Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой;
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Огромная заслуга А.С.Макаренко
состоит в том, что он не только обосновал,
но и фактически осуществил в своей практической
деятельности основные положения индивидуального
подхода к детям.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко
связывал не только с особенностями человека,
но и с темпераментом, с чертами характера.
Он считал, что учет проявлений характера
и темперамента сложен и должен быть очень
тонок по своей воспитательной инструментовки
: «Цели индивидуального воспитания заключаются
в определении и развитии личных способностей
и направленностей в области не только
знания, но и характера…» (№21.с.19).
Методологическое обоснование и теоретические
положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко,
являются исходными для дальнейшего развития
педагогике проблемы индивидуального
подхода к детям.
Вскрыв сущность индивидуального подхода
в воспитании, установив его связь с жизнью,
они обосновали положение о том, что методы
и подходы индивидуального подхода в процессе
воспитания и обучения зависят от общих
целей и задач воспитания, учета возрастных
и индивидуальных особенностей и характера
деятельности ребенка. Индивидуальный
подход к детям осуществлялся ими в плане
проектирования лучших качеств личности,
а не только как процесс перевоспитания
и исправления недостатков.
Проблема индивидуального подхода к детям
получила всестороннее развитие в практическом
опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского.
Он подчеркивал важность развития индивидуального
своеобразия личности ребенка.
Путь изучения индивидуальных особенностей
ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным
начинать с его семьи, одновременно подчеркивая
необходимость педагогического просвещения
родителей : «По моему глубокому убеждению,
педагогика должна стать наукой для всех…»
(№8.с.9). При этом он отмечал, что общие
формы работы с родителями необходимо
сочетать с индивидуальными, так как в
каждой семье свой уклад жизни, традиции
и сложные взаимоотношения между ее членами.
В.А.Сухомлинский находил интересные
формы работы для развития индивидуальности
каждого ребенка при воспитании его эстетических
чувств.
Проблема индивидуального подхода к детям
не может быть успешно решена без знаний
педагогом психологии. Советские психологи
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская,
Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой
индивидуального подхода в связи с решением
задач формирования личности. Современная
психология выделяет следующие существенные
признаки понятия личности : личность
– индивидуальность, то есть неповторимое
сочетание физических и психологических
особенностей, присущих конкретному человеку
и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении,
устремлении, делах личности проявляется
человек как гражданин ; чем богаче его
духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды,
тем большую пользу принесет он обществу
своим трудом.
Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.
Проблема формирования
личности включает учение о
характере, и советские
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности.
Характер не является
врожденным, его нужно воспитывать
и развивать. При этом следует
отметить, что основными условиями
становления характера
Деятельность – важнейшая форма проявления
жизни человека, его активного отношения
к окружающей действительности. В деятельности
обязательно должна быть поставлена определенная
цель, что придает действиям направленность
и осознанность. Основными видами деятельности
ребенка являются игра, а также посильный
труд, как физический, так и умственный,
учебная деятельность.
В активной деятельности развиваются
психические процессы, формируются умственные,
эмоциональные и волевые качества личности,
ее способности и характер. Проблема индивидуального
подхода, поэтому не может рассматриваться
вне деятельности, без учета отношения
ребенка к окружающим, его интересов.
Необходимым условием осуществления индивидуального
подхода является органическое сочетание
дифференцированного подхода к каждому
ребенку с воспитанием и формированием
коллектива.
Очень важным условием эффективности
индивидуального подхода
Индивидуальный подход требует большого
терпения от педагога, умения разобраться
в сложных проявлениях. Во всех случаях
необходимо найти причину формирования
тех или иных индивидуальных особенностей
ребенка.
В основе индивидуального подхода лежит
выявление особенностей ребенка. Великий
русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде
«Человек как предмет воспитания» писал
: «Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях»
(№8.с.13).
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По своему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» (8,с.9). при этом он считал, что общие формы работы с родителями, необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между членами.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
II.Индивидуальный
подход в воспитательном процессе.
2.1.Учет индивидуальных особенностей.
При изучении индивидуальных
особенностей детей следует обращать
внимание на изучение их физического
состояния и здоровья, от которых
во многом зависит их внимание на уроке,
занятии и общая
Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы, а также предрасположенность
к более успешному изучению тех или иных
предметов. С учетом этих особенностей
осуществляется индивидуальный подход
к детям в обучении : более сильные нуждаются
в дополнительных занятиях с тем, чтобы
интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности; слабейшим детям нужно оказывать
индивидуальную помощь в учении, развивать
их память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять
изучению чувственно-эмоциональной сферы
детей и своевременно выявлять их, кто
отличается повышенной раздражительностью,
болезненно реагирует на замечания, не
умеет поддерживать благожелательных
контактов с товарищами. Не менее существенным
является знание характера каждого ребенка
с тем, чтобы учитывать его при организации
коллективной деятельности, распределение
общественных поручений и преодолении
отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также
ознакомления с условиями домашней жизни
и воспитания, их внешкольные увлечения
и контакты, которые оказывают значительные
влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает
знание педагогами, таких важных вопросов,
которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью
детей и включают в себя степень восприимчивости,
педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных
качеств.
Изучение индивидуальных особенностей
детей требует значительного времени
и систематических наблюдений. С этой
целью педагогу необходимо вести дневник,
записывая в нем особенности поведения
воспитанников, делая периодически краткие
обобщения результатов наблюдения. Индивидуальные
особенности ребенка также связаны с типом
его нервной деятельности, являющимся
наследственным. И.П.Павлов в своем учении
о высшей нервной деятельности выявил
основные свойства нервных процессов
:
1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
3. Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа
высшей нервной деятельности :
1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.
Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
3. Сильный ,уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
4. Слабый, характеризующийся слабостью, как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойство нервной системы
каждого человека не укладываются в
какой-то один «чистый» тип высшей нервной
деятельности. Как правило, индивидуальная
психика отражает смешение типов
или проявляется как
При учете возрастных особенностей развития
детей педагог во многом опирается на
обобщенные данные педагогики и возрастной
психологии. Что же касается индивидуальных
различий и особенностей воспитания отдельных
детей, то здесь ему приходиться полагаться
лишь на этот материал, который он получает
в процессе личного изучения воспитанников.
Таким образом, только глубокое
изучение и знание особенностей развития
каждого ребенка создает
2.2.Единство осуществления
индивидуального подхода в
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Для ребенка семья
является естественной
Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.
Влияние семьи нередко
бывает столь сильным, что
В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании