Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 175.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуем  провести следующую работу :  
Рекомендации для воспитателя :  
1. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка (№17.с.235)  
2. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы  
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».  
В организации занятий следует учитывать склонности детей.  
Рекомендую развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка (см.приложение.№3).  
Предлагаю и рекомендую книги для прочтения : 1. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.  
3.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». М., 1990г.  
 
Рекомендации для родителей:  
Необходимо уделять больше внимание самообразованию.  
Выполнять все требования предъявляемые педагогом.  
Предлагаю книги для прочтения :  
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М., 1991 г.  
Диалоги о воспитании : Книга для родителей / Под ред. В.Н.Столетова М., 1982г.  
Островская Л.Ф. «Педагогические знания - родителям». М., 1983г.  
 
 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5

1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5

1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6

1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8

1.4 Особенности индивидуального подхода 10

ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12

2.1 Учет индивидуальных особенностей 12

2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13

ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17

3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17

3.2 Принципы индивидуальной работы 18

3.3 Этапы индивидуальной работы 19

3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22

3.5 Технология индивидуального подхода 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

 

ВВЕДЕНИЕ

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование  личных качеств – входит в круг проблем современного общества.

Так уж устроена природа, что в ней  никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей: в человеческом обществе каждый индивидуален и неповторим. Только что появившийся на свет кроха не только одарен от природы уникальным набором генов, но и с пеленок проходит свой, особый путь развития.

Усиление гуманистических и  демократических тенденций в  жизни современного общества требует  переноса акцентов в процессе воспитания с массовых педагогических явлений  на личность ребёнка, детального изучения возможностей и обстоятельств его  индивидуального развития, условий  самореализации человека на различных  этапах его жизнедеятельности. В  связи с этим, в настоящее время, в процессе воспитания личности педагоги во всех учебно-воспитательных учреждениях  встречают достаточно серьёзные  трудности на пути перехода от образовательного стандарта до практического осуществления  формирования творческой, всесторонне  развитой личности обучаемого, способного на вхождение в современную культуру общества, будущего гражданина на уровне мировой культуры.

Педагог стоит между личностью воспитуемого и обществом, поэтому он должен очень тонко относиться к воспитанию ребёнка. В этом случае, на смену массовых воспитательных мероприятий приходит педагогика тонкого индивидуального подхода. Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Этой проблемой занимались такие великие люди как Сократ, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.Н, Толстой, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Специалисты по детскому воспитанию и развитию считают, что воспитание и обучение должны максимально опираться  на индивидуальность. Необходимость  индивидуального подхода вызвана  тем обстоятельством, что любое  воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через "внутренние условия", без  учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. "Всемерная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих моментов всего дошкольного образования: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности ребёнка, раскрываться его особенные, уникальные способности"1.

В данной работе рассматриваются теоретические  аспекты индивидуального подхода, раскрываются его принципы и особенности  организации, а так же даются рекомендации педагогам по осуществлению индивидуального  подхода.

Цель работы: Раскрыть сущность индивидуального подхода в дошкольном образовании.

Задачи работы:

    • проанализировать состояние проблемы в теории;
    • раскрыть понятие «индивидуальный подход»;
    • рассмотреть индивидуальные особенности личности ребенка;
    • описать условия, принципы, этапы и технологии индивидуального подхода.

Для осуществления задач применялись  методы теоретического анализа психолого-педагогической и методологической литературы, по проблеме применения индивидуального  подхода в дошкольном образовании.

ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПОДХОДА

1.1 Понятие «индивидуальный подход»

В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение: "Индивидуальный подход в воспитании - осуществление  педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов  и др.) в значительной степени  влияющих на поведение в различных  жизненных ситуациях. Суть индивидуального  подхода составляет гибкое использование  педагогом различных форм и методов  воспитательного воздействия с  целью достижения оптимальных результатов  учебно-воспитательского процесса по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход может применяться  для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения  и свойств личности конкретного  ребенка"2.

Похожее определение приводится и  в психологическом словаре: "Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка"3.

Индивидуальный подход – психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности  и условия жизни каждого обучаемого. В индивидуальном подходе находит  свое выражение гуманное отношение  к людям, понимание их как исключительных ценностей. Успешное осуществление индивидуального подхода предполагает: глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому. Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в воспитательной и образовательной деятельности.4

Индивидуальный подход — это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для конкретного ребенка применение различных воздействий. Поддерживая стремление ребенка к самореализации и самоутверждению, педагог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями.5

1.2 Отличие понятий «индивидуальный  подход», «дифференцированный подход»,  «персонификация воспитания»

 Следует различать индивидуальный  и дифференцированный подход  в обучении.

Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих  различные способности и проблемы, путем организации учащихся в  однородные группы6.

Не стоит путать также индивидуальное обучение и индивидуальный подход к  обучению. Если первый предполагает систему  «Педагог - ученик», то во втором случае педагог занимается с группой  учащихся, но при этом учитывает  особенности каждого ребенка  в отдельности.

Последнее время педагоги стали  употреблять наряду с термином индивидуальный подход такое понятие как персонификация воспитания. Под персонификацией  понимается «сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного  содержания социализирующих и регулирующих факторов с различными типами социально-психических  и идеологических процессов, свойств  и отношений, образующих целостный  личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, стремления)»7.

Говоря проще, все внешние социализирующие  личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда  они взаимодействуют с внутренними  механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно: с  ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них  положительное влияние.

Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного  изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые  сказываются на этом развитии. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и  способности учащихся и нейтрализуя  негативные влияния, воспитание в состоянии  играть действительно определяющую роль в формировании личности. Обеспечивая  высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может  допускать нивелировки и уравниловки  в их личностном формировании. Его  важнейшей задачей является выполнение и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных  задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия  и индивидуальности. 8

1.3 Проблема индивидуального подхода  в трудах великих педагогов

Проблема индивидуального подхода  в воспитании имеет длительную историю  развития. Еще великий чешский  педагог Ян Амос Коменский создал педагогическую систему, в которой разработал дидактические основы (содержание и методы) образования и воспитания. В педагогической системе Коменского учитываются индивидуальные особенности детей и показываются способы их выявления путем систематических наблюдений. Он видел организацию индивидуальной работы в сочетании с коллективной. Педагогически труды Коменского не утратили своей актуальности и в наше время.

Замечательный русский педагог  К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода  к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в  то же время высказывал мнение, что  в сложном процессе индивидуального  подхода к ребёнку нельзя дать каких-то определённых советов и  рецептов. Тем самым он подчеркнул творческий характер проблемы, предложив  воспитателю самому выбирать из имеющегося арсенала педагогических средств те, что наиболее помогут ему подойти  к данному ребёнку в данной ситуации. Он подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»9. До сегодняшних дней идеи К.Д. Ушинского привлекают внимание педагогов, когда обсуждаются сочетания коллективных и индивидуальных форм работы на уроке.

Немалый вклад в развитие вопроса  об индивидуальном подходе к детям  внесли революционные демократы  А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Что особенно важно, они рассматривали вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков, о воспитании стойкости в связи  с общими задачами подготовки людей, способных вести решительную  борьбу с общественным злом, крепостничеством.

А.С. Макаренко, нацеливаясь на необходимость  индивидуального подхода в воспитании, писал: «Мы ожидаем, когда ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его «воспитывать». Ученик, не совершающий проступков, нас не занимает, куда он идет, какой  характер развивается в кажущемся  его внешнем порядке - мы не знаем и узнавать не умеем». Таким образом, он подчеркивал важность знания индивида для прогнозирования пути его развития10. Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

При этом Н.К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка она  рассматривала как обязательное и необходимое условие его  всестороннего развития.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании