Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении старших школьников.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников, рассмотрены формы и методы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Вторая глава посвящена разработке программы взаимодействия семьи и школы по профессиональному самоопределению учащихся и проведенным в рамках программы исследованиям профессиональных и личностных качеств старшеклассников, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 8
1.1. Понятие профессионального самоопределения школьников 8
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности 17
1.3. Взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников 29
Глава II. Влияние семьи и школы на профессиональное самоопределение старших школьников 41
2.1. Исследование личностных особенностей и профессиональных интересов школьников, влияющих на профессиональное самоопределение 41
2.2. Программа по взаимодействию семьи и школы по профессиональному самоопределению школьников 55
Заключение 64
Библиография 67
Приложение 71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

В подавляющем  большинстве психолого-педагогических работ возрастные рамки проявления «самоопределения» как личностного  новообразования ограничиваются 16-17 годами жизни ребенка.

Известный методолог  Б.Г. Ананьев утверждал, что жизнь человека складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах. Обстоятельства, характерные для юношеского возраста, по С.Л. Рубинштейну, связаны с существованием целого ряда ступеней, делающих человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, определяющих его жизненный путь [41].

Профессиональное  самоопределение можно рассматривать  как процесс формирования личностью  своего отношения к профессионально-трудовой сфере и процессу самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Теоретический анализ научной литературы и практика педагогического исследования позволяют  нам уточнить понятие профессионального самоопределения старшеклассников как готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда в условиях целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное; переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; неправильное понимание способностей, подмена их морально-нравственными качествами; неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля деятельности; преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения; неумение изменить решение при получении новых данных; подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии [21].

В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному  самоопределению необходима педагогическая поддержка как система средств, направленная на развитие субъектности оптанта. Модель педагогической поддержки учащихся в профессиональном самоопределении может выглядеть следующим образом (рис. 1):

Рис. 1 Модель педагогической поддержки учащихся в профессиональном самоопределении

 

Успешность  формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению  предполагает реализацию следующих подходов:

– деятельностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;

– активизирующий подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;

– развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;

– психологический подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности, о методах коррекции личности;

– возрастной подход означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных возрастных периодов развития человека;

– личностный подход в профориентации предполагает ориентацию на личностные особенности старшеклассника, прежде всего в индивидуальных формах работы;

– опережающий подход означает, что в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только существующую ситуацию на рынке труда и в мире профессий, но и прогнозируемые изменения мира профессий и рынка труда, что связано с направленностью профориентационной работы на будущее [24].

Прежде чем  оказать поддержку молодому человеку в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл  оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно дать рекомендации учащемуся, какая профессия подходит; необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Одним из таких  условий должен стать образовательный  процесс, ориентированный на развитие у школьников готовности к личностному  и профессиональному самоопределению. Его вариативная организация может проявляться на уровне содержания образования – введение углубляющего или расширяющего компонентов в профильных классах; на уровне учебного плана - интеграция учебных планов среднего общего и начального(среднего) профессионального образования при сохранении инвариантной части учебного плана школы, учебных планов дополнительного образования; на уровне организации самого урока и расписания занятий; на уровне личностно-развивающих технологий и методов обучения; на уровне различных вариантов нетрадиционных форм учебных занятий: в малых группах в рамках курсов по выбору, в учебно-исследовательских группах; поточно-групповой организации занятий в 10-11 классах, позволяющей сочетать базовое образование с элементами профилизации («мягкий профиль») [20].

По желанию учащихся и запросам родителей могут быть представлены дополнительные образовательные услуги:

– преподавание спецкурсов и новых дисциплин;

– занятия с учащимися углубленным изучением общеобразовательных предметов;

– курсовая подготовка по различным областям знаний;

– профессиональная подготовка в рамках профиля класса и вне его;

– разработка индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся) и его реализация [30].

Дополнительное  образование основывается на свободном  и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, которое способствует установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса, обладает большими возможностями (педагогической поддержки обучающихся:

– возможность всестороннего развития учащихся по личностно ориентированным программам с целью выявления и развития индивидуальности каждого;

– возможность варьирования различными курсами, исходя из интересов учащихся и пожеланий родителей;

– возможность свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого ученика;

– возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребёнка;

– возможность включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности [8].

Таким образом, целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации педагогической поддержки  осуществляют комплексный подход к  решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.

1.2. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности

Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать  себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут намного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, правильный выбор работы – один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального  и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос «Зачем я вообще учусь?». Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент, как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление - субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;  
   - объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность  выбора профессии. Это объясняется  тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии  – это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Ученые установили, что профессиональное самоопределение  – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [49].

Возникновение профессионального самоопределения  охватывает старший школьный возраст, но ему предшествует несколько этапов.

Первичный выбор  профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) характеризуется  малодифференцированными представлениями  о мире профессий - ситуативное представление  о внутренних ресурсах, необходимых  для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

На этапе  профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

Следующий этап - профессиональное обучение - осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

На этапе  профессиональной адаптации происходит формирование индивидуального стиля  деятельности, преобладание системы  производственных и социальных отношений, после чего следует самореализация в труде - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом [44].

Таким образом, профессиональное самоопределение  пронизывает весь жизненный путь человека.

Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Личность - это сложнейшая саморегулирующая система, и ей нужно включиться в систему общественного ориентирования для сознательного выбора профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Процесс профессионального  самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами  профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические  предпосылки профессионального  самоопределения, различны по характеру  их функций. Всю совокупность важнейших  личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам [46]:  
     - особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта, как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека;  
    - потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы, представления о жизненных ценностях. Эту группу образуют различные компоненты направленности личности. Они обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

По мнению Е.А.Климова, существуют различные ситуации выбора профессии. Старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации [28].

Рассмотрим  ситуации выбора профессии более  подробно. Первая сторона - это позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна - они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто  родители предоставляют ребенку  полную свободу выбора, требуя тем  самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них, в отличие от родителей, «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [51].

В большинстве  случаев дети соглашаются с выбором  родителей, рассчитывая на помощь родителей  при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

Вторая сторона  выбора профессии - позиция товарищей, подруг (сверстников). Именно позиция  микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Информация о работе Педагогическое взаимодействие семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов