Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31

Файлы: 13 файлов

содержание(печать).docx

— 44.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник(печать).docx

— 13.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.docx

— 16.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 13.45 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсач(печать).docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)


Изм.

Лист

№ Документа_

Подпись_

_Дата_

Лист_

 

 

КР 1-08 01 01-06.10035


Введение

 

Есть вечные темы, будто  обреченные  на неизменную актуальность и привлекательность. К таким  темам и относиться воспитание личности, его социализация, т. е его социальное воспитание в обществе, в коллективе, в социуме. Потому что  личностью  человек, индивид становиться в  процессе освоения социальных функций  и развития самосознания, т.е. осознания  совей  неповторимости как субъекта  деятельности, члена общества.

Проходящие в нашей  стране экономические, политические и  социальные  условия резко обострили  социальные противоречия. Таким образом, можно констатирован, что в процессе социализации заложен внутренний, не до конца  разрешимый конфликт между  степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в  обществе. Другими словами, эффективная  социализация предполагает определённый баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Известно, что под личностью  понимается  устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивид, и что личность есть продукт  общественного развития и включение  индивида в систему социальных отношений  посредством активной деятельности и общения

Проблема воспитания подрастающего  поколения оставалась и остается наиболее актуальной на протяжении существования  человечества, и нет единого подхода  в воспитании личности. Процесс становления  личности происходит постепенно, здесь  невозможно ожидать сиюминутных  результатов. Воспитание можно рассматривать  как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. В процессе воспитания происходит становления личности, социальная микросреда является одним из важнейших  факторов. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически ориентированная  целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему  поколению в период его включения  в социальную жизнь.

Объектом исследования является целостный педагогический процесс, направленный на социальное воспитание личности школьника, его социализации с использованием различных методов, приемов и направлений в деятельности, в приобретении социального опыта в жизни общества детей подросткового возраста.  

Предмет исследования социальное воспитание школьника в учебной деятельности.

Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника

  

Задачи исследования:

1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;

2. Изучить и описать  опыт педагогической работы по  реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.

   Практическая значимость  работы заключается в том, что  социализация (воспитание) как процесс  осуществляется как в ходе  целенаправленного воздействия  на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого  круга воздействующих факторов. Поэтому, по мнению одного известного  педагога В. Гончаровой, сформировать  личность одним школьным воспитанием  невозможно, потому что школа  формирует личность не с нуля, поскольку ранняя социализация  уже прошла в семье и в  микроокружении  этого ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социализация  личности школьника как педагогическая  проблема

 

1.1 Понятие «социализация  личности». Факторы и стадии  процесса социализации.

 

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру  общества. Основным понятием, которое  описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в  социум, что порождает изменения  в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее  обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в данном обществе. 

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир  меняется, требуя соответствующих изменений  и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она  не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже  не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и  изменения. Трехлетние дети социализированы  в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной  ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной  секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок.

 

Во всех культурах принято  делить биологическое время на соответствующие  социальные единицы.

Если рождение, половое  созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает  каж-дому из них вполне определенное социальное значение.

Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается  готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный  процесс. Он включает в  себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой

информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение  является агентурой социализации, а  декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.

Социализация – это  процесс, который продолжается всю  жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут  меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией  понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь.  Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей.

Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Факторы и стадии социализации личности

Процесс социализации личности состоит из трех факторов, фаз. В  первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться  быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Социализация включает в  себя различные этапы, стадии. В современной  социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.

 

1.2 Социальное  воспитание как процесс целенаправленной  и  регулируемой социализации, его задачи и принципы.

Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный  и нерегулируемый, стихийный характер. Как относятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах социализация всегда имеет целенаправленный характер и не может быть по форме стихийной, а в неформальных объединениях – наоборот.

Возможность одновременного существования социализации и как  целенаправленного и как нерегулируемого  процесса поясним с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе  усваиваются важные знания, многие их которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик на уроке усваивает не только те социальные знания, которые являются с целью  урока, не только те социальные правила  и нормы поведения, которые декларируются  учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик усваивает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным», с точки зрения учителя  или воспитателя. Это не опыт декларируемых  правил и норм, а реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального  взаимодействия учителя с учениками, учеников между собой, учителей между  собой. И этот опыт может быть как  позитивным, так и негативным. Он может совпадать с целями процесса воспитания (и тогда он лежит в  русле данного целенаправленного  процесса социализации личности), а  может противоречить поставленным целям.

Принципы социального  воспитания:

Социально-педагогические

1. Принцип гуманистической  направленности воспитания –  предполагает последовательное  отношение субъектов социального  воспитания и дополнительного  образования к детям и молодежи  как к ответственным и самостоятельным  субъектам собственного развития, культивирование субъект –субъектных отношений в воспитательном пространстве региона. В случае реализации данного принципа социальное воспитание может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степени становления его жертвой социализации (А.В. Мудрик).

2. Принцип природосообразности предполагает, что социальное воспитание

 

и дополнительное образование  детей и молодежи должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться  с общими законами развития природы  и человека как ее неотрывной части; развивать у него ответственность  за дальнейшую эволюцию ноосферы в  целом и самого себя. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации (в идеале, вплоть до индивидуализации). С учетом пола и возраста необходимо формировать у учащихся установку на здоровый образ жизни, навыки выживания в экстремальных условия.

3. Принцип поликультурности  – заключается в том, что социальное воспитание и дополнительное образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной (для системы профессионального образования, например, это будет проявляться в том числе в соединении обучения с производительным трудом), коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе). Данный принцип требует постоянного «равновесия» с окружающим социумом (то есть учет динамики изменений в обществе). Содержание, методы и формы воспитания будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования.

маё задание.docx

— 16.57 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации