Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31
1.2 Социальное
воспитание как процесс
Социализация может носить
одновременно регулируемый, целенаправленный
и нерегулируемый, стихийный характер.
Как относятся понятия «
Возможность одновременного
существования социализации и как
целенаправленного и как
Принципы социального воспитания:
Социально-педагогические
1. Принцип гуманистической
направленности воспитания –
предполагает последовательное
отношение субъектов
2. Принцип природосообразности предполагает, что социальное воспитание и дополнительное образование детей и молодежи должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части; развивать у него ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации (в идеале, вплоть до индивидуализации). С учетом пола и возраста необходимо формировать у учащихся установку на здоровый образ жизни, навыки выживания в экстремальных условия.
3. Принцип поликультурности – заключается в том, что социальное воспитание и дополнительное образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной (для системы профессионального образования, например, это будет проявляться в том числе в соединении обучения с производительным трудом), коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе). Данный принцип требует постоянного «равновесия» с окружающим социумом (то есть учет динамики изменений в обществе). Содержание, методы и формы воспитания будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования.
4. Принцип вариативности
– предполагает, что условия для
духовно-нравственного
5. Принцип активности – предполагает создание условий для мобильности как различного рода перемещений личности или социальной группы; разнообразие способов и сфер действия (большую активность обеспечивает большее число общественных связей и взаимодействий); сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков; использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов; творческий потенциал субъекта, его установка на инноваци¬онный поиск.
Психолого-педагогические
1. Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.); свобода выбора сфер самореализации.
2. Принцип творческой
активности (умение искать творческие
решения) – может выступать
механизмом реализации
3. Принцип успешности (умение
делать). Основными понятиями его
могут быть ощущение нужности,
востребованности, желание делать,
конкурентоспособность («Я
4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.
5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.
Организационно-педагогические
1. Принцип адаптивности
как ведущий принцип
2. Принцип сочетания
3. Принцип адекватного
кадрового обеспечения.
4. Принцип интеграции
программ социального
5. Принцип социально-
Цель и задачи социального воспитания:
Целью социального воспитания, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Беларуси, является:
на региональном уровне – становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Беларуси посредством создания межведомственной системы социального воспитания детей и молодежи.
Задачи:
- повышение социального
статуса воспитания и
- дальнейшее формирование
целостной региональной
- расширение состава субъектов
социального воспитания детей
и молодежи региона,
- создание адекватной системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе;
- обеспечение доступности
социально-педагогической
На муниципальном уровне – становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Беларуси посредством обеспечения реализации государственной политики в сфере социального воспитания детей и молодежи с учетом особенностей муниципалитета.
Задачи:
- формирование воспитательного пространства муниципалитета;
- обеспечение возможностей
для самостоятельного выбора
детьми и молодежью вида
- поддержка социально-
- адаптация системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе к особенностям муниципалитета, учет результатов мониторинга в развитии и совершенствовании социального воспитания детей и молодежи в муниципалитете;
- выявление и своевременное
адекватное реагирование на
На уровне учреждения – личностный рост детей и молодежи как результат сбалансированного развития и реализации индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника и освоения и присвоения ими социально одобряемых характеристик.
Ведущие социально одобряемые характеристики базируются на:
- любви к своему краю, знании белорусского и родного языка, уважении своего народа, его культуры и духовных традиции;
- осознании и принятии ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального человечества;
- активном и заинтересованном познании мира, осознании ценности труда, науки и творчества;
- умении учиться, осознании важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике;
- социальной активности,
уважении закона и
- уважении других людей, умении вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанном выполнении правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентации в мире
профессий, понимании значения
профессиональной деятельности
для человека в интересах
Задачи:
- совершенствование
- формирование общешкольного коллектива;
- создание условий для
совершенствования
- преодоление школоцентризма, педагогоцентризма, субъект-объектной направленности в воспитательной деятельности;
- обеспечение в образовательном
учреждении условий для
Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации