогической поддержки детей, предпрофильную подготовку учащихся на I и II ступенях обучения, профильное обучение на III ступени обучения.

Серия профориентационных курсов проходит через все этапы вертикали системы: 1-4 классы – «Все профессии нужны, все профессии важны», 5-8 классы – «Сфера», 9 классы – «Перспектива», 10-11 класс – «Мой выбор». Цель этих курсов – профессиональная ориентация детей с раннего возраста по период самоопределения личности выпускника.

На 2-5 этапах важно  творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда преподаватели, в рамках устоявшихся, курсов рассказывают учащимся о связи их предмета с близкими профессиями (профориентационные минутки и профориентационные уроки). Серия экскурсий на предприятия и организации, встречи с людьми различных профессий, получение информации о рынке труда идут в направлении знакомства детей с миром профессий поэтапно через семью, станицу, район, регион, страну.

В подсистему предпрофильной подготовки на I и II ступени обучения в школе входит педагогическая, психологическая, информационная и организационная поддержка учащихся начальной и основной школы. Это этап дифференциации познавательных способностей учащихся и мягкой профилизации обучения. Она осуществляется через систему кружков, факультативов, курсов по выбору и научного общества учащихся, интеллектуально-практический марафон. К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике.

В рамках интеллектуально-практического  марафона учителями-предметниками  и учащимися профильных классов  проводятся интеллектуальные игры, экскурсии, практические работы, тематические часы общения, открытые уроки, выпускаются  газеты, информационные листки и т.д. С 5 класса вводятся факультативы, в 9 классе ведутся дополнительные образовательные курсы и курсы по выбору.

На 3 этапе в  систему профориентационной деятельности включается НОУ. Цель научного общества учащихся – формирование личности школьника, способной к самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении. Поэтому одно из направлений работы НОУ – профориентация. Научно-практическая конференция «Я и мир вокруг меня» способствует ранней профессиональной ориентации. Все творческие, реферативные, исследовательские, проектные работы учеников, тем или иным образом касающиеся мира профессий, выносятся в отдельную секцию «Я и профессия».

Школа реализует  модель внутришкольной профилизации, является многопрофильной. Профили в 10-х классах открываются с учетом интересов и способностей детей, их профессиональных наклонностей. Профильное обучение осуществляется по индивидуальным маршрутам обучения. Каждый ученик выбирает из предложенных предметов те, которые необходимы ему для дальнейшего профессионального самоопределения. Десятиклассник выбирает для обязательного посещения элективные курсы – по одному в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся и социальных запросов родителей. Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (общеобразовательные) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.

Педагоги ведут  учащихся от школьных конкурсов через  районные, краевые к российским, тем самым способствуя формированию мотивов саморазвития.

Способствует  созданию условий для повышения  готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом и трудоустройство школьников. В школе создаются условия для пробы сил в различных профессиональных сферах. Швеи, секретари, учителя, столяры, пилоты (вожатые), журналисты, оформители, музейные работники, официанты – перечень профессий, предоставляемый ученику для выбора, способствующий реальному знакомству с миром профессий и выстраиванию личной профессиональной перспективы. День профориентации, проходящий 1 раз в год, включает в себя самые разные мероприятия: «ярмарки профессий», профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, встречи школьников со специалистами по различным профессиям, просмотр фильмов и видеофильмов, «праздник труда», повышающий престиж конкретных профессий, деловые игры, тренинги и т.д.

На 5 этапе системы  школьники получают профессиональное образование: девушки – швеи или  секретари, юноши – водители категории  ВС. Каждый этап сопровождается мониторингом результатов деятельности школы.

Горизонталь системы. В системе выделяется и горизонтальная линия: школа, семья, социум. Профориентация рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов. Школа – координационный центр системы, центр единения ресурсов всех субъектов профориентационной деятельности в единой системе взаимоотношений агентов социализации: первичных и вторичных. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями.

Агентами первичной  социализации являются родители, члены  семьи, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных организаций…

Агенты вторичной  социализации – представители администрации  школы, университета, предприятия, сотрудники СМИ, партий и т.д. Профориентационная деятельность осуществляется во взаимодействии с различными партнерами. По мнению родителей учащихся, семья наряду со школой играет важнейшую роль в самоопределении ребенка.

Семья. Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Этим обусловливается ее глубокое влияние на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. В семье формируется внутренний мир ребенка закладываются основы нравственности, определяются жизненные установки и отношение к трудовой деятельности. Специалисты по исследуемой нами проблеме Л.В.Байбородова, Ю.В.Матушкина, Е.Е.Смирнова обоснованно утверждают, что на выбор школьников будущей профессии большое влияние оказывают как специально организованная воспитательная деятельность в семье, так и весь уклад семейной жизни: микроклимат, позиция родителей по отношению к своей профессиональной деятельности, трудовые традиции и т.д. [3, 28,45]

Исследование, проведенное И.Н. Прониной среди школьников Ставропольского края в 2010 г. [35] подтверждает эти положения. Так, по данным исследования около 60% учащихся выбирают личный образовательный маршрут в зависимости от отношения родителей к своему профессиональному труду. Каждый второй школьник советуется с родителями при выборе профиля обучения, каждый третий считает, что может продолжить трудовую династию семьи. Наблюдения показывают, что родители лучше педагогов знают пристрастия и интересы своих детей, особенно те из родителей, кто проводит с детьми систематическую воспитательную работу. Кроме того, проведенное автором анкетирование показало, что более 70 % родителей заинтересованы в том, чтобы помочь своим детям сделать оптимальный выбор будущей профессиональной деятельности, т.е. такой выбор, при котором задатки и наклонности ребенка совпадают с его желаниями и возможностями.

Так как целью  нашего исследования является изучение взаимодействия школы и родителей  по профессиональному самоопределению  старшеклассников, необходимо более  детально остановиться на формах работы семьи и школы со старшеклассниками и их родителями. Такой формой работы в рамках нашей программы является семейный клуб для старшеклассников и их родителей по профессиональной ориентации.

План работы семейного клуба для старшеклассников и их родителей «Профессиональные ориентиры» включал следующие мероприятия:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика личностных особенностей и профессиональных интересов  старшеклассников.

 

сентябрь

 

Психолог школы

2.

Индивидуальные  консультации родителей и старшеклассников по результатам диагностики

 

сентябрь

 

Психолог школы

3.

Экскурсии на предприятия  и организации района

1 раз в месяц

Члены совета клуба, родители

4.

Встречи с представителями  разных профессий – работниками  предприятий и организаций станицы, района, края, со специалистами районного центра занятости, профориентационного центра «Ориентир»

1 раз в месяц

Члены совета клуба, родители

5.

Цикл занятий:

1)Профессии  и специальности.

2)Формула профессии.  Выбор и моделирование.

3)Качества личности  и успех в профессии.

4)Интересы и  выбор профессии.

5)Склонности  и профессиональная направленность.

6)Профессиональный  тип личности.

7)Деловая игра  «Кадровый вопрос»

8)Профессиональный  путь.

9)Игра «Взгляд  в будущее»

10)Тренинг «Остров»

11)Профессиональная  зрелость и самопрезентация.

11 часов

Педагог-психолог,

Учителя,

Родители,

Старшеклассники


 

Основными направлениями  работы школы с семьей являются: Совет школы, Попечительский Совет, Общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Районная Ассоциация Родителей, семейный клуб «Профессиональные ориентиры», Дни семейных традиций, встречи с семейными трудовыми династиями. Наряду с традиционными родительскими собраниями по профессиональной ориентации детей («Профессии, которые выбирают наши дети», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников») интересными формами работы с семьёй являются: родительские брейн-ринги, тренинги, чтения, вечера, индивидуальные консультации, «Родительский дневник».

В марте 2012 г. нами было проведено изучение эффективности работы семейного клуба для старшеклассников и их родителей «Профессиональные ориентиры. Цель: выявить, произошли ли какие-либо изменения в выборе профессии на основе полученных учениками  данных о себе и о предполагаемой  будущей профессии.

Анализ результатов  мониторинга показал, что проведенная  диагностика личностных особенностей и профессиональных интересов заставила подавляющее большинство (более 90 %) старшеклассников впервые задуматься о том, соответствует ли выбранная ими профессия их психическим и физическим возможностям. А мероприятия, связанные с более близким знакомством с выбранной профессией показали, что почти 60% старшеклассников представляли свою будущую профессию несколько иначе. Анкетирование как родителей, так и учащихся показало, что все участники семейного клуба оценили данный вид профессиональной ориентации как полезный и необходимый. В результате участия в работе клуба 6 старшеклассников (9,1 %) изменили свои профессиональные планы, а 8 родителей (17,7 %) перестали настаивать на своем выборе профессии для ребенка,   так как выяснилось, что личностные особенности учащихся не соответствовали требованиям, предъявляемым к данным профессиям.

Выводы  по второй главе

1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение, показало, что у большинства респондентов адекватный уровень самооценки и притязаний. Проведенное экспериментальное исследование позволило обнаружить влияние на профессиональные интересы учащихся их личностных особенностей и социального статуса.

2. Предлагаемая  нами модель взаимодействия семьи  и школы в профессиональном самоопределении школьников включает в себя диагностическое и развивающее направления работы с учащимися, и работу по организации взаимодействия различных социальных институтов (социум, школа, семья), влияющих на процесс социализации школьника. В рамках нашей программы одной из действенных форм взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников является клуб по профориентации для старшеклассников и их родителей.

3. Изучение эффективности работы семейного клуба для старшеклассников и их родителей «Профессиональные ориентиры» показало, что на основе полученных учениками  данных о себе и о предполагаемой  будущей профессии у значительной части учащихся произошли изменения в выборе профессии, снизился уровень давления со стороны родителей на выбор старшеклассниками будущей профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов