Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31
Изм.
Лист
№ Документа_
Подпись_
_Дата_
Лист_
КР 1-08 01 01-06.10035
Введение
Есть вечные темы, будто обреченные на неизменную актуальность и привлекательность. К таким темам и относиться воспитание личности, его социализация, т. е его социальное воспитание в обществе, в коллективе, в социуме. Потому что личностью человек, индивид становиться в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания совей неповторимости как субъекта деятельности, члена общества.
Проходящие в нашей стране экономические, политические и социальные условия резко обострили социальные противоречия. Таким образом, можно констатирован, что в процессе социализации заложен внутренний, не до конца разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определённый баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.
Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивид, и что личность есть продукт общественного развития и включение индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения
Проблема воспитания подрастающего
поколения оставалась и остается
наиболее актуальной на протяжении существования
человечества, и нет единого подхода
в воспитании личности. Процесс становления
личности происходит постепенно, здесь
невозможно ожидать сиюминутных
результатов. Воспитание можно рассматривать
как относительно социально контролируемый
процесс развития человека в ходе
его социализации. В процессе воспитания
происходит становления личности, социальная
микросреда является одним из важнейших
факторов. Общественное (социальное) воспитание
– это педагогически
Объектом исследования является целостный педагогический процесс, направленный на социальное воспитание личности школьника, его социализации с использованием различных методов, приемов и направлений в деятельности, в приобретении социального опыта в жизни общества детей подросткового возраста.
Предмет исследования социальное воспитание школьника в учебной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать
опыт педагогической работы по
реализации принципов
Практическая значимость
работы заключается в том, что
социализация (воспитание) как процесс
осуществляется как в ходе
целенаправленного воздействия
на человека в системе
1 Социализация
личности школьника как
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации.
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Социализация - процесс, посредством
которого индивидом усваиваются
нормы его группы таким образом,
что через формирование собственного
"Я" проявляется уникальность
данного индивида как личности, процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок.
Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы.
Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каж-дому из них вполне определенное социальное значение.
Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.
Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.
В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой
информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.
Социализация – это
процесс, который продолжается всю
жизнь. Однако на различных этапах ее
содержание и направленность могут
меняться. В связи с этим выделяют
первичную и вторичную
Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Факторы и стадии социализации личности
Процесс социализации личности
состоит из трех факторов, фаз. В
первой происходит адаптация индивида,
т. е. осваивая различные социальные
нормы и ценности, он должен научиться
быть как все, уподобиться всем, «потерять»
на время свою личность. Вторая фаза
характеризуется стремлением
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.
1.2 Социальное
воспитание как процесс
Социализация может носить
одновременно регулируемый, целенаправленный
и нерегулируемый, стихийный характер.
Как относятся понятия «
Возможность одновременного
существования социализации и как
целенаправленного и как
Принципы социального воспитания:
Социально-педагогические
1. Принцип гуманистической
направленности воспитания –
предполагает последовательное
отношение субъектов
2. Принцип природосообразности предполагает, что социальное воспитание
и дополнительное образование детей и молодежи должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части; развивать у него ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации (в идеале, вплоть до индивидуализации). С учетом пола и возраста необходимо формировать у учащихся установку на здоровый образ жизни, навыки выживания в экстремальных условия.
3. Принцип поликультурности – заключается в том, что социальное воспитание и дополнительное образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру (основываться на общечеловеческих культурных ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, материальной, производственной (для системы профессионального образования, например, это будет проявляться в том числе в соединении обучения с производительным трудом), коммерческой, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе). Данный принцип требует постоянного «равновесия» с окружающим социумом (то есть учет динамики изменений в обществе). Содержание, методы и формы воспитания будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования.
Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации