Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Советская И.Г.
Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
специальность 5В050300 – «Психология»
Астана 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Допущена к защите»
__________Заведующей
кафедрой ____________ Акбердиевой Д.Ф.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога»
по специальности 5В050300 – «Психология»
Выполнила
Научный руководитель
Астана 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… |
3 |
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. |
6 |
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... |
6 |
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… |
13 |
1.3 Семья как
институт социализации |
19 |
1.4 Типология стилей
детско-родительских отношений |
24 |
1.5 Основные типы
негармоничного воспитания ………… |
33 |
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ |
41 |
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. |
41 |
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... |
44 |
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... |
45 |
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. |
49 |
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. |
50 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
53 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. |
54 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… |
56 |
ВВЕДЕНИЕ
Весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового периода происходит под влиянием общения. Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем, включая в круг общения все большее количество, как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей.
Без перенимания культурно-
Старинная мудрость гласящая, что до 5 лет ребенок царь, до 14 слуга, от 14 – друг, должна наполняться современным содержанием. Подросток должен быть не просто другом, подросток должен быть партнером в межличностных отношениях.
Актуальность исследования по данной проблематике очевидна. «Виртуальность» мироощущения в век высоких технологий, когда при внешней открытости и доступности социум общения сужен до монитора компьютера с огромным количеством постоянно обновляющихся гаджетов. «Ники» - псевдонимы, «ненастоящие» «аватарки», отсутствие навыков живого, прямого общения напрямую влияет на формирование, как психики подростка, так и его мировоззрения.
Население страны переживает кризисную социально-психологическую ситуацию, и вся тяжесть возникающих в связи с этим в обществе проблем ложится, прежде всего, на семью. Именно семья является первичным институтом социализации личности, влияет на формирование и изменение социальных установок, а также на выбор стратегий поведения. В семье закладывается тот жизненный сценарий, на основе которого личность действует в социуме, и проблемы, возникающие у нее при этом, кроются, прежде всего, в детско-родительских отношениях.
Проблема исследования в поиске причин возникновения недопонимания при общении подростка и взрослого. Несомненно, разные поколения, критическое восприятие подростка ко всему устоявшемуся, попытка принятия быстрых и зачастую необдуманных решений. Не стоит сбрасывать со счетов и консервативность мышления взрослого человека. Он умудрен опытом, груз накопленных знаний хочется передать младшему подрастающему поколению, зачастую даже без встречного желания.
Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Гипотеза исследования: предполагаем, что преодолеть проблемы взаимоотношений подростков и родителей возможно при поддержке подростков и доверии к ним, наличии психологического контакта, понимании психологических проблем подросткового возраста.
Задачи исследования:
Объектом исследования определен процесс взаимоотношений между взрослым и подростком.
Предмет исследования – процесс общения, сотрудничества и диалога подростка и родителя.
Методологической основой работы являются принципы развития, представления о формировании личности подростка (Л. Божович, С. Выгодский, Д. Эльконин, М. Лисина, В. Сухомлинский, Э.Эриксон, А. Варга, А. Спиваковская, Э. Эйдемиллер, Э. Эриксона и др.).
Помимо изучения научной
психологической и
Структура дипломной работы определена введением, двумя основными частями (теоретической и эмпирической), в которых раскрыта тема дипломной работы, а также заключением.
Новизна исследуемой темы заключается в рассмотрении проблематики отношений представителей разных возрастных поколений через призму современного ускоренного обмена информацией.
Теоретическая значимость заключается в исследовании причин возникновения проблем в общении между подростком и родителями.
Практическая значимость дипломной работы по данной теме заключается в возможности использовании этого материала в процессе формирования отношений подростка с родителями. Наработанный материал будет полезен школьному психологу, классному руководителю, руководителю внеклассного образовательного кружка или дворового клуба, тренеру спортивной секции.
Главным «потребителем» систематизированного материала могут стать родители, то есть самые близкие люди для подростка.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстает от практики, особенно в отечественной психологии. Подчеркивая решающую роль отношений с близкими взрослыми для развития ребенка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельном, ни в культурно – историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами накоплен огромный опыт работы в сфере детско – родительских отношений (А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер).
Содержание понятия «детско – родительские отношения» в психолого – педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие ребенка и родителя, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, М.В. Полевая, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско – родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Э. Берн и др.), бихевиористского (Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, В. Сатир и др.) направлений.
Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям, Тем не менее, ясно, что детско – родительские отношения – один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителей и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому [1].
На двойственность в детско-родительских отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. А.С. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления. И, наконец, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет и, тем более, на последующих возрастных этапах.
Основываясь на работах российских исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ним. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.
Таким образом, анализ работ специалистов позволяет выявить основные характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке и родительская ответственность. Теоретический анализ разработанности проблемы детско-родительских отношений и их формирования на сегодняшний день показал, что в целом существующие взгляды и концепции можно объединить в три больших методологических подхода, в рамках которых ведутся исследования: функциональный, структурный и феноменологический.
Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога