Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31

Файлы: 13 файлов

содержание(печать).docx

— 44.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник(печать).docx

— 13.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1.2.docx

— 22.72 Кб (Скачать файл)

1.2 Социальное  воспитание как процесс целенаправленной  и  регулируемой социализации, его задачи и принципы.

Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный  и нерегулируемый, стихийный характер. Как относятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах социализация всегда имеет целенаправленный характер и не может быть по форме стихийной, а в неформальных объединениях – наоборот.

Возможность одновременного существования социализации и как  целенаправленного и как нерегулируемого  процесса поясним с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе  усваиваются важные знания, многие их которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик на уроке усваивает не только те социальные знания, которые являются с целью  урока, не только те социальные правила  и нормы поведения, которые декларируются  учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик усваивает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным», с точки зрения учителя  или воспитателя. Это не опыт декларируемых  правил и норм, а реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального  взаимодействия учителя с учениками, учеников между собой, учителей между  собой. И этот опыт может быть как  позитивным, так и негативным. Он может совпадать с целями процесса воспитания (и тогда он лежит в  русле данного целенаправленного  процесса социализации личности), а  может противоречить поставленным целям.

Принципы социального  воспитания:

Социально-педагогические

1. Принцип гуманистической  направленности воспитания –  предполагает последовательное  отношение субъектов социального  воспитания и дополнительного  образования к детям и молодежи  как к ответственным и самостоятельным  субъектам собственного развития, культивирование субъект –субъектных отношений в воспитательном пространстве региона. В случае реализации данного принципа социальное воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степени становления его жертвой социализации (А.В. Мудрик).

2. Принцип природосообразности предполагает, что социальное воспитание и дополнительное образование детей и молодежи должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части; развивать у него ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации (в идеале, вплоть до индивидуализации). С учетом пола и возраста необходимо формировать у учащихся установку на здоровый образ жизни, навыки выживания в экстремальных условия.

3. Принцип поликультурности  – заключается в том, что социальное воспитание и дополнительное образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной (для системы профессионального образования, например, это будет проявляться в том числе в соединении обучения с производительным трудом), коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе). Данный принцип требует постоянного «равновесия» с окружающим социумом (то есть учет динамики изменений в обществе). Содержание, методы и формы воспитания будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования.

4. Принцип вариативности  – предполагает, что условия для  духовно-нравственного развития  планомерно создаются на региональном, муниципальном и локальном уровнях.  Данный принцип диктует необходимость создания многообразных видов и типов воспитательных организаций; дифференциации содержания, форм и методов социального воспитания и дополнительного образования применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и региональных образований (А.В. Мудрик); построение региональных и муниципальных систем социального воспитания, создание локальных воспитательных систем.

5. Принцип активности – предполагает создание условий для мобильности как различного рода перемещений личности или социальной группы; разнообразие способов и сфер действия (большую активность обеспечивает большее число общественных связей и взаимодействий); сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков; использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов; творческий потенциал субъекта, его установка на инноваци¬онный поиск.

Психолого-педагогические

1. Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.); свобода выбора сфер самореализации.

2. Принцип творческой  активности (умение искать творческие  решения) – может выступать  механизмом реализации коллективных  дел и личностных задач. Он  направлен на поиск нового, на  развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является  главным стимулом интересных  дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).

3. Принцип успешности (умение  делать). Основными понятиями его  могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).

4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.

5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.

Организационно-педагогические

1. Принцип адаптивности  как ведущий принцип управления. В условиях демократизации и  децентрализации, на первый план  выходят мягкие методы управления (через создание условий и мотивацию).

2. Принцип сочетания традиционных  и инновационных направлений  деятельности. В современных условиях  модернизации необходимо обеспечить  разумный баланс традиций и  инноваций в жизнедеятельности  учреждения, системы в целом. Недопустимы  необоснованные эксперименты в  системе социального воспитания  и  дополнительного образования  детей и молодежи, переключение  с одного приоритетного вида  деятельности на другой под  влиянием сиюминутных  факторов.

3. Принцип адекватного  кадрового обеспечения. Сложившаяся  практика педагогического образования  не сориентирована на непосредственную  подготовку педагогов как воспитателей, отсутствует соответствующая сертификация. В этих условиях необходим  внимательный отбор и многоуровневая  система повышения квалификации  специалистов, привлекаемых к решению  задач социального воспитания  и  дополнительного образования  детей и молодежи.

4. Принцип интеграции  программ социального воспитания  и дополнительного образования  детей и молодежи. Интеграция  предполагает не механическое  суммирование всех возможных  направлений деятельности, а выделение  и приоритетное развитие стержневых  направлений, единых для всех  субъектов социального воспитания  и дополнительного образования.  При этом каждый субъект осуществляет  эти направления, используя только  ему присущие механизмы, ресурсы,  технологии.

5. Принцип социально-педагогического  партнерства. Социальное партнерство  – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на  равноправное сотрудничество, поиск  согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений. Оно предполагает  добровольность; взаимовыгодность и взаимодополняемость; открытость участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство; согласования интересов на основе переговоров и компромиссов; закрепление отношений в нормативных и договорных актах; взаимную ответственность и обязанности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; взаимопомощь и взаимозащиту участников партнерства в отношениях с иными субъектами

 

Цель и задачи социального воспитания:

Целью социального воспитания, духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина Беларуси, является:

на региональном уровне –  становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Беларуси посредством создания межведомственной системы социального воспитания детей и молодежи.

Задачи:

- повышение социального  статуса воспитания и воспитателей  как в регионе в целом, так  и в системе образования, в  частности;

- дальнейшее формирование  целостной региональной системы  социального воспитания на основе  учета традиций, территориальных  социокультурных особенностей, перспектив  развития региона;

- расширение состава субъектов  социального воспитания детей  и молодежи региона, координация  их действий, укрепление социального  партнерства;

- создание адекватной  системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе;

- обеспечение доступности  социально-педагогической поддержки  и помощи.

На муниципальном уровне – становление и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Беларуси посредством обеспечения реализации государственной политики в сфере социального воспитания детей и молодежи с учетом особенностей муниципалитета.

Задачи:

- формирование воспитательного  пространства муниципалитета;

- обеспечение возможностей  для самостоятельного выбора  детьми и молодежью вида досуговой,  социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной,  общественно-полезной деятельности;

- поддержка социально-педагогических  инициатив субъектов социального  воспитания детей и молодежи;

- адаптация системы мониторинга результатов социального воспитания детей и молодежи в регионе к особенностям муниципалитета, учет результатов мониторинга в развитии и совершенствовании социального воспитания детей и молодежи в муниципалитете;

- выявление и своевременное  адекватное реагирование на социально-педагогические  проблемы муниципалитета.

 

На уровне учреждения – личностный рост детей и молодежи как результат сбалансированного развития и реализации индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника и освоения и присвоения ими социально одобряемых характеристик.

Ведущие социально одобряемые характеристики базируются на:

- любви к своему краю, знании белорусского и родного языка, уважении своего народа, его культуры и духовных традиции;

- осознании и принятии ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального человечества;

- активном и заинтересованном  познании мира, осознании ценности труда, науки и творчества;

- умении учиться, осознании важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике;

- социальной активности, уважении закона и правопорядка, соизмерении своих поступков  с нравственными ценностями, осознании  своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважении других людей, умении вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанном выполнении правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентации в мире  профессий, понимании значения  профессиональной деятельности  для человека в интересах устойчивого  развития общества и природы.

Задачи:

- совершенствование системообразующих  видов воспитательной деятельности  образовательного учреждения;

- формирование общешкольного  коллектива;

- создание условий для  совершенствования профессионально-личностной  позиции педагогов как воспитателей;

- преодоление школоцентризма, педагогоцентризма, субъект-объектной направленности в воспитательной деятельности;

- обеспечение в образовательном  учреждении условий для социального  воспитания учащихся, развития социального  партнерства субъектов социального  воспитания.


Введение.docx

— 16.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 13.45 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсач(печать).docx

— 75.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

маё задание.docx

— 16.57 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации