Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать сущность социального воспитания личности школьника
Задачи исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по социальному воспитанию школьника;
2. Изучить и описать опыт педагогической работы по реализации принципов социального воспитания личности школьника, на практике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Социализация личности школьника как педагогическая проблема
1.1 Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации…………………………………………………………….5
1.2 Социальное воспитание как процесс целенаправленной и регулируемой социализации, его задачи и принципы………………..8
1.3 Характеристика системы социального воспитания в Республике Беларусь…………………………………………………………………14
Глава 2 Социализация и социальнае воспитание учащихся на современном этапе
2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1)…………….19
2.2 Социальное воспитание учащихся в условиях молодежных общественных объединений, учреждений дополнительного
образования………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………..31

Файлы: 13 файлов

содержание(печать).docx

— 44.22 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник(печать).docx

— 13.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2.1.docx

— 19.18 Кб (Скачать файл)

2.1 Системный и личностный подходы в организации социального воспитания в условиях школы (из опыта работы ОШ № 1).

 

Системный подход в организации социального воспитания в условиях школы.

Процесс воспитания - сложная  динамичная система. Каждый компонент  этой системы может рассматриваться  как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного  процесса обязательно предусматривает  изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может  существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

Необходимо зафиксировать  участие элементов и систем в  процессе, т. е.                              В непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается  как динамичная система, где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

 

Критерии выделения и  анализа систем в воспитательном процессе:

-         цель и задачи;

-         содержание воспитательного процесса;

-         условия протекания воспитательного процесса;

-         взаимодействие воспитателей и воспитанников;

-         методы, применяемые в воспитательном  процессе;

-         формы воспитательной деятельности;

-         этапы (стадии) развития процесса  во времени и мн. др.

 

По целевому критерию структура  воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых  направлен процесс. В условиях ОШ №1 процесс воспитания направлен на:

-         целостное воспитание личности  с учетом цели всестороннего  гармонического развития личности;

-         формирование нравственных качеств  личности на основе общечеловеческих  ценностей, социально ориентированной  мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер  развития личности;

-         приобщение школьников к общественным  ценностям в области науки, культуры, искусства;

-         воспитание жизненной позиции,  соответствующей демократическим  преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

-         развитие склонностей, способностей  и интересов личности с учетом  ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

-         организацию познавательной деятельности  школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

-         организацию личностной и социально  ценной, многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной  целью воспитания качеств личности;

-         развитие важнейшей социальной  функции личности – общение  в изменяющихся условиях трудовой  деятельности и повышение социальной  напряженности.

 

Критерий – последовательность этапов, через которые обязательно  должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна  для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного  процесса.

 

Эффективность воспитания зависит:

1.     От сложившихся воспитательных отношений.

2.     От соответствия  цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3.     От соответствия  социальной практики и характера  (направленности, содержания) влияния  на воспитанников. 

 

Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном  развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс  развивается в соответствии с  действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

Диалектика воспитательного  процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним  из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления  личности, выступает противоречие между  возникающими у нее новыми потребностями  и возможностями их удовлетворения. 

Возникающие при этом «рассогласование»  побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые  знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

Назначение воспитания –  правильно сориентировать формирование  личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Внешние противоречия также  сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного  процесса. Отмечу сильно обострившееся  противоречие содержание информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом  нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания также, как и преобладание словесных  методов воспитания и относительно их обособленности от практического поведения личности.

Особенно внимательно  педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними  стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.

 

Личностный подход в организации социального воспитания в условиях школы.

 

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столько знания воспитательного возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора  на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности  (характер, темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных  ведущих качеств, не обеспечивают достаточных  оснований для высококачественного  личностно – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненные планы,  направление личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными  особенностями. Но только приоритет  главных личностных характеристик  выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода  в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и  хорошо знал индивидуальные особенности  темперамента, черты характера, взгляды,  вкусы, привычки своих воспитанников.

2) имел диагностировать  и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.

3) постоянно привлекал  каждого воспитанника к посильной  для него и все усложняющейся  по трудности воспитательной  деятельности, обеспечивающей прогрессивное  развитие личности.

4) своевременно выявлял  и устранял причины, которые  могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось  вовремя выявить и устранить  – оперативно изменял тактику  воспитания в зависимости от  новых сложившихся условий и обстоятельств.

5)  максимально опирался  на собственную активность личности

6) сочетал воспитание  с самовоспитанием личности, помогал  в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

7) развивал самостоятельность,  инициативу, самостоятельность воспитанников,  не столько руководил, сколько  умело организовывал и направлял  ведущую  к успеху деятельность.

 

Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном  снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке  ряда качеств из-за уменьшения с  возрастом пластичности нервной  системы, нарастания психологической  сопротивляемости  внешнему воздействию  и необратимости сензитивных периодов.

Учитывая возросший уровень  знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель  и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для  своих воспитанников высоким  примером нравственности, носителем  человеческих достоинств и ценностей.


Введение.docx

— 16.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 13.45 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсач(печать).docx

— 75.65 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

маё задание.docx

— 16.57 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Понятие «социализация личности». Факторы и стадии процесса социализации