Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой;
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
На основе проделанной работы, исходя
их полученных результатов рекомендуем
провести следующую работу :
Рекомендации для воспитателя :
1. Провести исследование по диагностике
Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью
изучения индивидуально-психологических
особенностей ребенка (№17.с.235)
2. Организовать консультации по темам
: «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем
малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент»,
«Развитие волевого поведения у дошкольников».
В организации занятий следует учитывать
склонности детей.
Рекомендую развивающие игры, направленные
на развитие нравственно-волевых качеств
личности ребенка (см.приложение.№3).
Предлагаю и рекомендую книги для прочтения
: 1. Воспитателю о работе с семьей. Под
ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение»,
1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии
ребенка. М., 1972г.
3.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или
развивающие игры». М., 1990г.
Рекомендации для родителей:
Необходимо уделять больше внимание самообразованию.
Выполнять все требования предъявляемые
педагогом.
Предлагаю книги для прочтения :
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие
игры для детей младшего дошкольного возраста».
М., 1991 г.
Диалоги о воспитании : Книга для родителей
/ Под ред. В.Н.Столетова М., 1982г.
Островская Л.Ф. «Педагогические знания
- родителям». М., 1983г.
+
Проблема индивидуального
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств – входит в круг проблем современного общества.
Так уж устроена природа, что в ней никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей: в человеческом обществе каждый индивидуален и неповторим. Только что появившийся на свет кроха не только одарен от природы уникальным набором генов, но и с пеленок проходит свой, особый путь развития.
Усиление гуманистических и
демократических тенденций в
жизни современного общества требует
переноса акцентов в процессе воспитания
с массовых педагогических явлений
на личность ребёнка, детального изучения
возможностей и обстоятельств его
индивидуального развития, условий
самореализации человека на различных
этапах его жизнедеятельности. В
связи с этим, в настоящее время,
в процессе воспитания личности педагоги
во всех учебно-воспитательных учреждениях
встречают достаточно серьёзные
трудности на пути перехода от образовательного
стандарта до практического осуществления
формирования творческой, всесторонне
развитой личности обучаемого, способного
на вхождение в современную
Педагог стоит между личностью воспитуемого и обществом, поэтому он должен очень тонко относиться к воспитанию ребёнка. В этом случае, на смену массовых воспитательных мероприятий приходит педагогика тонкого индивидуального подхода. Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Этой проблемой занимались такие великие люди как Сократ, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.Н, Толстой, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.
Специалисты по детскому воспитанию
и развитию считают, что воспитание
и обучение должны максимально опираться
на индивидуальность. Необходимость
индивидуального подхода
В данной работе рассматриваются теоретические
аспекты индивидуального
Цель работы: Раскрыть сущность индивидуального подхода в дошкольном образовании.
Задачи работы:
Для осуществления задач
В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение: "Индивидуальный подход в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательского процесса по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребенка"2.
Похожее определение приводится и
в психологическом словаре: "Индивидуальный
подход - важнейший психолого-
Индивидуальный подход – психолого-педагогический
принцип, согласно которому в учебно-воспитательной
работе надо учитывать личностные особенности
и условия жизни каждого
Индивидуальный подход — это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для конкретного ребенка применение различных воздействий. Поддерживая стремление ребенка к самореализации и самоутверждению, педагог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями.5
Следует различать
Дифференциация обучения - это создание
условий для обучения детей, имеющих
различные способности и
Не стоит путать также индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог - ученик», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.
Последнее время педагоги стали
употреблять наряду с термином индивидуальный
подход такое понятие как
Говоря проще, все внешние социализирующие
личность факторы (средовые и воспитательные
воздействия) способствуют ее развитию
и формированию только тогда, когда
они взаимодействуют с
Развитие личности, будучи многофакторным
процессом, требует постоянного
изучения и умелого учета педагогических
воздействий всех факторов, которые
сказываются на этом развитии. Только
опираясь на положительные средовые
влияния, природные задатки и
способности учащихся и нейтрализуя
негативные влияния, воспитание в состоянии
играть действительно определяющую
роль в формировании личности. Обеспечивая
высокий уровень развития учащихся,
воспитание ни в коем случае не может
допускать нивелировки и
Проблема индивидуального
Замечательный русский педагог
К.Д. Ушинский разработал обширную методику
приёмов индивидуального
Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Что особенно важно, они рассматривали вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков, о воспитании стойкости в связи с общими задачами подготовки людей, способных вести решительную борьбу с общественным злом, крепостничеством.
А.С. Макаренко, нацеливаясь на необходимость
индивидуального подхода в
При этом Н.К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании